Субъектный состав лиц, правомочных в соответствии с законом проводить досудебное следствие, определен законом. В соответствии со статьей 102 Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК) органами досудебного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой милиции и органов службы безопасности. На первый взгляд, все четко и понятно — только лица, занимающие должность следователя, вправе проводить досудебное следствие.
Однако на практике мы зачастую сталкиваемся с тем, что досудебное следствие по уголовным делам, относящимся по подследственности, согласно статье 112 УПК, к компетенции прокуратуры, проводится не следователями прокуратуры, а помощниками прокурора. Законность таких действий помощников прокуроров и хотелось бы проанализировать в рамках данной статьи.
В соответствии со статьей 3 Закона Украины «О прокуратуре» полномочия прокуроров, организация, основы и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией Украины, Законом «О прокуратуре», иными законодательными актами. Принимая во внимание, что интересующий нас вопрос касается досудебного следствия, обратимся к УПК.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 227 УПК прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и досудебного следствия, в пределах своей компетенции участвует в осуществлении дознания и досудебного следствия и при необходимости лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу. Таким образом, досудебное следствие может, в соответствии с законом, проводиться уже не только следователем, но и прокурором.
Согласно статье 32 УПК, термин «прокурор», используемый в Кодексе, если нет особых указаний, имеет следующее значение: «Генеральный прокурор Украины, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, прокурор г. Киева, районный, городской прокурор, военный прокурор, транспортный прокурор и иные прокуроры, приравненные к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, их заместители и помощники, прокуроры управлений и отделов прокуратур, действующие в пределах своей компетенции».
Таким образом, поскольку нет особых указаний в части 1 статьи 227 УПК относительно понятия «прокурор», то в данном контексте это понятие, казалось бы, должно трактоваться расширительно и включать в себя не только прокуроров, но и их заместителей и помощников. То есть и заместители, и помощники имеют право проводить досудебное следствие. Именно так и рассуждают прокуроры, поручающие ведение досудебного следствия по уголовным делам своим помощникам.
Но если внимательно проанализировать указанные выше статьи 32 и 227 УПК, то нетрудно заметить, что законодатель везде акцентирует внимание на том, что данные лица имеют право действовать только в пределах своей компетенции. А пределы такой компетенции, как уже указывалось, определены, в частности, Законом «О прокуратуре».
Учитывая, что интересующее нас право прокурора на проведение досудебного следствия предусмотрено УПК в рамках полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и досудебного следствия, проанализируем аналогичные полномочия, предоставляемые Законом «О прокуратуре».
Так, статьей 30 Закона «О прокуратуре» предусмотрено, что прокурор принимает меры, чтобы органы дознания и досудебного следствия:
1) соблюдали предусмотренный Законом порядок возбуждения уголовных дел, расследования деяний, содержащих признаки преступления, проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения технических средств, прекращения и закрытия дел, а также соблюдали сроки проведения следствия и содержания под стражей;
2) при расследовании преступлений неукоснительно исполняли требования Закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выясняли обстоятельства, уличающие или оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность;
3) выявляли причины совершения преступлений и способствующие этому условия, принимали меры к их устранению.
Так как весь Закон «О прокуратуре» посвящен законодательному закреплению правовых основ деятельности прокуратуры как правоохранительного органа, в указанном нормативно-правовом акте законодатель также практически всюду использует в основном только понятие «прокурор». В связи с этим немаловажное значение имеет трактовка указанного понятия в рамках данного Закона. В статье 56, в частности, разъясняется данное понятие применительно к этому Закону.
В данной статье указывается, что под понятием «прокурор» в статье 8, части 4 статьи 9, частях 1—3 статьи 12, части 1 статьи 20, статьях 34, 35, 44, 45, частях 1, 4 и 6 статьи 46, части 1 статьи 461, части 1 статьи 47, статьях 48, 49, 50, 501, части 5 статьи 52 и статье 55 вышеуказанного Закона следует понимать: Генерального прокурора Украины и его заместителей, подчиненных прокуроров и их заместителей, старших помощников и помощников прокурора, начальников управлений и отделов, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции.
Таким образом, нормами специального законодательства, а именно Законом «О прокуратуре», четко определена компетенция прокурорских работников.
Поскольку в данном перечне статей, в которых указанное понятие трактуется в широком смысле, отсутствует указание на статью 30 Закона «О прокуратуре», можно сделать вывод, что данным Законом полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и досудебного следствия наделяются только прокуроры, и данные полномочия не распространяются ни на их заместителей, ни на помощников.
Также важно отметить, что в части 2 статьи 30 Закона «О прокуратуре» указывается, что полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов органами досудебного следствия и дознания определяются уголовно-процессуальным законодательством. Таким образом, данная часть статьи 30 Закона носит отсылочный характер.
Исходя из того что в статье 30 Закона «О прокуратуре» понятие «прокурор» используется в узком смысле (то есть подразумевается сам прокурор, а не его помощники и заместители), соответственно и указанные в УПК полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законов органами досудебного следствия и дознания касаются только прокурора, а не его помощников и заместителей.
Данный анализ, полагаю, имеет существенное значение, так как проведение досудебного следствия неправомочным лицом влечет за собой недействительность всех осуществляемых в рамках уголовного дела процессуальных действий и, как следствие, невозможность принятия зафиксированных в документах досудебного следствия фактов в качестве доказательств. Пленум Верховного Суда Украины в своем постановлении № 9 от 1 ноября 1996 года уделил данному обстоятельству особое внимание, указав, что, согласно статье 62 Конституции Украины, обвинение не может основываться на предположениях, а также на доказательствах, полученных незаконным путем. Доказательства должны признаваться полученными незаконным путем, например, тогда, когда их сбор и закрепление осуществлены или с нарушением гарантированных Конституцией Украины прав человека и гражданина либо установленного уголовно-процессуального порядка, или не уполномоченным на это лицом (органом), или путем действий, не предусмотренных процессуальными нормами. В данном случае налицо все вышеперечисленные нарушения действующего законодательства, и им должна быть дана соответствующая оценка компетентным органом, в первую очередь — судом — при рассмотрении таких дел.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…