Чтобы абонент стал доступнее... — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (487) » Чтобы абонент стал доступнее…

Чтобы абонент стал доступнее…

Рубрика Тема номера

Одним из основных принципов деятельности в сфере телекоммуникаций является приоритет интересов потребителей телекоммуникационных услуг. Однако реализация этого принципа зависит не только от надлежащей работы оператора телекоммуникаций, но и от взаимодействия с другими операторами телекоммуникаций, равно как и от эффективного регулирования такого взаимодействия соответствующими государственными органами.

Такое взаимодействие операторов телекоммуникаций осуществляется посредством установления взаимосоединения их телекоммуникационных сетей (интерконект) и предоставления друг другу услуг доступа к телекоммуникационной сети в точке взаимосоединения. Таким образом, абонент одного оператора телекоммуникаций сможет получать качественные услуги связи, например беспрепятственно дозваниваться к абонентам других операторов, в том случае, если между этими операторами предварительно установлены договорные отношения, предметом которых является, как уже упоминалось выше, организация взаимосоединения, а также согласованы условия предоставления услуг доступа к сетям друг друга.

Учитывая важность взаимодействия операторов телекоммуникаций между собой, законодатель выделил целый ряд норм, направленных на регулирование возникающих между ними отношений. Так, глава 9 «Взаимосоединение телекоммуникационных сетей» Закона Украины «О телекоммуникациях» определяет принципы взаимосоединения телекоммуникационных сетей, обязанности операторов при этом, особенности заключения, изменения и расторжения договоров о взаимосоединении телекоммуникационных сетей, регламентирует вопросы досудебного урегулирования споров о взаимосоединении.

Анализ положений данной главы Закона Украины «О телекоммуникациях» свидетельствует также о важной роли органа регулирования в сфере телекоммуникаций, которым, согласно статье 17 Закона Украины «О телекоммуникациях», является Национальная комиссия по вопросам регулирования связи Украины (НКРС). В частности, одним из принципов, который должен быть соблюден при взаимосоединении телекоммуникационных сетей, является возможность вмешательства НКРС на основании обращения какой-либо из сторон, в отношения операторов телекоммуникаций при заключении договоров о взаимосоединении их телекоммуникационных сетей.

Кроме того, с целью обеспечения эффективной конкуренции и условий, которые являются недискриминационными, честными и приемлемыми для обеих сторон, а также полезными для потребителей, НКРС на протяжении месяца со дня обращения принимает соответствующее решение по нему. Целый ряд полномочий по регулированию взаимодействия операторов предоставлен НКРС и статьей 18 Закона Украины «О телекоммуникациях», согласно которой на комиссию возлагаются функции осуществления в соответствии с законом тарифного регулирования в сфере телекоммуникаций и установление порядка взаиморасчетов между операторами телекоммуникаций, регулирование взаимодействия операторов при взаимосоединении телекоммуникационных сетей, создание благоприятных организационных и экономических условия для привлечения инвестиций в сферу телекоммуникаций; обеспечение равных условий деятельности в сфере телекоммуникаций; обеспечение досудебного разрешения споров между операторами, провайдерами телекоммуникаций, касающихся взаимосоединения телекоммуникационных сетей.

Однако практика взаимодействия операторов телекоммуникаций показывает, что действующее законодательство недостаточно полно отражает тот спектр взаимоотношений, который существует на рынке телекоммуникаций. Проблемных вопросов действительно много. Это связано и со стремительным развитием отрасли, на которое законодатель не всегда свое­временно может реагировать.

Заключение межоператорских договоров о предоставлении телекоммуникационных услуг

И все же давайте обратим внимание на взаимоотношения операторов телекоммуникаций, возникающие при предоставлении услуг доступа к телекоммуникационной сети в точке взаимосоединения.

Согласно действующему Порядку взаиморасчетов между операторами телекоммуникаций за услуги доступа к телекоммуникационным сетям при предоставлении услуг телефонной связи, утвержденному решением НКРС № 351 от 6 сентября 2006 года, в точке взаимосоединения могут предоставляться такие услуги доступа к телекоммуникационным сетям операторов телекоммуникаций: начало соединения; транзит соединения; завершение соединения.

В зависимости от уровня взаимосоединения телекоммуникационных сетей транзит соединения и завершение соединения на телекоммуникационных сетях фиксированной телефонной связи разделяются на:

— местные — с использованием местной телефонной сети, когда конечное оборудование абонента, которого вызывают (местное завершение соединения), или точка взаимосоединения с телекоммуникационной сетью другого оператора телекоммуникаций (местный транзит соединения) принадлежит к зоне действия местной телефонной сети, в которой расположена точка взаимосоединения;

— зоновые — с использованием элементов междугородной телефонной сети, когда конечное оборудование абонента, которого вызывают (зоновое завершение соединения), или точка взаимосоединения с телекоммуникационной сетью другого оператора телекоммуникаций (зоновый транзит соединения) принадлежит к зоне действия телефонной сети (в пределах внутризоновой нумерации), в которой расположена точка взаимосоединения;

— междугородные — с использованием междугородной телефонной сети, когда конечное оборудование абонента, которого вызывают (междугородное завершение соединения), или точка взаимосоединения с телекоммуникационной сетью другого оператора телекоммуникаций (междугородный транзит соединения) принадлежит к зоне нумерации телефонной сети другой, чем та, в которой расположена точка взаимосоединения.

Покупателями и продавцами услуг доступа к телекоммуникационной сети выступают операторы телекоммуникаций. Устанавливая взаимосоединение своих телекоммуникационных сетей, они параллельно обращаются друг к другу с предложениями о предоставлении таких телекоммуникационных услуг и заключении соответствующих договоров. Вот как раз на этой стадии взаимодействия операторов телекоммуникаций и могут возникнуть проблемы, связанные с согласованием существующих условий договора.

С одной стороны, Гражданским кодексом Украины определен принцип свободы договора и соответственно его условий. В то же время Закон Украины «О телекоммуникациях» содержит специальные нормы, устанавливающие обязательные требования, которым должны отвечать условия договора. Так, согласно статье 57 Закона Украины «О телекоммуникациях», экономические условия взаимосоединения телекоммуникационных сетей и расчетные тарифы за доступ к телекоммуникационным сетям операторов телекоммуникаций определяются на основании себестоимости и с учетом прибыльности тех услуг, которые предоставляются операторами. Казалось бы, все логично, и к отношениям, возникающим между операторами телекоммуникаций, будет применяться специальная норма Закона Украины «О телекоммуникациях».

Несколько отличаются от положений Хозяйственного кодекса Украины специальные нормы Закона, регулирующие непосредственно порядок заключения договора о предоставлении телекоммуникационных услуг, равно как и договора о взаимосоединении. Но, увы, нечеткость законодательных положений не позволяет сделать этот вывод однозначным для понимания всеми субъектами рынка услуг доступа к телекоммуникационным сетям в точке взаимосоединения.

При этом следует учесть, что определяющим обстоятельством при заключении договора о предоставлении телекоммуникационных услуг между операторами является одновременное заключение такими операторами договора о взаимосоединении сетей (пункт 5.19 Правил взаимосоединения телекоммуникационных сетей общего пользования, утвержденных решением НКРС № 155 от 8 декабря 2005 года). Условия таких договоров рассматриваются как существенные условия взаимосоединения телекоммуникационных сетей в целом. Потому при отсутствии договоренности сторон относительно условий предоставления телекоммуникационных услуг договор о взаимосоединении телекоммуникационных сетей не может считаться заключенным.

Таким образом, заключение и выполнение договора о взаимосоединении телекоммуникационных сетей имеет смысл и непосредственно связано с заключением операторами телекоммуникаций договора о предоставлении телекоммуникационных услуг. Вместе с тем анализ статей 27, 57—61 Закона Украины «О телекоммуникациях» позволяет сделать вывод об обязательном заключении этих договоров.

Ввиду отсутствия в Законе конкретной нормы, обязывающей стороны заключать такие договора в обязательном порядке, созданы предпосылки возникновения конфликтов между операторами в связи с отказом от заключения договора о предоставлении телекоммуникационных услуг при наличии установленного сторонами взаимосоединения. При этом возможность урегулирования такого спора посредством механизмов урегулирования споров о взаимосоединении, предоставленных Законом Украины «О телекоммуникациях», нормативными актами НКРС, в частности Правилами о взаимосоединении телекоммуникационных сетей общего пользования, ставится под сомнение отдельными участниками рынка, в том числе и органом регулирования в сфере телекоммуникаций.

В качестве иллюстрации законодательной несостоятельности урегулирования спора, возникшего между операторами телекоммуникаций на стадии заключения договора о предоставлении телекоммуникационных услуг, посредством существующих механизмов, можно привести спор, который буквально недавно взбудоражил рынок телекоммуникаций. Возникший спор неслучайно имел достаточно широкий общественный резонанс, поскольку следствием разногласий операторов телекоммуникаций, которые имели место при согласовании сторонами условий договора о предоставлении услуг доступа к телекоммуникационной сети и касались установления размера расчетных тарифов за такие услуги, стал отказ сторон от подписания договора и соответственно блокирование ­доступа к сети одного из операторов. Это повлекло нарушение прав потребителей другого оператора, которые испытали определенные трудности при попытках дозвониться к абонентам оператора, заблокировавшего доступ к своей сети.

Конечно же, осознавая свою ответственность перед потребителями телекоммуникационных услуг и обязанность ­обеспечить стабильность функционирования телекоммуникационной сети, операторы сумели договориться и согласовать приемлемые условия сотрудничества путем переговоров. Но сам факт наличия такого конфликта вскрыл те проблемы, которые либо уже имели место и к которым операторы были вынуждены приспособиться, либо могут возникнуть в будущем.

Проблемы «маленьких» операторов

Описанная спорная ситуация прежде всего вскрывает те проблемы, которые возникают при взаимодействии небольших операторов телекоммуникаций и операторов телекоммуникаций, имеющих значительное влияние на рынке. Особенно остро они проявились во взаимоотношениях операторов мобильной связи после 16 декабря 2006 года. С этой даты вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О телекоммуникациях» относительно перечня общедоступных телекоммуникационных услуг». Законом определено, что звонки с телекоммуникационной сети фиксированной связи на телекоммуникационные сети мобильной связи не принадлежат к общедоступным телекоммуникационным услугам, соответственно тарифы на такие звонки не подлежат государственному регулированию, а потому устанавливаются операторами самостоятельно. Таким образом, собственники телекоммуникационных сетей, которые имеют значительное влияние на рынке услуг мобильной связи и к тому же предоставляют услуги фиксированной телефонной связи, получили возможность существенно снизить для своих потребителей тарифы на звонки, которые осуществляются с их собственной сети фиксированной связи на собственную телекоммуникационную сеть мобильной связи. В то же время другие операторы фиксированной связи при оказании услуг междугородной телефонной связи абонентам несобственных сетей мобильной связи утратили возможность устанавливать конкурентоспособные тарифы на свои услуги, поскольку вынуждены оплачивать, по моему мнению, часто завышенные расчетные тарифы за завершение звонков (услуги доступа) в сети операторов мобильной связи Украины, имеющих значительное влияние на рынке.

И хотя в настоящее время Антимонопольным комитетом Украины, согласно предоставленным ему полномочиям, ни один оператор мобильной связи не был определен монопольным (доминирующим), ни для кого не составит труда выделить нескольких операторов мобильной связи, занимающих значительное положение на рынке, и предположить круг лиц, заинтересованных в принятии такого Закона.

Учитывая то обстоятельство, что, например, более 20 млн абонентов являются абонентами одного оператора мобильной связи, другие операторы обязаны обеспечить доступ своих абонентов к телекоммуникационной сети такого мобильного оператора, поэтому вынуждены соглашаться на любые продиктованные им условия. Полагаю, что указанные действия оператора мобильной связи либо же его отказ от предоставления услуг доступа другому оператору ограничивают выход на рынок субъектов хозяйствования, которым непосильны выплаты установленных тарифов, либо же делают убыточной деятельность действующих операторов рынка, которые по тем или иным причинам не в состоянии в дальнейшем покупать услуги по таким ценам. Таким образом, создаются предпосылки для некоторых злоупотреблений со стороны операторов, занимающих значительное положение на рынке. В частности, операторы получают возможность устанавливать не всегда обоснованные расчетные тарифы доступа к своей телекоммуникационной сети, игнорируя требования действующего законодательства Украины, в том числе принцип установления расчетных тарифов на основании себестоимости с учетом прибыльности услуги.

