Честное право — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Честное право

Рубрика Тема номера
Обновленный Гражданский кодекс Украины как основной акт частного права должен отвечать реальным потребностям современного общества, говорят Наталия Кузнецова и Алексей Кот

Вокруг идеи рекодификации Гражданского кодекса Украины (ГК), поддержанной Министерством юстиции Украины, сплотились ведущие цивилисты страны — работа по рекодификации идет полным ходом. Пока на суд юридической общественности не представлены ни проект, ни даже концепция, процесс сопровождается слухами и обрастает мифами о невозможности реализации своих прав юридическими лицами.

На каком этапе сегодня подготовка обновленного ГК и к чему следует готовиться участникам гражданского оборота, рассказали члены рабочей группы по рекодификации (обновлению) гражданского законодательства профессор, д.ю.н. Наталия Кузнецова (Н.К.) и д.ю.н. Алексей Кот (А.К.).

— Идея рекодификации ГК Украины, с одной стороны, всем понятна, с другой — отсутствие публичной концепции порождает определенные опасения. Можете приоткрыть завесу тайны?

А.К.: Никакой тайны нет — мы в рабочем процессе. Крайне сложно сейчас предложить некую концепцию, пока сохраняется риск, что остается Хозяйственный кодекс Украины. Поэтому обновление ГК без решения ключевого вопроса о квазидуализме частного права не имеет практического смысла.

Чтобы не вступать в бесплодную дискуссию с приверженцами идеи сохранения Хозяйственного кодекса, предлагаю просто открыть этот кодекс и почитать его внимательно, начиная с преамбулы (из которой невозможно даже понять цели его существования!), и далее читать постатейно – от нормы к норме, от абзаца к абзацу. Большинство норм носит бланкетный характер — они даже не отсылают к конкретной норме, а просто предполагают, что где-то уже существует или должно появиться некое регулирование. Что удивительно – множество норм Хозяйственного кодекса таким образом фактически переадресовывают нас именно к положениям Гражданского кодекса! В свою очередь те немногие нормы, которые имеют хоть какую-то регуляторную нагрузку, могут быть введены в текст ГК в качестве новых статей или путем дополнения существующих статей ГК новыми положениями.

Так что никакого коллапса после отмены Хозяйственного кодекса не произойдет, наоборот, бизнес почувствует себя свободнее!

Н.К.: Мы говорили об этом в 90-е, годы, когда взялись за подготовку проекта ГК. Разработчики хотели по каждому виду правоотношений определить особенности для бизнеса. Но тогда у нас было слишком мало предпринимательского опыта, чтобы увидеть эти особенности. Не появился он и в начале нулевых, когда заработал Гражданский кодекс, — до тех пор, пока не сформировалась соответствующая судебная практика.

Увы, в 2003 году не удалось отстоять идеи единого регулирования частноправовых отношений и целостность ГК. Мы потеряли 15 лет, за которые можно было бы привести все экономические процессы к единому правовому знаменателю. Однако сейчас нам надо решать этот вопрос кардинально. Наша цель — обновить ГК в формате, максимально близком к идеям рыночной экономики ХХІ века, постараться сделать так, чтобы законодательство не тормозило развитие правоотношений.

— Сейчас ведется немало дискуссий о практике применения статей ГК: например, о разграничении цессии и факторинга, о природе денежного обязательства и ответственности по нему. В процессе рекодификации будете обращать на это внимание?

Н.К.: Безусловно, мы тщательно следим за судебной практикой по применению статей ГК, мы знаем о проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе своей деятельности, и если стороны понимают закон по-разному, если суд вступает в научные дискуссии — значит, этот закон не дает четкого ответа, и, конечно же, мы будем работать над его поиском.

Вы упомянули о статье 625 ГК Украины, в которой говорится о 3 % годовых. Безусловно, сегодня такой размер годовых откровенно удивляет, но в 90-е мы и предположить не могли, какими будут ставки и механизм их определения. Да и само понятие «денежные обязательства» нуждается в толковании. Несомненно, мы будем пересматривать подобные спорные нормы и предлагать новые решения, обоснованные научной позицией и способные эффективно работать на практике.

— Что останется в Гражданском кодексе после его рекодификации?

Н.К.: Мы уверены в том, что в Кодексе останутся как минимум шесть книг. Наша задача — сохранить их и развить предусмотренные в них концепции, чтобы они были более прикладными, отвечали современному уровню развития экономики.

Уж точно мы не намерены совершать переворот: заложенные в 2004 году принципы, основы гражданского права — его фундамент — останутся незыблемыми. Мы гордимся тем, что эти положения не утратили своей ценности и за 15 лет действительно стали рабочим инструментом, а не остались декларацией, «словами на бумаге».

Но, напомню, в ГК изначально было восемь книг. Будут ли положения о семейном и международном частном праве возвращены в свою колыбель — это вопрос, требующий серьезного обсуждения.

— Когда мы сможем увидеть концепции?

А.К.: Сразу оговоримся, что мы не стремимся провести рекодификацию быстро и тем более приурочить ее к какой-то дате. Наша цель — переработать ГК так, чтобы он с последующими минимальными правками прослужил еще десятки, а то и добрую сотню лет. Сейчас в рабочей группе созданы подгруппы по направлениям, и в апреле мы планируем представить малые концепции рекодификации по каждой книге, по наиболее важным институтам отдельно и по Кодексу в целом. В этой работе, начиная с этапа подготовки концепций, мы очень рассчитываем на помощь наших коллег по науке и практической деятельности — мы четко понимаем, что рекодификация не может быть осуществлена исключительно членами рабочей группы.

— Бытует мнение, что в процессе рекодификации все действующие юридические лица исчезнут и начнется хаос в правовых формах. Расскажите, что именно обсуждается рабочей группой и к чему, возможно, следует уже готовиться.

А.К.: Это очередной миф. Юридические лица смогут продолжать пользоваться нормами ГК Украины, как они это делали все время, с учетом требований профильных законов о разных видах хозяйственных обществ.

Правда в этой истории в том, что мы действительно намерены существенно пересмотреть суть института юридического лица и соответствующим образом урегулировать организационно-правовые формы. Во всех уважающих себя юрисдикциях их перечень является исчерпывающим. Организационно-правовая форма — это идентификатор. Если контрагент — общество, применяется один подход к построению правоотношений, предусмотрен определенный объем прав, обязанностей и ответственности, если же это учреждение — подход совсем иной. От этого зависит, будет ли интересно и удобно сотрудничать. Проще говоря, чего от тебя, как от контрагента, ожидать?

Н.К.: В ГК мы ввели понятие «юридическое лицо публичного права». Это своего рода «чужаки» в гражданском обороте, которые выходят на поле частноправовых отношений, когда им что-то нужно. Однако в целом они живут не по правилам гражданского оборота. У них есть свои цели, они выполняют публичные функции, не ведут деятельности на свой страх и риск, то есть они лишены гражданской правосубъектности в общепринятом смысле. Но для того чтобы такое юридическое лицо выполняло свои публичные функции, оно вынуждено вступать в гражданские правоотношения (например, чтобы приобрести форму для полицейских, бумагу для судов). И когда некий товар приобретает министерство или суд, надо определиться, с кем можно подписать такой договор. Для этого надо изучить документ, на основании которого действует такой орган: закон, положение, утвержденное правительством, или другой нормативно-правовой акт. Таким образом, деятельность юридического лица публичного права определяется не уставом, а специальным нормативным актом из сферы публичного права.

— А к какому виду юридических лиц относятся государственные предприятия?

Н.К.: Это, наверное, сегодня ключевой вопрос. Когда мы разрабатывали ГК, предполагали, что такая организационная форма канет в вечность, однако она осталась в Хозяйственном кодексе Украины, и госпредприятия у нас живут и процветают. К сожалению, в ходе доработок уже в парламенте в ГК появилась статья 167, предоставляющая государству право создавать юридические лица публичного права, к которым неожиданно были отнесены и государственные предприятия.

Но ведь по сути предприятие — государственное или частное — ведет свою производственную деятельность с целью производства и реализации товаров и услуг, получения от этого прибыли. Однако наши госпредприятия действуют в статусе юридических лиц публичного права. И их существование в таком искаженном виде приводит к той запутанной ситуации в экономике, общественной жизни, судебной практике, исполнении судебных решений, которую мы сегодня можем наблюдать.

А.К.: При этом государство создает и юридические лица частного права — хозяйственные общества: таким образом, акционерные общества, созданные государством, — это полноценные участники гражданских правоотношений, а предприятия — нет. Над исключением таких абсурдных «двойных стандартов» в регулировании частных правоотношений мы и будем работать.

Исходя из такого подхода, следует упорядочить всю систему юридических лиц в Украине. Мы можем говорить о переходном периоде, скажем, на пять лет, но мы должны видеть свет в конце туннеля. Если сейчас государство берется за тотальную перерегистрацию прав, особенно оформленных до 2013 года, когда заработали многие электронные и единые государственные реестры, то нет никакой проблемы в том, чтобы навести порядок и в системе юридических лиц. Что следует обсуждать — это срок и порядок перехода.

— Будет ли место в обновленном ГК таким объектам, как виртуальная собственность, криптовалюты, облачные технологии и результаты деятельности искусственного интеллекта?

Н.К.: Это большой вызов для нас, а точнее — для современной цивилистической науки. Мы пока что не сформировали единого мнения на этот счет, но очевидно, что если такие правоотношения возникают, для разрешения споров и реализации прав лица надо создать правовую основу.

А.К.: Сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что обновленный Гражданский кодекс Украины должен стать (и мы уверены, что станет!) нормативным актом, отвечающим потребностям современного общества, целям цифровой экономики, вызовам, возникающим в правовом регулировании, связанным с появлением криптовалют, искусственного интеллекта, принципиально новых объектов гражданских прав и инструментов, обеспечивающих динамику их оборота.

Беседовала Ирина ГОНЧАР, «Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA