На страницах «ЮП» уже не раз рассматривалась актуальная тема правового регулирования размещения рекламы. Хотелось бы обратить внимание и на интересный вопрос содержания понятия «реклама» в принципе, а именно: выяснить, чем отличается обыкновенная информация о лице или товаре от информации, предназначенной формировать или поддерживать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к таким товарам или лицам, то есть рекламы. Здесь примером может послужить правовое регулирование размещения информационных вывесок и внешней рекламы.
Экскурс в историю
Законодательное регулирование рассматриваемых вопросов претерпело значительные изменения, поэтому начнем сначала.
В старой редакции Закона Украины «О рекламе» (Закон), законодатель не выделял такое понятие, как «вывеска». Как следовало из содержания части 1 статьи 15 старой редакции Закона, оно включалось в понятие внешней рекламы, под которой подразумевалась любая реклама, размещающаяся на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, находящихся под открытым небом, на фасадах домов и сооружений. Однако в части 3 статьи 15 Закона устанавливался отдельный режим для размещения информации о лице. Так, размещение информации о лице на фасаде, около входа (въезда) или о его продукции в витрине сооружения, где лицо занимает помещение, не требовало получения разрешения местного органа власти.
Тот же механизм нашел свое продолжение в Типовых правилах размещения внешней рекламы, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины № 1511 от 23 сентября 1998 года и действовавших до принятия новой редакции Закона. Однако в отличие от Закона Правила уже содержали понятие информационной вывески. Пункт 30 раскрывал отличительные черты вывески. Подразумевалось, что это элемент оформления фасада, содержащий информацию о зарегистрированном наименовании лица, включая его гербы, эмблемы, знаки для товаров и услуг, изготовленный любым способом и любого размера. К информации о лице относилась также размещенная на специальных табличках информация о работе предприятия, в том числе и время работы, полное юридическое наименование предприятия, профиль деятельности (если это не следовало из названия).
Имеем то, что имеем
С принятием новой редакции Закона «О рекламе» от 11 июля 2003 года правовое регулирование рекламы претерпело существенные изменения, которые коснулись и качественного содержания понятия «реклама».
Понятие информационной вывески осталось за рамками как Закона, так и новых Типовых правил размещения внешней рекламы. В связи с чем появилась некоторая неопределенность относительно процедуры размещения всякого рода вывесок, особенно представляющих собой не стандартные таблички, а электрические сооружения на фасадах домов: нужно ли получать разрешение на их размещение.
Обратимся к части 7 статьи 8 Закона, которая гласит: размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, не считается рекламой. Содержание этой нормы довольно размыто: не конкретизирована суть размещаемой информации, способ ее подачи, а также понятие «место реализации и предоставления товара». Это положение в равной степени касается и товаров, и услуг.
Это дает возможность подвести все случаи использования вывесок над различными заведениями под положение части 7 статьи 8 Закона. Главное, чтобы вывеска не содержала какой-либо оценочной информации, которую можно было бы охарактеризовать как вызывающую интерес потребителя, и состояла из объективных данных, как-то: наименование предприятия или товара.
Требований к внешнему виду вывески Закон не выдвигает, поэтому они могут быть любыми — как простыми, так и электрическими. Растолковать же «место реализации или предоставления товара» можно широко: не только как помещения внутри здания, где непосредственно происходит реализация, но и как фасады этих зданий.
Во имя потребителей
Рассмотрим и положения Закона Украины «О защите прав потребителей». Статья 3 этого Закона среди прочих прав потребителей предусматривает и право на необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о товарах (работах, услугах), их количестве, качестве, ассортименте, а также об их производителе (исполнителе, продавце). В свою очередь, продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю достоверную и доступную информацию о наименовании, принадлежности и режиме работы своего предприятия.
Каким образом должна подаваться такая информация, Закон не указывает. Следовательно вывеску, содержащую наименование лица, вполне можно рассматривать как один из способов подачи соответствующей информации потребителю. В этом и заключается разница между рекламой и всякого рода вывесками: в отличие от рекламы вывеска является наружной информацией о производителе (исполнителе), соответствующей нормам Закона Украины «О защите прав потребителей», и не имеет своей целью формирование и поддержание интереса потребителей.
Такое толкование — лишь один из вариантов, выгодный лицу, размещающему вывески. Естественно, есть и контраргументы, что и приводит к спорам. Поэтому не мешало бы внести все же некоторую конкретику в нормы Закона Украины «О рек-ламе» и определить «статус» и порядок размещения информационной вывески.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…