Особенности участия государства и местного самоуправления в процессах управления городом Киевом обусловлены его столичным статусом. Сегодня эти вопросы регулируются специальным нормативно-правовым актом — Законом Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве».
30 мая с.г. в Верховную Раду Украины был внесен проект нового закона об украинской столице — «О столице Украины — городе Киеве» (законопроект №8420). Авторы законопроекта обосновывают необходимость принятия нового нормативно-правового акта тем, что нынешнее состояние местного самоуправления в городе Киеве слишком централизовано, что ограничивает возможность общины влиять на процессы в столице.
Главным нововведением законопроекта является устранение коллизии в статусе председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА).
Так, законопроект № 8420 четко определяет, что администрацию города Киева возглавляет Киевский городской голова, избранный территориальной общиной города Киева.
Напомним: статья 101 действующего закона определяет, что Киевская городская государственная администрация является исполнительным органом Киевского городского совета. В соответствии с этой нормой председателя Киевской государственной администрации назначает Президент Украины. В то же время городской голова, согласно Закону Украины «О местном самоуправлении», является главным должностным лицом территориальной общины и возглавляет исполнительный комитет городского совета.
Соответственно, возникает коллизия — законом прямо не предусмотрено, что Киевский городской голова возглавляет исполнительный орган Киевского городского совета, а Закон Украины «О местном самоуправлении» выделяет полномочие возглавлять исполнительный орган городского совета как главную функцию городского головы.
Также, согласно Закону Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве», Киевский городской голова избирается соответствующей территориальной общиной путем прямых выборов (та же норма отображена и в Законе Украины «О местном самоуправлении»). Таким образом, в случае назначения Президентом Украины председателем исполнительного органа Киевского городского совета (председатель КГГА) другого, не избранного мэром Киева, лица такой председатель получит больше полномочий, чем избранный территориальной общиной городской голова.
Как известно, сегодня председателем Киевской городской государственной администрации и Киевским городским головой является одно и то же лицо — Виталий Кличко. Этот факт свидетельствует о необходимости приведения законодательных норм в соответствие с реальным положением вещей, что исключит в будущем возможность управления Киевской городской государственной администрацией и Киевским городским советом двумя разными лицами.
Политические мотивы таких изменений попытался раскрыть независимый эксперт Тарас Черновол: «Эта история началась еще в 2000 году, когда председатель КГГА Александр Омельченко поссорился с Президентом Украины Леонидом Кучмой. Тогда Президент Украины искал способы устранить Омельченко с ключевой позиции — председателя КГГА. Избранного Киевского городского голову хотели сделать символической фигурой, вроде «английской королевы». Благодаря активной позиции демократических сил такую атаку удавалось сдерживать. Так, законодательство, действующее в тот период, четко определяло, что Президент без вариантов назначает председателем КГГА именно избранного Киевского городского голову. В дальнейшем произошел переворот, и эти две должности разделились, но норма о назначении председателя КГГА Президентом так и осталась. Такой порядок назначения ставит Киевского городского голову в зависимость от Президента Украины. Сегодня предложенный законопроект можно рассматривать как страховку для нынешнего Киевского городского головы на случай, если в результате выборов Президента придут силы, настроенные против городского головы».
Следующим важным нововведением законопроекта № 8420 является создание районных в городе Киеве советов как обязательного органа местного самоуправления. Напомним: действующий Закон Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве» предусматривает, что решение о создании районных советов принимается на усмотрение Киевского городского совета либо же районные советы могут быть созданы по решению территориальной общины города Киева путем проведения местного референдума. В настоящее время районные советы не созданы, а последняя каденция депутатов таких советов завершилась еще в 2010 году.
Тарас Черновол видит угрозы восстановления работы этого органа: «Отмена районных в городе Киеве советов была благоразумным решением. В случае их возвращения жизнь в Киеве намного ухудшится. Эти районные советы были наиболее коррумпированными представительными органами, с которыми в этом вопросе не могла конкурировать даже Верховная Рада Украины. Потребность создания таких советов вызвана необходимостью «накормить голодных» — всех тех, кто не вошел в состав парламента или городского совета».
В то же время, по мнению авторов законопроекта, ликвидация районных в городе Киеве советов привела к централизации и снижению эффективности местного самоуправления. Так как именно районные советы были наиболее приближенным к киевлянам звеном местного самоуправления и имели возможность непосредственно заниматься проблемами района, улицы, дома.
О необходимости создания районных в городе Киеве советов высказал свое мнение депутат Киевского городского совета, экс-депутат Днепровского районного в городе Киеве совета Тарас Криворучко: «Такой большой город, как Киев, нуждается в функционировании районных советов с четко определенными полномочиями. Сейчас городской совет рассматривает много вопросов, которые могли бы действительно решаться районным советом, поэтому некоторые задачи стоило бы передать на уровень каждого района. В этом случае уместно оставить в Киевском городском совете лишь важные стратегические вопросы».
Согласно действующему закону, при создании районных советов их исполнительным органом выступают районные в городе Киеве государственные администрации. Законопроект № 8420 предлагает урегулировать этот вопрос иначе: исполнительный орган районного совета является единоличным органом, который состоит из его председателя. Районный совет избирает председателя исполнительного органа районного совета путем тайного голосования большинством голосов, и такой председатель будет подотчетен и подконтролен районному совету.
Анализируя законопроект № 8420, следует обратить внимание на вопрос полномочий районных советов. К примеру, районные советы и их исполнительные органы могут лишь инициировать перед Киевским городским советом рассмотрение вопросов и предложений в той или иной сфере. В то же время Киевский городской совет вправе делегировать дополнительные полномочия районным советам и их исполнительным органам. Таким образом, Киевский городской совет оставляет за собой право определять объем полномочий районных советов.
Чтобы разобраться, какую все-таки роль будут играть районные советы и их исполнительный орган в системе местного самоуправления города Киева, мы обратились к автору законопроекта, народному депутату Сергею Алексееву: «Районные советы не будут иметь много полномочий — лишь те, которые соответствуют их уровню. Фактически они будут заниматься управленческой деятельностью. В частности, отвечать за жилищное коммунальное хозяйство, благоустройство территории. Исходя из этого, создания единоличного исполнительного органа, подконтрольного районному совету, вполне достаточно. Механизм работы районного совета разработан таким образом, что он станет мостом между городским советом и общиной. Поэтому законопроект полностью соответствует принципам децентрализации».
Но все же, несмотря на положительные стороны данного законопроекта, некоторые эксперты полагают, что законопроект требует доработки и является лишь основой для дальнейшего усовершенствования местного самоуправления в городе Киеве, так как вопрос разделения полномочий между государством и городским советом остается открытым.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…