Мы уже писали о новеллах проекта Налогового кодекса (НК), но сейчас решили остановиться на некоторых налогах, дабы знать, что именно может измениться в случае принятия НК в его нынешней редакции. Обращаем внимание на предпоследний раздел НК, XVII, «Специальные налоговые режимы», в котором идет речь об упрощенной системе налогообложения, фиксированном сельскохозяйственном налоге, торговом патенте, а также о режимах налогообложения специальных (свободных) экономических зон, технологических парков, инвестиционных проектов.
Упрощение будет
Перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно Проекту, могут те же субъекты, что и в Указе Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».
Заслуживает одобрения консолидация всех субъектов, которые не могут перейти на упрощенную систему налогообложения, в части 2 статьи 2 подраздела 1 раздела XVII НК. Исходя из перечня субъектов, которые не смогут перейти на «упрощенку», становится ясно, что исчезнет необходимость в принятии Закона Украины «Об упрощенной системе налогообложения». В подтверждение этого проект НК предусматривает, что субъекты хозяйствования, осуществляющие проведение азартных игр, иную деятельность в сфере игорного бизнеса, субъекты хозяйствования, производящие подакцизные товары, осуществляющие хоздеятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, субъекты хозяйствования, осуществляющие оптовую и розничную торговлю горюче-смазочными материалами (кроме розничной продажи смазочных материалов, фасованных фабричным способом в емкости до 20 литров), субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу и производство драгоценных металлов и драгоценного камня, оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов не смогут перейти на упрощенную систему налогообложения.
Подробнее стоит остановиться на ставках налога. Так, предполагается, что для физических лиц, как и прежде, ставки будут устанавливаться каждый год органами местного самоуправления в пределах от 20 до 200 гривен из расчета на календарный месяц, в зависимости от вида хозяйственной деятельности и места ее осуществления. При этом физическое лицо, которое осуществляет несколько видов хоздеятельности, для которых установлены разные ставки налога, приобретает одно свидетельство налогоплательщика и платит налог по большей ставке. А физлицо, осуществляющее хоздеятельность не по месту государственной регистрации или на всей территории Украины, приобретает одно свидетельство налогоплательщика и платит налог по ставке 200 гривен из расчета на календарный месяц, независимо от вида деятельности. Если же физическое лицо осуществляет хозяйственную деятельность с использованием наемного труда или с участием в такой деятельности членов своей семьи, ставка налога, установленная органом местного самоуправления, увеличивается на 20 % за каждое такое лицо (сейчас на 50 %). Кроме этого, предусматривается разделение на физлиц, которые получают доход размером до 300 000 гривен и до 500 000. Если по результатам налогового (отчетного) периода доход физического лица превышает 300 000 гривен, сумма превышения облагается налогами по ставке в размере 1 %. В случае, если в налоговом (отчетном) периоде объем дохода, полученного физическим лицом, превышает 500 000 гривен, то сумма превышения облагается налогами по ставке налога в размере 15 %.
Ставки налога для юридических лиц в НК понижаются в два раза. Для юридических лиц, зарегистрированных как плательщики налога на добавленную стоимость, — 3 % базы налогообложения (без учета налога на добавленную стоимость), а для юридических лиц, не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость (платят налог на добавленную стоимость в составе единого налога), — 5 % базы налогообложения. НК предусматривает, что в случае, если в налоговом (отчетном) периоде объем дохода, полученного юрлицом, превышает 1 000 000 гривен, то сумма превышения по результатам такого налогового (отчетного) периода облагается налогами по двойной ставке налога.
ФСН — не для всех
Подраздел 2 рассматриваемого нами раздела посвящен фиксированному фермерскому сельскохозяйственному налогу (ФСН). Положительным можно считать определение терминов, встречающихся в подразделе. Круг плательщиков налога в толковании НК не изменился, а вот круг субъектов, которые не смогут пользоваться ФСН, расширился. Не могут быть зарегистрированы как налогоплательщики субъекты хозяйствования, которые применяют специальные налоговые режимы, определенные подразделами 1, 4, 5 и 6 раздела XVII; у которых свыше 50 % дохода, полученного от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации продукции цветочно-декоративного растениеводства, декоративных растений, грибов, диких животных и птиц, меховых изделий и меха; которые осуществляют деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, кроме виноматериалов, изготовленных из собственного сырья, реализуемых для дальнейшей переработки; которые на день подачи заявления о регистрации как налогоплательщики имеют налоговый долг (недоимку), кроме безнадежного налогового долга (недоимки), возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств). Отметим, что и сейчас плательщиками ФСН не могут быть субъекты хозяйствования, которые реализуют инвестиционные или инновационные проекты в специальных (свободных) экономических зонах, на территориях приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности, в условиях технологических парков, реализуют инновационные проекты или зарегистрированы плательщиками единого налога для субъектов малого предпринимательства. Напомним, что сейчас действует положение, согласно которому, если в отчетном налоговом периоде валовой доход от операций по реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки составляет менее 75 % общей суммы валового дохода, предприятие платит налоги в следующем отчетном периоде на общих основаниях, а НК предлагает ограничить возможность платить ФСН производителям декоративных цветов, грибов и проч. либо обратить этих субъектов хозяйствования к другим видам сельскохозяйственной деятельности.
Патенты те же, а стоимость другая
Что касается торгового патента на право осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности, то НК планирует, что с приобретением торгового патента будут осуществляться те же виды деятельности, что сейчас. Но если, ныне, согласно Закону Украины «О патентировании некоторых видов предпринимательской деятельности», он не распространялся на предприятия и организации военной торговли, а также на субъектов предпринимательской деятельности, созданных общественными организациями инвалидов, то НК касательно этих субъектов содержит несколько не совсем ясных моментов. Так, сначала, пункт 2.2 говорит, что с приобретением льготного торгового патента ведется торговая деятельность субъектов хозяйствования, которые реализуют: товары повседневного употребления и продукты питания через торговые учреждения, образованные с этой целью общественными организациями инвалидов; исключительно товары воинской атрибутики и повседневного употребления для военнослужащих на территории воинских частей и военных учебных заведений. А дальше пункт 2.3. определяет, что без приобретения торгового патента ведется торговая деятельность и деятельность по предоставлению платных услуг субъектами хозяйствования, среди которых предприятия и организации военной торговли и субъекты хозяйствования, образованные общественными организациями инвалидов, которые имеют налоговые льготы в соответствии с законодательством и осуществляют торговлю исключительно продовольственными товарами отечественного производства и продукцией, изготовленной на предприятиях «Украинского общества слепых» и «Украинского общества глухих».
Но основным изменением, предлагаемым НК, будет привязка стоимости патента к размеру месячного прожиточного минимума трудоспособного лица. Стоимость платы за патент предлагается следующая, в зависимости от типа населенного пункта: на территории г. Киева и областных центров — от 45 до 75 % включительно; на территории г. Севастополя, городов областного значения (кроме областных центров) и районных центров — от 30 до 60 % включительно; на территории других населенных пунктов — до 25 % включительно. Если же пункты продажи товаров (предоставления услуг) расположены в курортной местности или на территории, близлежащей к таможне, другим пунктам перемещения через таможенную границу, органы местного самоуправления, в бюджеты которых направляются средства, поступившие в счет платы за приобретение торгового патента, могут принять решение относительно увеличения платы за торговый патент, но не более чем до 85 % месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, по состоянию на 1 января отчетного налогового года.
Размер платы за приобретение краткосрочного торгового патента на проведение торговой деятельности за один день составляет 8 % размера месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица. При этом размер платы за торговый патент округляется: менее чем 50 копеек не учитываются, а 50 копеек и более округляются до одной гривны.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…