Более полугода понадобилось парламенту для одобрения во втором чтении законопроектов, направленных на реализацию реформы системы принудительного исполнения судебных решений. К слову, то, что законопроекты были все же поддержаны спустя по сегодняшним реалиям не такой уж длительный срок, говорит о грядущих масштабных изменениях в этой системе.
Речь идет о новых Законах Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и «Об исполнительном производстве», принятых Верховным Советом Украины 2 июня с.г.
Напомним, что Европейский суд по правам человека неоднократно обращал внимание на несовершенство системы исполнения судебных решений в нашей стране. Эксперты же, в свою очередь, приводили статистику, согласно которой только около четверти всех вынесенных решений исполняется. Кроме того, на различных круглых столах и конференциях судьи, юристы и непосредственно представители исполнительной службы напоминали, что судебная система не может быть эффективной без надлежащего исполнения судебных решений.
Так, принятые нормативные акты предусматривают проведение комплексной реформы государственной исполнительной службы и внедрение института частных исполнителей. По мнению разработчиков, этот институт является одним из перспективных направлений развития исполнительного производства.
Законами определяются полномочия государственного и частного исполнителей в сфере государственной регистрации прав.
В частности, во время принудительного исполнения решений в соответствии с законом предоставляется доступ к Государственному реестру прав для государственной регистрации обременений недвижимого имущества и поиска сведении о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства и соответствующих обременениях. Кроме того, создается единый реестр должников.
Однако юристы, проанализировав новые нормы, отмечают как положительные, так и негативные аспекты законов.
Так, по мнению Петра Салашного, советника ЮК FCLEX, необходимость реформирования института исполнительного производства назрела уже давно. Большое количество исполнительных производств при относительно небольшом количестве сотрудников органов государственной исполнительной службы (ГИС), низкий уровень заработной платы, материально-технического обеспечения таких сотрудников и ряд других проблем сделали этот институт малоэффективным (средний процент исполнения судебных решений — менее 25 %).
«Идея введения института’частных исполнителей, безусловно, позитивна ддя украинской правовой системы. Конечно, многие видят в этом некоторые риски, связанные с возможными злоупотреблениями частными исполнителями своими правами, но в целом такие опасения необоснованны и преждевременны», — отмечает г-н Салатный.
По его словам, основными позитивными моментами вышеуказанных законов являются введение обязательного страхования гражданско-правовой ответственности частного исполнителя, создание автоматизированной системы исполнительных производств (должна обеспечить объективное и непредвзятое распределение исполнительных производств), создание квалификационной и дисциплинарной комиссий частных исполнителей. Частные исполнители значительно разгрузят органы ГИС, будет организована конкуренция в сфере исполнительного производства.
Среди негативных моментов г-н Салатный выделяет дуалистический подход к регулированию сферы исполнения решений (два закона). По его мнению, некоторые спорные моменты необходимо пересмотреть, в частности авансовые платежи за открытие исполнительного производства в некоторой степени затрудняют доступ к правосудию, а открытый реестр должников, который включает фамилию, имя, отчество физического лица и категорию взыскания, создает угрозу нарушений в сфере защиты персональных данных.
«Все же, спустя почти год после президентской инициативы, добрались до комплексного реформирования системы принудительного исполнения судебных решений, которая, полагаю, сможет что-то изменить на Украине: облегчить жизнь обычным гражданам, а кое-кому — работу. Будучи объективной, такая реформа не требовала серьезных корректировок не такого и старого законодательства об исполнительном производстве, тем более двумя отдельными законами. Но — что есть, то есть», — комментирует Артем Пасько, адвокатАФ «Династия».
По его мнению, основополагающим изменением является введение института частных исполнителей. Данной реформой определены процедуры приобретения и приостановления права на осуществление деятельности частными исполнителями, урегулированы особенности финансового обеспечения их деятельности, также вводится Единый реестр частных исполнителей Украины и предусмотрена возможность создания эффективной системы самоуправления частных исполнителей.
«Возможно, эта реформа будет хоть как-то способствовать борьбе с коррупцией, поскольку обращение в исполнительную службу сейчас — это целая эпопея, и, имея на руках вступившее в силу решение суда, ты сталкиваешься с глупейшей ситуацией, когда просто невозможно его исполнить.
И связано это, безусловно, либо с тем, что госисполнитель загружен по самую шею, либо с тем, что за желаемый результат нужно быть благодарным.
Очень надеюсь, что институт частных исполнителей снимет ту гору с плеч, под гнетом которой сейчас находятся госисполнители», — считает г-н Пасько. Кроме того, он отмечает, что реформой верно соблюден порядок исполнения решений, касающихся государственных органов, — этими решениями все так же будут заниматься только государственные исполнители. «Ну и, конечно же, не могу не выразить своего мнения относительно предоставления возможности и адвокатам параллельно получать право на осуществление частной исполнительной деятельности. Такое совмещение деятельности позволит нам быть более эффективными в защите интересов клиента — борясь и за решение в суде, и за его исполнение в дальнейшем», — уверен Артем Пасько.
В свою очередь, Семен Кравцов, юрист LCF, отмечает, что реформирование судоустройства без внедрения действенных и эффективных мер по своевременному и главное — гарантированному исполнению судебных актов может стать для Украины «пирровой победой» и не привести к задекларированным результатам в евроинтеграционных процессах. Он напоминает, что Европейский суд по правам человека в решениях, постановленных против Украины, неоднократно обращал внимание на нарушение статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод в части неисполнения или чрезмерно длительного исполнения ставших окончательными решений судов.
«Продебиторский» вектор украинского законодательства, нормы которого в целом не располагают реальными механизмами защиты прав и интересов кредиторов, а наоборот, позволяют недобросовестным должникам легально уклоняться от исполнения судебных решений или не исполнять их, а также неспособность компетентных органов власти обеспечить их исполнение привели к необходимости существенно реорганизовать систему, учредив институт частных исполнителей.
Предполагается, что введение такого института решит одну из самых главных проблем в этой сфере — отсутствие у государственных исполнителей мотивации исполнять судебные решения ввиду низкого уровня доходов в связке с неприемлемыми с точки зрения сегодняшних реалий условиями работы и материально-техническим обеспечением.
Е-н Кравцов отмечает: этого может быть недостаточно, если учесть тот факт, что Закон Украины «Об исполнительном производстве», который вскоре должен вступить в силу, не претерпел существенных изменений. «Из новелл законодательства об исполнительном производстве, которые могут положительно повлиять на ситуацию с ненадлежащим уровнем исполнения решений судов, можно отметить положения о принципах финансирования исполнительного производства, порядке обращения взыскания на объекты недвижимого имущества, а также усиление ответственности должников за неисполнение решений», — рассказывает юрист LCF.
Какие-либо кардинальные законодательные изменения всегда вызывают с одной стороны — критические замечания, а с другой — немного веры в то, что новый порядок будет работать должным образом. Но как будут работать новые нормы (а полный запуск осуществления новых механизмов прогнозируется на начало 2017 года), можно будет судить лишь спустя существенный промежуток времени.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…