1 января 2014 года вступила в действие норма антикоррупционного законодательства, которая обязывает лица, уполномоченные выполнять функции государства или местного самоуправления (в том числе Президента Украины, министров, народных депутатов Украины, государственных служащих, судей и т.д.) в течение 10 дней после назначения (избрания) их на должность передать в управление другому лицу принадлежащие им предприятия и корпоративные права (часть 3 статьи 14 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 7 апреля 2011 года № 3206-VI; далее — Закон). Запрещается передавать в управление предприятия и корпоративные права в пользу членов семьи. К членам семьи относятся лица, состоящие в браке, а также их дети, в том числе совершеннолетние, родители и лица, которые совместно проживают, но не состоят в браке, и другие.
Передай дальше
Очевидно, что все лица, уполномоченные выполнять функции государства или местного самоуправления, владеющие предприятиями и корпоративными правами, должны были массово передать свою собственность в управление третьим лицам. Однако произошло ли это? Нам неизвестно о массовых случаях передачи государственными служащими своих корпоративных прав в управление третьим лицам. Во-первых, многие из них не являются непосредственными собственниками предприятий и корпоративных прав либо владеют ими опосредованно через компании, созданные в иностранных юрисдикциях. Другие не торопятся исполнять требования Закона в связи с тем, что Законом не предусмотрены конкретные механизмы передачи в управление и прямая ответственность за его невыполнение.
Принимая во внимание вышеизложенные недостатки Закона, Кабинет Министров Украины предложил более детально урегулировать нормы относительно передачи лицами, назначенными (избранными) на должности, в управление другому лицу принадлежащие им предприятия и корпоративные права. Так, 18 августа 2014 года Кабинет Министров Украины подал в Верховный Совет Украины законопроект № 4524а (Законопроект), предусматривающий, что передача предприятий и корпоративных прав может осуществляться путем заключения договоров на осуществление управления предприятиями и корпоративными правами с субъектом предпринимательской деятельности, торговцем ценными бумагами или компанией по управлению активами. Если Законопроект будет принят в его теперешней редакции, требование о передаче корпоративных прав в управление будет касаться не только корпоративных прав украинских юридических лиц, но и юридических лиц за пределами Украины. Это существенно расширит сферу применения Закона, однако все еще не будет распространяться на случаи непрямого владения корпоративными правами. Законопроект также устанавливает обязанность государственных служащих уведомить уполномоченный государственный орган о передаче принадлежащих им корпоративных прав в управление. В случае невыполнения требования о передаче предлагается отзывать (увольнять) с должностей такие лица.
Законопроект не регулирует два существенных момента. Во-первых, распространяется ли обязанность передать в управление на лица, которые уже выполняли функции государства или местного самоуправления на момент вступления этой нормы Закона в силу, то есть до 1 января 2014 года, или только на лица, назначенные или избранные после 1 января 2014 года? Во-вторых, не предусмотрен механизм лишения мандатов лиц, избранных в результате народного волеизъявления (народных депутатов или депутатов местных советов).
Сравнительные характеристики
Каким образом государственному служащему или кандидату выполнить требования Закона, если он является собственником предприятий и корпоративных прав? В данной ситуации собственники, как правило, используют услуги по управлению имуществом или трастовые услуги. Основные характеристики этих институтов приведены в сравнительной таблице.
Следовательно, в связи с применением нормы Закона можно ожидать повышения спроса со стороны лиц, уполномоченных выполнять функции государства или местного самоуправления, на услуги компаний по управлению активами и юристов, специализирующихся в реструктуризации владения корпоративными правами.
ДЕМЬЯНЮК Ольга — старший юрист МЮФ Baker&McKenzie, г. Киев
№ п/п | Критерии | Управление имуществом | Трастовые услуги |
---|---|---|---|
1 | Законодательное регулирование | Глава 70 Гражданского кодекса (ГК) Украины, отраслевое законодательство | Институт трастовых услуг на Украине не урегулирован |
2 | Определение | Договор управления имуществом — договор, при котором одна сторона передает второй стороне на определенный срок в управление имущество, а вторая сторона обязуется за плату осуществлять от своего имени управление этим имуществом в интересах собственника имущества или указанного им лица (часть 1 статьи 1029 ГК Украины) | Трастовый договор — это договор между управляющим имуществом и учредителем траста, в рамках которого учредитель траста переводит свое имущество управляющему в целях управления имуществом в интересах бенефициаров траста |
3 | Переход права собственности на имущество | Управление имуществом осуществляется без перехода права собственности к управителю имущества (часть 5 статьи 1033 ГК Украины) | Владелец имущества передает право собственности управителю имущества |
4 | Ответственность управляющего имуществом | Обязанность возместить причиненный ущерб собственнику имущества, а бенефициару — упущенную выгоду (часть 1 статьи 1043 ГК Украины) | Ответственность предусмотрена трастовым договором |
5 | Виды договоров управления имуществом/трастов | В зависимости от передаваемого в управление имущества (договор управления недвижимостью, имущественными правами, ценными бумагами и т.д.) | Отзывной и безотзывной траст; дискреционный траст (дает управляющему свободу выбора в распределении доходов от управления между бенефициарами) и траст с фиксированным процентом (четко определены права бенефициаров) |
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…