Усугубляют ситуацию взаимоотношения небольших операторов телекоммуникаций с крупными телекоммуникационными компаниями, отсутствие четкого механизма реализации вышеуказанного принципа и непосредственно отсутствие методики, устанавливающей четкую формулу формирования расчетных тарифов за предоставляемые услуги доступа. Зачастую, ссылаясь именно на это обстоятельство, обосновывают свою позицию предоставления услуг доступа к телекоммуникационной сети приверженцы произвольного формирования цены на такие услуги. При этом утвержденный НКРС и вступивший в силу с 1 января 2007 года Порядок взаиморасчетов между операторами телекоммуникаций обеспечивает защиту интересов небольшого оператора телекоммуникаций только лишь при его взаимоотношениях с оператором, занимающим монопольное (доминирующее) положение на рынке, путем установления определенных расчетных тарифов за предоставление услуг доступа к телекоммуникационной сети в точке взаимосоединения, что отображено и в Законе Украины «О телекоммуникациях». Поэтому, учитывая приведенные положения законодательства и основываясь на определении понятия «рынок» в Законе Украины «О защите экономической конкуренции», важным является выделение отдельного рынка услуг доступа к телекоммуникационной сети, которые предоставляются в точке взаимосоединения, а также определение реального положения участников этого рынка, в частности операторов телекоммуникаций, путем привлечения уполномоченных государственных органов к этому процессу. Полученная объективная картина, надеюсь, не только позволит эффективно регулировать взаимодействие операторов на рынке существующими законодательными механизмами, но и обес­печит реальную конкуренцию его участников, что в свою очередь соответствует интересам потребителя телекоммуникационных услуг и способствует развитию отрасли в целом.

Есть чему поучиться

Показательным является опыт Российской Федерации в этой сфере. Там существует не только четкое понимание существования отдельного рынка услуг доступа к телекоммуникационной сети, которые предоставляются в точке взаимосоединения, требующего соответствующего регулирования, но также эффективно решаются вопросы взаимодействия участников этого рынка и вопросы, связанные с обеспечением конкуренции на рынке услуг доступа к телекоммуникационной сети.

Так, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС) приступила к подготовке специального положения о правилах недискриминационного доступа в отрасли связи. Суть правил заключается в праве ФАС вмешаться в действия монополиста, который мешает кому-то выйти на свой рынок или не оказывает услугу.

С целью обеспечения развития конкуренции на российском телекоммуникационном рынке и рассмотрения вопросов подготовки предложений по антимонопольному регулированию в области связи создан консультационно-совещательный орган — Экспертный совет по вопросам связи при ФАС. Согласно Положению об Экспертном совете по вопросам связи, основными его задачами, помимо разработки и экспертизы проектов нормативно-правовых актов по развитию конкуренции в области связи, является также анализ конкурентной среды и разработка предложений по развитию конкуренции в области связи.

Оперативно реагирует ФАС и на споры, возникающие между операторами телекоммуникаций при осуществлении взаиморасчетов. Так, в июле 2006 года после введения принципа «платит звонящий» и отмены платы за входящие звонки МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» пересмотрели взаиморасчеты с конкурентами: друг другу они договорились платить по 95 коп. за минуту соединения, а с региональных операторов требовать по 1,1 руб. В свою очередь Ассоциация региональных операторов назвала такое решение дискриминационным и пожаловалась в ФАС, которая в середине августа обвинила «большую тройку» в сговоре и предписала устранить нарушения. Крупным операторам телекоммуникаций пришлось выполнить предписания госоргана.

Последовательность политики государства в отношении правового обеспечения защиты конкуренции в РФ подтверждается и принятием Федерального закона «О защите конкуренции», вступившего в силу 26 октября 2006 года, задачи которого в одном из своих интервью руководитель ФАС Игорь Артемьев очертил так: «В тех случаях, когда речь идет о договоре, где одна компания огромная, а другая маленькая, антимонопольный закон ограничивает принцип свободы договора. Делается это для защиты маленьких компаний от больших. Крупная компания, особенно если она поставщик продукции, сырья или газа, может вести себя в отношении маленькой фирмы как угодно и навязать ей такие условия договора и такие цены, что это приведет к разорению фирмы или ее существованию на грани выживания. Суть нового закона именно в этом. Мы всегда будем защищать маленького…» И правда, есть чему поучиться у соседей.

Чего же ждут украинские операторы телекоммуникаций от регулирующих органов?

1. Активной реализации предоставленных полномочий органом регулирования в сфере телекоммуникаций.

2. Разработки методики определения расчетных тарифов за услуги доступа к телекоммуникационной сети, которые предоставляются в точке взаимосоединения.

3. Определения АМКУ реального положения участников рынка услуг доступа к телекоммуникационной сети, которые предоставляются в точке взаимосоединения.

И соответственно следующие надежды возлагаются на законодателя.

1. Установление четких требований обязательного заключения между операторами договора о предоставлении телекоммуникационных услуг при заключении договора о взаимосоединении.

2. Определение механизма реализации НКРС полномочий по обеспечению конкуренции на рынке доступа к телекоммуникационной сети в точке взаимосоединения и четкое разграничение таких полномочий с полномочиями, предоставленными АМКУ.

3. Установление оснований и способа регулирования НКРС взаимодействия операторов телекоммуникаций согласно требованиям Закона Украины «О телеком­муникациях», что даст возможность реализовать полномочия НКРС в соответствии с требованиями статьи 19 Конституции Украины.

Конечно же, регулирование взаимодействия операторов посредством вмешательства регулирующих органов и применения судебных процедур не совсем приемлемо для рыночных отношений и более характерно для незрелого рынка на этапе его становления. Поэтому важна также готовность операторов телекоммуникаций договариваться между собой, не прибегая к судебным процедурам, тем самым доказывая, что рынок телекоммуникационных услуг может самостоятельно регулироваться и является достаточно развитым.

Несмотря на то что эти предложения связаны непосредственно с регулированием взаимодействия операторов телекоммуникаций при взаимосоединении, они, в первую очередь, призваны защитить права потребителя телекоммуникационных услуг (абонента) на свободный доступ к телекоммуникационным услугам, а также своевременное и качественное их получение. Не забывая о правовых основаниях деятельности операторов телекоммуникаций, хочу еще раз напомнить, что вершиной треугольника «оператор — потребитель телекоммуникационных услуг — НКРС» является именно потребитель. Поэтому, предупредив возможные конфликты при взаимодействии операторов — сторон взаимосоединения, законодатель тем самым обеспечит стабильность функционирования телекоммуникационной сети общего пользования и надлежащее качество услуг связи, предоставляемых потребителю.

КОВТУНЕЦ Елена — юридический советник ООО «Голден Телеком», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Четырежды принят, трижды — вето

Деловая практика

«А тебя, Шарик, мы продадим…»

Законодательная практика

Все налоги — в один Кодекс

Комментарии и аналитика

О субординации инструментов права

Неделя права

Реформирование нотариата не законом, так приказом!

Тренинг-семинар для адвокатов

Знаем, за что платим!

Дисциплина — прежде всего

Все права заносим в реестр!

Реестр событий

Сроки поджимают хозсуды

Страна в ожидании решения

Подстраховались

ПАСЕ о ситуации на Украине

Судебные решения

Об аспектах заключения договоров о предоставлении услуг связи

Об отличиях предварительного договора от протокола о намерениях

Тема номера

Чтобы абонент стал доступнее...

Трибуна

Пустите меня в СИЗО... Очень нужно

Частная практика

Именная ценность фирмы

Юридический форум

День юридических вакансий

ЕВА обсуждает законопроект

Юрисконсульт

Взаимодействие с проверяющими органами

Собрание акционеров: нечестные «игры»

Взыскать интернет-задолженность

Інші новини

PRAVO.UA