Что это — вывеска или внешняя реклама? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №45 (359) » Что это — вывеска или внешняя реклама?

Что это — вывеска или внешняя реклама?

На страницах «ЮП» уже не раз рассматривалась актуальная тема правового регулирования размещения рекламы. Хотелось бы обратить внимание и на интересный вопрос содержания понятия «реклама» в принципе, а именно: выяснить, чем отличается обыкновенная информация о лице или товаре от информации, предназначенной формировать или поддерживать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к таким товарам или лицам, то есть рекламы. Здесь примером может послужить правовое регулирование размещения информационных вывесок и внешней рекламы.

Экскурс в историю

Законодательное регулирование рассматриваемых вопросов претерпело значительные изменения, поэтому начнем сначала.

В старой редакции Закона Украины «О рекламе» (Закон), законодатель не выделял такое понятие, как «вывеска». Как следовало из содержания части 1 статьи 15 старой редакции Закона, оно включалось в понятие внешней рекламы, под которой подразумевалась любая реклама, размещающаяся на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, находящихся под открытым небом, на фасадах домов и сооружений. Однако в части 3 статьи 15 Закона устанавливался отдельный режим для размещения информации о лице. Так, размещение информации о лице на фасаде, около входа (въезда) или о его продукции в витрине сооружения, где лицо занимает помещение, не требовало получения разрешения местного органа власти.

Тот же механизм нашел свое продолжение в Типовых правилах размещения внешней рекламы, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины № 1511 от 23 сентября 1998 года и действовавших до принятия новой редакции Закона. Однако в отличие от Закона Правила уже содержали понятие информационной вывески. Пункт 30 раскрывал отличительные черты вывески. Подразумевалось, что это элемент оформления фасада, содержащий информацию о зарегистрированном наименовании лица, включая его гербы, эмблемы, знаки для товаров и услуг, изготовленный любым способом и любого размера. К информации о лице относилась также размещенная на специальных табличках информация о работе предприятия, в том числе и время работы, полное юридическое наименование предприятия, профиль деятельности (если это не следовало из названия).

Имеем то, что имеем

С принятием новой редакции Закона «О рекламе» от 11 июля 2003 года правовое регулирование рекламы претерпело существенные изменения, которые коснулись и качественного содержания понятия «реклама».

Понятие информационной вывески осталось за рамками как Закона, так и новых Типовых правил размещения внешней рекламы. В связи с чем появилась некоторая неопределенность относительно процедуры размещения всякого рода вывесок, особенно представляющих собой не стандартные таблички, а электрические сооружения на фасадах домов: нужно ли получать разрешение на их размещение.

Обратимся к части 7 статьи 8 Закона, которая гласит: размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, не считается рекламой. Содержание этой нормы довольно размыто: не конкретизирована суть размещаемой информации, способ ее подачи, а также понятие «место реализации и предоставления товара». Это положение в равной степени касается и товаров, и услуг.

Это дает возможность подвести все случаи использования вывесок над различными заведениями под положение части 7 статьи 8 Закона. Главное, чтобы вывеска не содержала какой-либо оценочной информации, которую можно было бы охарактеризовать как вызывающую интерес потребителя, и состояла из объективных данных, как-то: наименование предприятия или товара.

Требований к внешнему виду вывески Закон не выдвигает, поэтому они могут быть любыми — как простыми, так и электрическими. Растолковать же «место реализации или предоставления товара» можно широко: не только как помещения внутри здания, где непосредственно происходит реализация, но и как фасады этих зданий.

Во имя потребителей

Рассмотрим и положения Закона Украины «О защите прав потребителей». Статья 3 этого Закона среди прочих прав потребителей предусматривает и право на необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о товарах (работах, услугах), их количестве, качестве, ассортименте, а также об их производителе (исполнителе, продавце). В свою очередь, продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю достоверную и доступную информацию о наименовании, принадлежности и режиме работы своего предприятия.

Каким образом должна подаваться такая информация, Закон не указывает. Следовательно вывеску, содержащую наименование лица, вполне можно рассматривать как один из способов подачи соответствующей информации потребителю. В этом и заключается разница между рекламой и всякого рода вывесками: в отличие от рекламы вывеска является наружной информацией о производителе (исполнителе), соответствующей нормам Закона Украины «О защите прав потребителей», и не имеет своей целью формирование и поддержание интереса потребителей.

Такое толкование — лишь один из вариантов, выгодный лицу, размещающему вывески. Естественно, есть и контраргументы, что и приводит к спорам. Поэтому не мешало бы внести все же некоторую конкретику в нормы Закона Украины «О рек-ламе» и определить «статус» и порядок размещения информационной вывески.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Единый государственный реестр исполнительных производств

Деловая практика

Регистрация договоров аренды

Законодательная практика

Специальный закон для службы безопасности

Комментарии и аналитика

Кто контролирует госисполнителей?

Жалоба без права на ошибку

Что это — вывеска или внешняя реклама?

Международная практика

Новое в авиационном праве

Окленд — двое суток в пути

Загадочная Новая Зеландия

Неделя права

Минюст за админреформу

Перехвату телекоммуникаций — быть!

Интересы акционеров защитят

Российские судьи коррумпированы?

Реестр событий

АМКУ «взялся» за МФС

Омбудсмен для кворума

Повышены должностные оклады

59000 евро компенсации украинцу

Репортаж

Проблемы третейского судопроизводства

Судебная практика

Банки должны быть агентами

Банковский счет для «гарантийного» фонда

Судебные решения

Обоснованность требования банка предоставить информацию о юридических или физических лицах

Полномочия филиалов банков на заключение договоров

Передача дела для рассмотрения в ином составе суда

Разрешение судами споров, касающихся банковской деятельности

Тема номера

Сложные правила для простого «обменника»

Система страхования банковских вкладов

Частная практика

Рекламная политика юрфирм

Юридический форум

Годовой отчет издательства «ЮП» отмечен дипломом

Інші новини

PRAVO.UA