Четырежды принят, трижды — вето — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (487) » Четырежды принят, трижды — вето

Четырежды принят, трижды — вето

Согласно Конституции Украины, Верховный Совет может создавать следственные комиссии, временные следственные комиссии и специальные комиссии. Организация и порядок деятельности этих комиссий должны регулироваться специальным законом.

22 марта с.г. Верховный Совет принял в первом чтении и в целом Закон «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховного Совета Украины» (Закон). А уже 13 апреля с.г. Президент Украины применил право вето и возвратил этот Закон в парламент со своими замечаниями и предложениями.

История принятия

Попытки законодательно урегулировать статус своих комиссий уже несколько раз предпринимались Верховным Советом. В частности, в прошлом году парламент уже принимал закон с идентичным названием. Он был ветирован Президентом, затем принят с учетом замечаний Президента («за» проголосовали 305 народных депутатов) и повторно ветирован. Парламент в очередной раз преодолел вето Президента («за» проголосовали 319 народных депутатов), но Закон так и не был подписан Президентом и не был опубликован за подписью Председателя Верховного Совета. Его статус оставался неопределенным, и в парламенте V созыва этот вопрос больше не рассматривался.

В связи с этим народные депутаты Адам Мартынюк и Валентин Матвеев внесли текст уже принятого парламентом IV созыва Закона как законопроект на рассмотрение парламента V созыва. Он прошел всю законотворческую процедуру — рассмотрение в комитетах и Главном научно-экспертном управлении Верховного Совета (кстати, заключение последнего было довольно критическим, в нем, в частности, отмечалась невозможность его рассмотрения в связи с тем, что законопроект по аналогичному вопросу уже принят) — и был вынесен на обсуждение в сессионный зал.

Во время обсуждения возникло предложение принять указанный законопроект в целом. Для соблюдения процедуры Верховный Совет сначала принял постановление, которым отменил решение Верховного Совета Украины от 16 марта 2006 года о принятии Закона «О времен­ных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховного Совета Украины» и снял его с рассмотрения.

Следующим шагом парламента стало принятие Закона в целом, хотя профильный комитет обращал внимание на то, что законопроект необходимо доработать, и рекомендовал принять его только в первом чтении. Применение Президентом права вето в этом случае было полностью закономерным и прогнозируемым.

Основные положения

Законом предлагается урегулировать правовой статус и порядок деятельности временных следственных комиссий, временных специальных комиссий и специальной временной следственной комиссии для проведения расследования во время процедуры устранения Президента Украины с поста в порядке импичмента. Во многом положения указанного Закона дублируют нормы Регламента Верховного Совета, которым ныне регулируется деятельность парламентских комиссий. В то же время Законом вводится ряд новшеств, которые как раз и являются камнем преткновения для парламента и Президента. В пер­вую очередь это касается полномочий временных следственных комиссий.

Основаниями для образования временной следственной комиссии могут быть сообщения о нарушении Конституции Украины, законов Украины органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными, служебными лицами, руководителями предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан относительно вопросов, представляющих общественный интерес.

Следственная комиссия имеет право в порядке, определенном Законом, получать необходимую для своей деятельности информацию, документы, материалы и прочие сведения, касающиеся предмета расследования, от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных, служебных лиц, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и их руководителей. Информация, которая составляет государственную или иную охраняемую законом тайну, предоставляется в порядке, установленном Законом. Также комиссия имеет право ознакомляться с документами, имеющими отношение к предмету расследования, получать их копии, а в случае необходимости изымать нужные для расследования документы.

Должностные и служебные лица (кроме Президента Украины, судей Конституционного Суда Украины и судей судов общей юрисдикции) органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан и отдельные граждане обязаны по требованию следственной комиссии давать правдивые свидетельства или объяснения об известных им обстоятельствах по вопросам, являющимся предметом расследования, в порядке, установленном Законом. Указанные лица предупреждаются в письменной форме об установленной Уголовным кодексом Украины ответственности за отказ от дачи свидетельских показаний или объяснений, а также за предоставление заведомо неправдивых показаний или объяснений.

Устанавливается шестимесячный срок деятельности временной следственной комиссии, который может быть продлен после заслушивания отчета такой комиссии на пленарном заседании парламента.

Законом также устанавливаются особенности деятельности специальной временной следственной комиссии Верховного Совета Украины. Статус и порядок деятельности специальной временной следственной комиссии для проведения расследования во время процедуры импичмента определяется по правилам статьи 111 Конституции Украины.

В состав специальной следственной комиссии должны входить народные депутаты Украины с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций, специальный прокурор и три специальных следователя. В случае избрания специальным прокурором или специальным следователем народного депутата Украины учитывается принцип пропорционального представительства депутатской фракции в специальной следственной комиссии.

Специальная следственная комиссия проверяет наличие, полноту и обоснованность доказательств о совершении Президентом Украины государственной измены или другого преступления, а также проводит расследование в случае выявления таких обстоятельств без дополнительного принятия решения Верховным Советом Украины по этому вопросу и при наличии оснований готовит соответствующие предложения относительно проекта постановления Верховного Совета Украины об обвинении Президента Украины.

Специальная комиссия создается Верховным Советом Украины для подготовки и предварительного рассмотрения, доработки проектов законов и других актов парламента. Ее деятельность тесно связана с работой парламентских комитетов, в связи с чем предлагается определить, что ее статус регулируется также и Законом «О комитетах Верховного Совета Украины».

Замечания Президента

По мнению Президента, изложенному им в предложениях к Закону, указанный Закон не может быть подписан, поскольку отдельные его положения не соответствуют Конституции Украины и их реализация может привести к нарушениям конституционных прав и свобод граждан. Законом не обеспечивается надлежащее законодательное регулирование организации и порядка деятельности временных специальных и следственных комиссий Верховного Совета Украины, как того требует часть 5 статьи 89 Конституции Украины, а полномочия, которые предлагается предоставить временной следственной комиссии, выходят за пределы конституционных полномочий Верховного Совета Украины.

В частности, обращается внимание на то, что в соответствии с Конституцией статус и полномочия комиссий Верховного Совета определяются исключительно законами, в то время как Законом преду­смотрено, что специальная следственная комиссия действует на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены также Регламентом Верховного Совета Украины и другими постановлениями парламента.

Вместе с тем Законом не определены четкие критерии, по которым вопросы могут быть признаны представляющими общественный интерес. То есть Закон фактически не ограничивает перечень оснований для образования временных следственных комиссий и, таким образом, не предусматривает никаких ограничений относительно задач временных следственных комиссий и перечня вопросов, которые могут быть предметом расследования, соответственно не устанавливает границ осуществления парламентского контроля за деятельностью таких комиссий, как того требует пункт 33 части 1 статьи 85 Конституции Украины. Кроме того, следует отметить, что перечень оснований, предопределяющих создание временных следственных комиссий, не корреспондируется с полномочиями Верховного Совета Украины, определенными Конституцией.

Соответственно Президент предлагает определить, в частности, перечень вопросов, которые не могут быть предметом парламентского расследования, в том числе относительно деятельности судов при осуществлении правосудия, установлении виновности конкретных лиц в совершении преступления, а также вопросов, являющихся предметом деятельности специальной временной следственной комиссии.

Также Президент высказывает замечания по поводу отдельных полномочий временных следственных комиссий при проведении ими расследования и обращает внимание на необходимость более четкого урегулирования полномочий специальной временной комиссии (создается в процедуре импичмента) в соответствии с Конституцией Украины и решениями Конституционного Суда.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Четырежды принят, трижды — вето

Деловая практика

«А тебя, Шарик, мы продадим…»

Законодательная практика

Все налоги — в один Кодекс

Комментарии и аналитика

О субординации инструментов права

Неделя права

Реформирование нотариата не законом, так приказом!

Тренинг-семинар для адвокатов

Знаем, за что платим!

Дисциплина — прежде всего

Все права заносим в реестр!

Реестр событий

Сроки поджимают хозсуды

Страна в ожидании решения

Подстраховались

ПАСЕ о ситуации на Украине

Судебные решения

Об аспектах заключения договоров о предоставлении услуг связи

Об отличиях предварительного договора от протокола о намерениях

Тема номера

Чтобы абонент стал доступнее...

Трибуна

Пустите меня в СИЗО... Очень нужно

Частная практика

Именная ценность фирмы

Юридический форум

День юридических вакансий

ЕВА обсуждает законопроект

Юрисконсульт

Взаимодействие с проверяющими органами

Собрание акционеров: нечестные «игры»

Взыскать интернет-задолженность

Інші новини

PRAVO.UA