Удивившись выводам ГНАУ относительно порядка взимания и ставки государственной пошлины при нотариальном заверении учредительных договоров Европейская бизнес ассоциация обратилась в Государственную налоговую администрацию Украины, с просьбой отозвать письмо ГНАУ как не отвечающее действующему законодательству. К просьбе прилагался экспертный анализа украинского законодательства.
Из ГНАУ ответили, что не видит причин для отзыва своего письма, так как учредительный договор заверяется «по желанию учредителей»…
Исход спора относительно ставок государственной пошлины за нотариальное удостоверение учредительных договоров зависит от решения вопроса, какие нотариальные действия совершаются относительно учредительных договоров и являются ли учредительные договоры такими, «которые подлежат оценке».
Что касается нотариальных действий, которые должны осуществляться относительно учредительных договоров, по крайней мере, странным является то, что Государственная налоговая администрация Украины не признает тот факт, что уже много лет нотариусы заверяют не подписи физических лиц на учредительных договорах, что противоречило бы статье 78 Закона Украины «О нотариате», а сами учредительные договоры. Позиция налоговой администрации при такой «неосведомленности» выглядит довольно либеральной: если нотариусы заверяют подписи физических лиц, то ни о каком проценте от суммы уставного фонда не может быть и речи, а если они так уж хотят удостоверить сам договор, то необходимо уплатить процент в соответствии с действующим законодательством. Тем не менее выбор нотариальных действий, как указано выше, отнюдь не зависит от «желания сторон» учредительного договора.
Забегая вперед, приходится констатировать, что Государственная налоговая администрация не старается, к сожалению, объективно исследовать отрицательное влияние, вызванное погрешностями в правовом регулировании процедуры регистрации субъектов предпринимательской деятельности, и предложить какие-либо пути решения проблемы. Вместо этого она ограничивается сугубо формалистическим подходом, который, отнюдь, нельзя назвать оправданным с точки зрения обеспечения нормального функционирования системы налогообложения.
Высказанный в письме подход налоговых органов ставит вопрос о целесообразности обжалования законности положений постановления Кабинета Министров Украины № 740, предполагающих нотариальное удостоверение учредительных документов, подписанных физическими лицами. Тем более, что требования относительно нотариального удостоверения учредительных документов или подписей физических лиц-учредителей не содержатся ни в Законе Украины «О предпринимательстве», ни в Законе Украины «О хозяйственных общества». Тем не менее сомнительно, что такое обжалование решит текущую проблему. Скорее постановление просто изменят, чтобы предусмотреть нотариальное удостоверение именно учредительных договоров, и снова появится вопрос целесообразности взыскания одного процента от суммы уставного фонда за каждое нотариальное удостоверение учредительного договора.
Из-за отсутствия законодательного определения термина «договоры, которые подлежат оценке» и на основании анализа положений Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности на Украине» можно сделать вывод, что учредительные договоры, в соответствии с которыми взносы учредителей (участников) в уставный фонд делаются деньгами, не подлежат оценке (то есть обязательной оценке), следовательно за их нотариальное удостоверение должна взиматься государственная пошлина по ставке в размере частей не облагаемого налогом минимума доходов граждан. Этот вывод подтверждается также анализом положений Декрета Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» относительно применения ставок государственной пошлины в процентах к сумме договора. Применение таких ставок предусмотрено, главным образом, в случае нотариального удостоверения договоров об отчуждении имущества. Отсюда можно сделать вывод, что денежные взносы не подпадают под действие этих положений.
Другое дело, если взнос в уставный фонд хозяйственного общества делается движимым или недвижимым имуществом, в частности таким, которое находится в государственной или коммунальной собственности.
Отдельно следует указать на то, что подход налоговой к этому вопросу абсолютно неоправданный с точки зрения назначения государственной пошлины. Государственная пошлина является платой за определенные услуги, которые предоставляются государственными органами и учреждениями, в частности государственными нотариальными конторами. Плата за такие услуги должна определенным образом соотноситься с затратами на предоставление этих услуг. В случае если, скажем, за удостоверение учредительного договора, предусматривающего создание уставного фонда в размере 2 млн грн, размер государственной пошлины будет составлять 20 тыс. грн, это соотношение явно будет нарушено. Более того, такая позиция налоговых органов фактически влечет появление нового налога, которым облагаются средства физических и юридических лиц, с которых ранее уже были уплачены соответствующие налоги.
В заключение хотелось бы отметить, что новый подход налоговиков к интерпретации законодательных положений относительно взыскания государственной пошлины не приведет к существенному увеличению налоговых поступлений. Единственным достижением налоговой службы будет внедрение новых схем для уклонения от уплаты чрезмерной государственной пошлины, в частности создание хозяйственных обществ исключительно юридическими лицами или нотариальное удостоверение учредительных договоров в других странах.
ОРЛОВ Николай — юрист юридической фирмы «Би. Си. Томс энд Ко», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…