Налогообложение цифровой экономики — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Цифровой пролог

Налогообложение цифровой экономики

Пока ОЭСР разрабатывает единую концепцию по введению «цифрового» налога, парламентарии готовят законодательную почву к его внедрению в Украине

Эра диджитализации, цифровая экономика, налоговая транспарентность заставляют весь мир шагать в ногу со временем и разрабатывать новые концепции и механизмы для создания равных условий для всех субъектов хозяйствования в налоговой сфере. А ведь еще лет пять назад многие страны только начинали задумываться о том, как воплотить в жизнь план действий Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по предотвращению размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (план BEPS). Часть стран все еще пытаются ввести его ключевые положения в национальное законодательство (и Украина в этом вопросе не исключение), но перед ними стоят уже новые вызовы. Ключевой вызов, который сегодня стоит перед всеми странами, — налогообложение цифровой экономики. И пока ОЭРС не разработала единую концепцию, которая позволила бы всем странам играть по единым правилам, как в случае с планом BEPS, некоторые государства избрали свой путь и приняли законодательство, предусматривающее налогообложение крупных цифровых компаний (в первую очередь идет о таких цифровых корпорациях, как Google, Amazon, Facebook, Apple, получивших название GAFA, образованное из начальных букв их наименований).

Франция стала первой европейской страной, которая ввела свой налог на цифровые услуги американских технологических гигантов, и ее примеру со временем последовали и другие европейские страны. 11 июля 2019 года французским парламентом был окончательно одобрено законодательство о так называемом налоге GAFA, устанавливающее, что каждая крупная компания в сфере IT, имеющая не менее 750 млн евро прибыли, из которых 25  млн евро — от продуктов и услуг, реализованных во Франции, должна будет заплатить в пользу государства 3 % доходов своего местного подразделения. Отметим, что введение такого налога вызвало неоднозначную реакцию США и ОЭСР. По этому пути пошла и Италия, заложив в бюджет 2020 года новый налог в размере 3 %.

Последней страной, которая намерена вводить такой налог, стала Чехия. Информация о том, что чешское правительство утвердило введение ежегодного налога для интернет-компаний Google, Amazon, Facebook и Apple, появилось 19 ноября с.г. Предположительно налог GAFA должен взиматься в этой стране уже со следующего года (как и во Франции) по ставке 7 % и также будет распространяться на компании с мировым оборотом на сумму 750 млн евро и прибылью в Чехии, превышающей 100 млн чешских крон (4,3 млн долл. США).

В отличие от европейских стран государства постсоветского региона применяют непрямое налогообложение. Например, в Беларуси изменения в Налоговом кодексе, предусматривающие необходимость уплаты «налога на Google», были приняты в конце 2016 года и вступили в силу с 2018-го. Таким образом, иностранные компании, оказывающие услуги в электронной форме потребителям — физическим лицам в Республике Беларусь, должны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) по стандартной ставке 20 %. По официальной информации Министерства по налогам и сборам Беларуси, на учете в налоговых органах состоят 53 иностранные организации, которые уплачивают НДС, оказывая электронные услуги гражданам — в основном это предоставление прав на использование музыки, видео, игр и другого цифрового контента (Google, Apple, Microsoft, Amazon, Uber, Wargaming, Booking.com).

В Российской федерации обязательство платить НДС IT-компаниями-нерезидентами вступило в силу с января 2017 года. Первоначальная ставка в размере 18 % в дальнейшем была увеличена до 20 % (с января с.г.). По информации Федеральной налоговой службы РФ, в списке иностранных компаний, которые платят «налог на Google», числится 280 организаций, перечень дополнен в этом году компаниями, работающими по системе Business-to-Business (В2В).

Очень близок к введению такого налога и Казахстан. Соответствующий проект о внесении изменений в Налоговый кодекс должен поступить в парламент в ближайшее время. Им предусмотрено, что местом осуществления услуг в электронной форме является Республика Казахстан в следующих случаях: если покупатель проживает в Казахстане; банк, в котором открыт счет физического лица для оплаты услуг, или оператор электронных денежных средств находится на территории страны; сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Казахстане; международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Республикой Казахстан.

Украина также приняла решение пойти по пути введения непрямого налогообложения. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики разрабатывает соответствующие изменения к Налоговому кодексу Украины относительно обложения НДС интернет-сервисов различных цифровых систем. Напомним, что ранее в СМИ появилась информация о том, что народные депутаты Украины от «Слуги народа» предлагают ввести налогообложение для международных видеосервисов, таких как Netflix, YouTube, Amazon, Apple, Google, а также Facebook, Instagram и др. Ключевые позиции законопроекта и причины его разработки были озвучены 15 ноября с.г. на Международной конференции «Налоговая транспарентность и эра диджитализации: украинский взгляд на глобальные налоговые вызовы», организованной Международной фискальной ассоциацией в Украине и профильным комитетом парламента. Основной задачей при оформлении идеи авторов законопроекта стало понимание того, каким именно образом на законодательном уровне следует закрепить механизм налогообложения цифровых гигантов. В дальнейшем, после непосредственных консультаций с бизнесом, который уже платит подобные налоги за границей, было принято решение применить концепцию «чем проще, тем лучше». В связи с отсутствием эффективных инструментов для контроля денежных потоков цифровых гигантов решили ввести систему непрямого налогообложения. На такое решение также повлияла готовность этих компаний уплачивать НДС на добровольной основе.

Таким образом, в законопроекте закладывается возможность добровольной регистрации плательщиками НДС IT-компаний-нерезидентов и уплаты ими налога только за те услуги, которые предоставляются по системе Business-to-Consumer (В2С). Предполагается ввести механизм регистрации онлайн на специальном сайте с возможностью формирования декларации по предоставленным услугам и уплаты налога в режиме онлайн. Более того, как указали авторы, какие-либо налоговые проверки для цифровых гигантов в законопроекте на данном этапе не предусмотрены. Уже до конца года документ вынесут на общественное обсуждение, и, возможно, он будет принят в следующем году. К слову, при презентации наработок к будущему законопроекту акцентировалось внимание, что вопрос о введении налога на прибыль, как это было сделано во Франции и других странах, пока не поднимается. Эксперты отмечают, что набор таких односторонних мер, не связанных друг с другом для транснациональных корпораций, предоставляющих услуги в этой сфере, приводит к ряду рисков, которые негативно сказываются на ведении бизнеса. Как отмечалось выше, ОЭСР активно выступает против такого подхода и призывает страны к работе над единой концепцией для введения «цифрового» налога по единым правилам для всех юрисдикций. Кроме того, именно схема В2С в контексте непрямого налогообложения для Украины наиболее приемлема, поскольку цифровые гиганты по ней уже работают в других странах нашего региона и являются добросовестными налогоплательщиками. Впрочем, как раз аспект добросовестности в некоторых экспертных кругах вызывает сомнение, так как для украинских реалий это в общем-то нонсенс. Однако для международных трансграничных компаний уплата налога — это не просто обязанность, а показатель ответственности ведения бизнеса. Тем не менее говорить о существенных поступлениях в бюджет в случае введения «налога на Google» рано, по крайней мере до тех пор, пока бизнес не увидит финальную версию законопроекта.

Следует отметить, что и Государственная налоговая служба Украины, и профильное министерство неоднократно обращали внимание на тот факт, что Украина принимает активное участие в сотрудничестве с ОЭСР в вопросах унификации подходов и разработки механизмов по налогообложению цифровой экономики.

Светлана ТАРАСОВА • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA