Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Да будет ток

На рынке электрической энергии появится новая форма договора купли-продажи электрической энергии для производителей возобновляемых источников энергии

В рамках подготовки к внедрению новых правил функционирования рынка электрической энергии Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), опубликован проект постановления «Об утверждении нормативноправовых актов, регулирующих деятельность гарантированного покупателя и покупку электрической энергии по «зеленому» тарифу». Данный документ содержит проект Типового договора куплипродажи электрической энергии между гарантированным покупателем и субъектом хозяйствования, производящим электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии (PPA — Power Purchase Agreement, договор куплипродажи электрической энергии по «зеленому тарифу»), и Порядок покупки электрической энергии по «зеленому тарифу» (Порядок). Проект постановления был обнародован НКРЭКУ в сентябре 2018 года, и в конце декабря 2018 года состоялось публичное обсуждение проекта в НКРЭКУ.

20 декабря 2018 года Верховной Радой Украины в первом чтении был принят законопроект  8449-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии» (Закон об аукционах). Закон об аукционах предусматривает введение аукционов для новых производителей электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). При этом Законом об аукционах также определяются некоторые аспекты регулирования РРА.

Порядок и Закон об аукционах еще не приняты и находятся на рассмотрении. Однако в текущих редакциях указанные нормативные акты имеют определенные различия в сроке действия предварительного РРА (pre-PPA). Согласно Порядку pre-PPA может быть расторгнут гарантированным покупателем в случае невведения в эксплуатацию объекта энергетики в течение трех лет с даты регистрации декларации о начале строительных работ или получения разрешения на строительство. По Закону об аукционах солнечная электростанция должна быть введена в эксплуатацию в течение двух лет, а другие объекты энергетики — в течение трех лет с даты заключения pre-PPA. Но для реализации проектов ВИЭ в переходный период от «зеленого тарифа» к аукционам важен единый подход к вопросу условия действия pre-РРА в нормативных актах.

PPA выступает основным договором для реализации проектов ВИЭ. Как отмечается в докладе Международной ассоциации возобновляемой энергетики (IRENA), PPA является ключевым условием bankability (финансовой привлекательности) проекта ВИЭ.

В связи с важностью РРА для проектов возобновляемой энергетики от принятия Порядка и Закона об аукционах будет зависеть возможность привлечения инвестиций в новые проекты ВИЭ. Тем не менее, пока рассматриваются проекты данных нормативных актов, открытыми остаются следующие вопросы.

Порядок заключения PPA

Сегодня PPA заключаются ГП «Энергорынок» отдельно с каждым производителем ВИЭ по примерной форме. Но при обсуждении Порядка и РРА ГП «Энергорынок» предлагало сделать РРА договором присоединения. Согласно статье 634 Гражданского кодекса Украины договором присоединения является договор, условия которого установлены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах. Договор присоединения может быть заключен только путем присоединения к нему второй стороны. ГП «Энергорынок» предложило такой подход для упрощения процедуры заключения PPA, однако он может ограничивать права производителей ВИЭ. В соответствии с частью 4 статьи 179 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины при заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание договора на основе типового договора, утвержденного органом государственной власти. Стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия. Таким образом, договор присоединения может ограничить права производителей ВИЭ.

Кроме заключения новых РРА при обсуждении Порядка рассматривался вопрос перезаключения действующих PPA с ГП «Энергорынок». По действующим РРА Порядком предлагается заключение дополнительного соглашения о замене стороны обязательства и приведение в соответствие с новой формой РРА. Но при обсуждении Порядка рассматривался вариант расторжения действующих РРА с ГП «Энергорынок» и заключения нового РРА с гарантированным покупателем. Однако такой подход не соответствует положениям Закона Украины «О рынке электрической энергии». Гарантированный покупатель является правопреемником ГП «Энергорынок» по заключенным РРА. При этом обобщенные замечания к Порядку свидетельствуют о том, что производители ВИЭ и профильные ассоциации поддерживают механизм замены путем заключения дополнительного соглашения. Важно отметить, что перезаключение действующих договоров должно произойти до начала работы нового рынка электрической энергии.

Будет ли PPA bankability?

Для привлечения инвестиций ключевым условием является соответствие PPA требованиям банковских учреждений относительно финансирования проектов (bankable PPA). В 2017 году НКРЭКУ были внесены изменения в Примерный договор куплипродажи электрической энергии между ГП «Энергорынок» и субъектами хозяйствования, которые производят электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии. Это позволило достичь определенных результатов для улучшения bankability текущего РРА. Ключевые новации внесенных изменений предусматривали следующее:

концепцию предварительного заключения договора (Pre-PPA);

фиксацию срока действия договора доянваря 2030 года;

четкое определение форсмажора;

возможность переуступки права требования для защиты прав кредиторов;

обращение в международный арбитраж для защиты прав инвесторов.

Поэтому для привлечения инвесторов сейчас очень важно сохранить в новом Типовом PPA внесенные в 2017 году условия для bankability PPA.

По мнению Европейского банка реконструкции и развития, от РРА зависит решение о финансировании проекта ВИЭ, и bankable PPA может снизить стоимость финансирования. Анализируя проект типового PPA, можно сказать, что он частично соответствует требованиям к bankable PPA. В то же время при обсуждении Порядка и Типового РРА рассматривались такие важные условия bankability PPA, как возможность переуступки права требования и обращения в международный арбитраж.

Переуступка права требования по РРА часто применяется для финансирования проектов ВИЭ. Для того чтобы переуступить другие права и обязанности, производитель ВИЭ должен получить письменное согласие от гарантированного покупателя, кроме случаев получения финансирования. Для целей финансирования проектом Типового PPA предусмотрено, что производитель ВИЭ может самостоятельно переуступить любой третьей стороне денежные средства, уплаченные гарантированным покупателем на его банковский счет.

В ходе рассмотрения проекта Типового PPA обсуждался вопрос арбитражной оговорки. Проектом Типового PPA предусмотрено, что спор может решаться соответствующим хозяйственным судом Украины или рассматриваться в арбитраже по Арбитражным правилам Международной торговой палаты (ICC). При этом возможность обращения в арбитраж также предусмотрена Законом об аукционах. Согласно Закону об аукционах по заявлению победителя аукциона разрешение споров будет происходить в международном коммерческом арбитраже. Но на право обращения в арбитраж по Закону об аукционах могут рассчитывать только предприятия с иностранными инвестициями согласно части 2 статьи 63 ХК Украины. В отличие от Закона об аукционах проект Типового РРА не ограничивает обращение в международный арбитраж для компаний без иностранных инвестиций. При этом важно предусмотреть единые условия обращения в арбитраж по Закону об аукционах и Типовому РРА.

Будут ли доверять PPA?

Для планирования инвестиций в ВИЭ инвесторам важно, чтобы в PPA был указан размер «зеленого тарифа» в евроцентах, по которому производители ВИЭ будут продавать электроэнергию гарантированному покупателю. Однако в проекте Типового PPA такой тариф не зафиксирован. Предусматривается только, что производитель по «зеленому тарифу» продает гарантированному покупателю электрическую энергию по тарифам, величины которых для каждой генерирующей единицы устанавливает НКРЭКУ в национальной валюте Украины в соответствии с утвержденным порядком. Поскольку «зеленый тариф» устанавливается НКРЭКУ, гарантированный покупатель не может указывать размер тарифа в евроцентах в РРА. При этом вопрос предоставления размера «зеленого тарифа» в евроцентах инвестору требует дополнительного обсуждения.

Кроме размера «зеленого» тарифа инвесторов также интересуют гарантии исполнения PPA. Согласно проекту Типового PPA за нарушение порядка оплаты производителям по «зеленому тарифу» гарантированному покупателю будет начисляться пеня в размере 0,2 % от неоплаченной суммы за каждый день просрочки. Также предусмотрен штраф для гарантированного покупателя в сумме 100 грн за неуплату средств более 30 дней. Такой размер штрафных санкций не способствует доверию инвесторов к PPA для реализации проектов ВИЭ и не соответствует аналогичным условиям в других договорах в соответствии с Порядком. Так, согласно проекту Типового договора о предоставлении услуг по обеспечению увеличения доли производства электроэнергии из альтернативных источников кроме пени предусмотрен штраф в размере 7 % от стоимости услуг за просрочку более 30 дней. Поэтому условия о штрафных санкциях PPA требуют доработки для повышения доверия инвесторов.

Таким образом, PPA имеет существенное значение для привлечения инвестиций и финансирования в проекты ВИЭ. При этом для развития проектов ВИЭ важно обеспечить инвесторам bankable PPA и гарантии исполнения обязательств, такие как условия ответственности за нарушения PPA.

ГРИЦЫШИНА Марина советник ЮФ Sayenko Kharenko, гКиев,

НОВИК Богдан — младший юрист ЮФ Sayenko Kharenko, г. Киев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: