Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №29 (239) » ЧЕМУ КЛИЕНТЫ УЧАТ СВОИХ ЮРИСТОВ?

ЧЕМУ КЛИЕНТЫ УЧАТ СВОИХ ЮРИСТОВ?

Так исторически сложилось, что юрист дает советы и консультирует в сложных и неоднозначных ситуациях, а клиент благоговейно внимает. Однако взаимодействие сторон – процесс двухсторонний. Многие представители юридической профессии воспринимают появление клиента, как должное, подчас не задумываясь, что каждый новый человек привносит что-то свое в их профессиональную практику. Вполне уместен вопрос: «Чему же клиенты учат своих юристов?» Именно этот вопрос корреспонденты «Юридической практики» задали нескольким известным украинским юристам.

Сергей СОЗАНОВСКИЙ, адвокат

Я бы сказал, что «учат» — немного неправильное слово. Есть вещи, которые импонируют, делают совместную работу плодотворной. В любом случае с клиентом очень сложно работать, если нет положительных эмоций. Наши клиенты — в основном люди бизнеса, и я не могу не восхищаться их преданностью своему делу, в интересах которого они готовы работать круглосуточно. Их умение быстро принимать эффективные решения в экстремальных ситуациях может вызвать только уважение и понимание, так как мы сталкиваемся с теми же проблемами каждый день. Они видят свой успех как сложную величину, включающую, кроме всего прочего, успехи их подчиненных и успех страны в целом. Все это здорово сближает нас, поскольку во многих вопросах наши взгляды и жизненные позиции весьма схожи. Конечно, общение с клиентом — процесс не односторонний: работая вместе, мы помогаем друг другу добиться успеха и признания.

Галина ОРЛЮК, заместитель генерального директора по правовым вопросам компании Helvex Financial Agency Ltd

Каждая встреча в жизни чему-то учит. Из каждого опыта общения можно и нужно извлекать что-то полезное для себя, впитывая положительное и отмечая отрицательное. Встречи и совместная работа с клиентами учат очень многому.

С учетом специфики работы нашей компании мне приходилось общаться с людьми успешными, неординарными и профессионалами своего дела. Такие люди учат, прежде всего, своим собственным примером — уверенностью в успехе, готовностью упорно работать для достижения поставленных целей, хорошим стратегическим мышлением и видением проблем и вопросов в комплексе. Все эти качества очень важны для людей любой профессии, но особенно — для юристов. Кроме того, я поняла, что при работе с клиентами нужно, с одной стороны, обладать достаточно большим терпением, а с другой — умением отстаивать свою позицию, если это в конечном итоге принесет пользу клиенту.

Сергей ЛИХОЛАЙ, адвокат, директор юридической компании «СВС гарант»

Я очень давно занимаюсь адвокатской деятельностью и всегда помню о том, что жизнь, по сути, — конфликт. А это значит, что человеку всегда и в любых условиях нужен защитник, адвокат. Клиенты дают мне почувствовать себя необходимым, незаменимым, если хотите. Признание заслуг важно для любого человека, оно дает стимул для движения вперед, для самосовершенствования. Благодаря своим клиентам мы все проходим обучение в дорогостоящей школе опыта, без которого настоящим юристом быть невозможно. Специфика нашей работы такова, что в процессе очень обостряется чувство ответственности. Начинаешь, подобно хирургу, понимать, что, несмотря ни на что, должен оказать помощь человеку, который доверился тебе себя и свою проблему. Поэтому мою профессиональную позицию можно сформулировать следующим образом: «Надежность, скорость, качество».

Наталья АГАФОНОВА, юрист юридической фирмы «Кредо Классик Консалтинг»

Фраза «клиент всегда прав» стала для нас аксиомой. Наш клиент прав всегда, и это позволяет нам, юристам, тоже быть уверенными в своей правоте. В общении с клиентами мы черпаем уверенность в себе, в своих силах. Более того, клиенты учат нас мгновенной и правильной реакции даже в ситуации полнейшего хаоса, ведь мы стараемся, чтобы каждый из них чувствовал себя единственным и неповторимым. А такое отношение к клиенту вынуждает юриста действовать соответствующим образом: быть мобильным и динамичным. Еще одно полезное приобретение, связанное с долгим опытом общения с клиентами, — хорошее чувство юмора. Иногда случаются такие казусы, что без улыбки не обойдешься. Но главное, что приходит только с опытом, — это устойчивость к стрессам и терпение в общении с абсолютно разными людьми, какими являются наши клиенты.

Александр КИФАК, директор юридической фирмы «АНК», г. Одесса

Во-первых, «в споре рождается истина» и, хотя общение с клиентами, как правило, не имеет характера спора в прямом смысле слова, тем не менее, в процессе такого общения нередко рождаются оригинальные варианты трактовки нормативных актов и, соответственно, решения проблем клиентов.

Во-вторых, безусловным преимуществом общения с клиентами является поддержание связи с практикой применения норм права с целью ее обобщения и выбора наиболее перспективных направлений для возможного лоббирования.

И в-третьих, моральное удовлетворение качественно выполненной работой является далеко не последним фактором в нашей работе, причем общение с высококвалифицированными работниками предприятий-клиентов, которые способны должным образом оценить уровень предоставленного юридического сопровождения, нередко доставляет массу удовольствия.

Евгений ФУРСА, старший преподаватель Академии труда и социальных отношений

Для юриста «клиент» — это лицо, нуждающееся в правовой помощи и в основном с нарушенным субъективным правом. Выслушивая клиента, всегда анализируешь, в какой момент произошло правонарушение, как можно и нужно было поступить в данной ситуации и что необходимо в данный момент делать, чтобы помочь человеку. Преломляя такие ситуации через собственное восприятие, постоянно учишься и совершенствуешь свои знания и, конечно, стараешься не допускать подобных ошибок в своей жизни.

Наиболее сложно научиться понимать клиента с полуслова независимо от его внешности. Клиенты — это всевозможные типы характеров, привычек, темперамента, материального обеспечения. Они приходят за помощью, а не для того, чтобы учить юриста. Однако длительное общение с клиентами и разнообразие характеров всегда влияет на манеру поведения юриста со следующими клиентами. Это особенно актуально, когда допустил ошибку не юридическую, а в манере общения. Поэтому со временем складывается стереотип восприятия определенного типа клиентов. Например, хочет того юрист или нет, он начинает строить манеру взаимоотношений с клиентом по одежде, полу или возрасту. Это и хорошая школа, и плохая. Все же каждый клиент, как и каждый юрист — это отдельная и абсолютно неповторимая личность. Поэтому я постоянно учусь общению с конкретным клиентом, чтобы выдерживать и поддерживать равенство в таких взаимоотношениях.

Последним и наиболее сложным, на мой взгляд, аспектом таких взаимоотношений является многообразие жизненных ситуаций, в которые попадают клиенты. Самыми тяжелыми бывают случаи, когда не можешь помочь людям и не только в силу несовершенства правовой системы, но и вследствие допущенных лицом ошибок. Именно такие ситуации заставляют более интенсивно заниматься научной работой и предлагать варианты по усовершенствованию законодательства и юридической практики.

Благодарю за подобные вопросы, поскольку никогда ранее над ними не задумывался.

Роман ЛЕВИЦКИЙ, частный нотариус

Мои клиенты постоянно стимулируют меня повышать свой профессиональный уровень. Общение с ними — неисчерпаемый источник жизненного опыта. Люди обычно обращаются с разными проблемными ситуациями, поэтому волей-неволей приходится быть и юристом, и психологом одновременно. Общаясь с ними, я научился относиться ко всем одинаково ровно и уважительно, независимо от профессии и занимаемого положения. Каждый клиент достоин уважения уже хотя бы потому, что переступил порог твоего офиса, пришел к тебе, а не к кому-то другому. Еще мне кажется, клиент учит всякого юриста терпению и железной выдержке. Здесь и умение что-то объяснить, если потребуется — несколько раз, и умение работать даже в том случае, когда клиент лично тебе не симпатичен.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

СВИДЕТЕЛЬ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ:

НАЛОГОВАЯ ОТЧИТЫВАЕТСЯ

В ГЕНПРОКУРАТУРЕ — НОВАЯ КОМАНДА

В РОССИИ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ОТНЫНЕ РЕГИСТРИРУЕТ НАЛОГОВОЕ ВЕДОМСТВО

ДЕПУТАТ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ:

Деловая практика

МОРАЛЬ СЕГОДНЯ ТАКОВА…

ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ ЗАГАДОЧНОЙ РЕКИ «НЕДВИЖИМОСТЬ»

Законодательная практика

ЛЬГОТНЫЙ ВОПРОС

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ ОТКРЫТ

Зарубежная практика

В РОССИИ НОВЫЙ ВОЕННЫЙ ПРОКУРОР

ЛУЖКОВ ПОЛУЧИЛ СРОК

Новости из-за рубежа

КОРРУПЦИЯ В АМЕРИКАНСКИХ КОРПОРАЦИЯХ

КАК ОБМАНУТЬ ТРИБУНАЛ...

ПРОБЛЕМА КИПРА: ПЕРЕГОВОРЫ ЗАТЯНУЛИСЬ

«ВЗРЫВНАЯ НЕЦЕНЗУРЩИНА»

О СТАТУСЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ

Новости профессии

ПРИНЯТ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ

ПОЧЕТНЫЙ КОНСУЛ РЕСПУБЛИКИ ПАНАМА

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ?

УКРАИНА-НАТО — 5 ЛЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА

ИЗБРАН СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

Первая полоса

КСУ СОЗДАЛ ПРЕЦЕДЕНТ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Прецеденты

ПРАВО НА БЕСПЛАТНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Судебная практика

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ГОЛОД АКЦИОНЕРОВ

Тема номера

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ТРЕТЕЙСКИМ СУДАМ?

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ: НА ПОЛЬЗУ ИЛИ ВО ВРЕД?

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ АЛГОРИТМ

Юридический форум

ЧЕМУ КЛИЕНТЫ УЧАТ СВОИХ ЮРИСТОВ?

ПОЛЕ БИТВЫ — ЗАЛ СУДА

КУБОК ЮРИСТА

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: