В последние годы все более актуальной становится тема проведения налоговой реформы на Украине, в частности разработка и принятие Налогового кодекса Украины, согласно распоряжению Президента Украины от 18 августа 1997 года «О безотлагательных мерах по ускорению реформ и выведению экономики Украины из кризиса». Особенно важен этот вопрос в аспекте определения дальнейшей судьбы упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной Указом Президента Украины от 3 июля 1998 года.
За время своего существования эта система обеспечила динамическое развитие сферы малого предпринимательства и стабильные поступления в бюджет, что свидетельствует о ее приемлемости для значительной категории субъектов предпринимательской деятельности. Статистические данные, приводимые на официальных интернет-сайтах налоговых администраций областей, свидетельствуют, что упрощенная система не только популярна среди украинских предпринимателей, но и является одним из существенных средств обеспечения доходной части соответствующих бюджетов. Так, в Запорожской области объем уплаты «единого» налога достигает свыше 26,8 млн грн.
Но даже при наличии таких положительных тенденций в настоящий момент упрощенная система налогообложения требует реформирования с учетом всех аспектов и определенных недостатков, выявленных в практике ее применения. Это обусловлено принятием ряда законов Украины, нормами которых вносятся существенные изменения в порядок уплаты субъектами предпринимательской деятельности — плательщиками единого налога взносов на общеобязательное социальное и пенсионное страхование, а также невозможностью внесения соответствующих изменений в Указ в связи с окончанием действия Переходных положений Конституции Украины.
В частности, со вступлением в силу Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и других законодательных актов, возникла проблема двойного налогообложения, поскольку плательщики единого налога вынуждены дважды уплачивать страховые взносы — как в составе единого налога, так и отдельно, в соответствии с действующим законодательством.
В ходе проведения налоговой реформы высказываются разные мысли относительно будущего упрощенной системы, поднимался вопрос как относительно ее отмены, так и о повышении или снижении налоговых ставок. Точку в этом вопросе может поставить принятие Верховным Советом Украины во втором чтении Закона Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», разработанного Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 12 июля 2004 года. Необходимость его принятия вызвана объективной потребностью создания надлежащего нормативно-правового обеспечения дальнейшего развития предпринимательской деятельности на Украине, приведения его в соответствие с действующим законодательством Украины, необходимостью решения определенных проблем упрощенного налогообложения.
Предложенный проект Закона имеет целью создание надлежащего нормативно-правового поля для дальнейшего развития предпринимательской деятельности с учетом изменений, произошедших в законодательстве Украины, и объективных тенденций развития предпринимательской среды, усовершенствование упрощенной системы налогообложения и ориентацию ее на наиболее уязвимую категорию предпринимателей, требующую государственной поддержки.
Проект Закона Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» предусматривает замену уплаты установленных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) в форме единого налога, определяет субъектов малого предпринимательства, которые могут применять упрощенную систему налогообложения.
Поскольку для устранения фактов злоупотребления упрощенная система налогообложения может распространяться на субъектов малого предпринимательства, требующих государственной поддержки, исключая возможность ее использования крупным и средним бизнесом, по мнению инициаторов законопроекта, фиксированная форма уплаты единого налога может применяться субъектами предпринимательской деятельности — физическими лицами, имеющими право привлекать к своей деятельности не более пяти нанимаемых лиц при сохранении предельного объема выручки от реализации до 500 тыс. грн. Вместе с тем с целью устранения горизонтального неравенства в налогообложении субъектов малого предпринимательства — плательщиков единого налога законопроектом предполагается использование процентной ставки единого налога для субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц, достигших определенного предела дохода.
Кроме этого, проектом Закона предусмотрен поэтапный переход его действия к самозанятым лицам, действительно нуждающимся в государственной поддержке, с 1 января 2007 года, при условии учета интересов тех субъектов хозяйствования, которые уже работают по упрощенной системе налогообложения, а также условия для их финансового роста, в частности и путем адресной государственной поддержки конкретных сфер предпринимательской деятельности.
Для юридических лиц, учитывая инфляционные изменения 1999—2003 годов, предлагается установить предельный размер объема выручки от реализации в размере 1 500 000 грн.
С целью оптимизации отчислений на общеобязательное государственное социальное и пенсионное страхование законопроектом предусмотрен вывод всех социальных платежей из состава единого налога (57 % от ставки налога) и уплата этих взносов согласно законодательству. Исходя из этого, для юридических лиц предполагается уменьшить размер ставок налога следующим образом:
— 3 % от суммы выручки от реализации с уплатой налога на добавленную стоимость;
— 5 % от суммы выручки от реализации в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
В связи с выводом социальных платежей из состава единого налога в законопроекте предлагается новый порядок перераспределения средств от уплаты единого налога в бюджеты всех уровней.
Также уточняется определение объекта налогообложения — состава выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с учетом специфики осуществления отдельных операций; расширен перечень сфер предпринимательской деятельности, на которые не распространяется применение упрощенной системы налогообложения; предусмотрена ответственность для плательщиков единого налога относительно несоблюдения требований Закона.
Но, наряду с несомненными преимуществами, по моему мнению, указанный проект Закона имеет и определенные недостатки, поскольку оставляет нерешенными ряд вопросов.
Во-первых, это невозможность начисления налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению (при наличии оснований его возмещения) в случае его включения в состав единого налога. Во-вторых, не удалось избежать известной схемы отмывания денег. Если юридическое лицо обращается к частному предпринимателю и заключает с ним договор о предоставлении определенных услуг, за предоставление которых перечисляет на его счет определенную сумму средств. Поскольку физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности может беспрепятственно снимать средства со счетов в банках, он в свою очередь снимает эти средства и возвращает необходимую сумму заказчику, оставив себе «вознаграждение».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…