Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Частный пульс

Несмотря на наличие довольно благоприятной законодательной базы для потенциального частного инвестора, сегодня практически отсутствуют успешные проекты ГЧП

Ни для кого не секрет, что сейчас наше государство очень заинтересовано в привлечении финансовых потоков от внутренних и иностранных инвесторов, поскольку многие стратегически важные объекты государственной собственности пришли в упадок из-за недостатка средств или предпринимательской инициативы. Как же поступить, когда приватизация крупных стратегических предприятий невозможна, а собственных бюджетных средств для их содержания и развития не хватает? В таком случае многие европейские страны обращаются к государственно-частному партнерству (ГЧП) как к особой форме взаимодействия между организациями публичного и частного секторов.

В развитых странах такая форма взаимодействия между государством и частным бизнесом очень распространена и популярна. Причем сфера использования ГЧП является достаточно широкой: это и строительство автомобильных дорог, больниц, школ, аэропортов, стадионов, метрополитена, и проведение научных исследований. В одной только Германии в 2012 году частные инвестиции для проведения научных исследований составили более 50 млрд евро. Итак, как показывает мировая практика, ГЧП при правильном и разумном подходе становится чрезвычайно эффективным способом привлечения средств в государственную сферу.

 

База для внедрения

В настоящее время в нашей стране создана основательная законодательная база для внедрения и реализации ГЧП, которую составляют Конституция Украины, Гражданский кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, другие законодательные акты Украины. Среди законодательных актов, которые играют значительную роль в создании правовых и организационных основ института ГЧП, определяющим является Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» (Закон).

Данный закон был принят еще в 2010 году, однако его первую редакцию трудно назвать удачной. Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» в редакции 2010 года предусматривал слишком сложную многоэтапную процедуру заключения договоров и не содержал четкого механизма компенсации убытков как государству, так и частным партнерам. В результате вместо широкого практического применения данный Закон получил очень много критики от юристов и экспертов в области привлечения инвестиций.

Самым ярким индикатором практической несостоятельности Закона в редакции 2010 года стала организация футбольного чемпионата «Евро-2012». Планировалось, что доля бюджетных средств на реализацию данного проекта составит не более 52 %. Однако из-за трудностей с привлечением инвестиций государству пришлось профинансировать около 80 % всех расходов на организацию и проведение чемпионата.

Позже парламент Украины учел значительное количество замечаний к этому Закону и 24 ноября 2015 года принял Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения регуляторных барьеров для развития государственно-частного партнерства и стимулирования инвестиций на Украину». Данный Закон содержал значительный перечень положительных нововведений, направленных на устранение препятствий в активизации ГЧП и повышение заинтересованности частных партнеров участвовать в государственных проектах.

Согласно Закону Украины «О государственно-частном партнерстве» со всеми последними изменениями и дополнениями (Закон), государственно-частное партнерство определяется как сотрудничество между государством Украина, Автономной Республикой Крым, территориальными общинами в лице соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления (государственными партнерами) и юридическими лицами, кроме государственных и коммунальных предприятий, или физическими лицами — предпринимателями (частными партнерами), которое осуществляется на основе договора в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами, и имеет признаки государственно-частного партнерства, определенные настоящим Законом. К признакам ГЧП данный закон относит: предоставление прав на управление (пользование, эксплуатацию) объектом партнерства или приобретение, создание (строительство, реконструкция, модернизация) объекта государственно-частного партнерства с последующим управлением (пользованием, эксплуатацией) при условии принятия и выполнения частным партнером инвестиционных обязательств в соответствии с договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства; продолжительность отношений (от пяти до 50 лет); передачу частному партнеру части рисков в процессе осуществления государственно-частного партнерства; внесение частным партнером инвестиций в объекты партнерства из источников, не запрещенных законодательством.

 

Особенности украинского ГЧП

Кстати, в развитых странах, чтобы проект считался ГЧП и получал все государственные гарантии, доля участия частного инвестора, как правило, должна быть не менее 25 % от общей стоимости проекта. Однако в отличие от европейского законодательства Закон не содержит определенной минимальной доли участия частного партнера в проектах ГЧП. В связи с этим даже минимальное участие частного инвестора в совместных с государством проектах позволяет отнести их к ГЧП и получить гарантии и льготы, установленные Законом.

ГЧП позволяет частному инвестору воспользоваться так называемым испытательным сроком, то есть принять участие в ограниченном по времени ГЧП (минимум пять лет) без существенных долгосрочных финансовых обязательств (Закон не устанавливает минимальную долю участия частного инвестора в ГЧП).

Таким образом, потенциальный инвестор может без значительных финансовых потерь лично оценить рентабельность и возможные риски того или иного государственного объекта. В случае положительной оценки государственного объекта частный инвестор может уверенно перейти к стадии долгосрочного инвестирования.

Итак, можно сделать вывод, что законодательная база для осуществления ГЧП в нашей стране довольно благоприятна для потенциального частного инвестора. Однако сегодня практически отсутствуют успешные проекты украинского ГЧП. Эксперты объясняют это коррумпированностью представителей государственного сектора, незаинтересованностью непосредственных работников структурных подразделений, отвечающих за инвестиционную деятельность, в создании благоприятных условий для привлечения частного капитала. Кроме того, потенциальных инвесторов отпугивает запущенное состояние государственных объектов, где почти все основные средства производства нуждаются в модернизации, что на практике выльется в дополнительные затраты для инвестора. Таким образом, для успешного внедрения ГЧП недостаточно одной лишь основательной законодательной базы. Необходимо проводить целенаправленную комплексную государственную политику по развитию ГЧП и делать особый акцент на формировании привлекательных условий для инвестора и реформировании управленческой среды.

 

ШЕВЧЕНКО Юлия — юрист МЮК ALEXANDROV & PARTNERS, г. Киев


Мнение

Не работает на практике

Ярослав ПЕТРОВ, советник ЮФ Asters

Одна из проблем отсутствия реализованных проектов ГЧП заключается в том, что на государственном уровне о ГЧП говорят достаточно много, но на практике не предлагают инвесторам реальные проекты, не объявляют конкурсы по выбору частных партнеров. С другой стороны, Закон о ГЧП предоставляет инвесторам возможность инициировать реализацию проекта, но на практике не каждый инвестор решится это делать, потому что законодательство предусматривает обязательное проведение конкурса по выбору частного партнера, несмотря на то, что сам проект был инициирован и девелопмент-проект был разработан частным инвестором.

В моей практике было несколько проектов, когда иностранные инвесторы отказывались реализовывать их на условиях ГЧП, поскольку опасались, что в рамках конкурса победителем признают другую компанию. Закон предусматривает, что в такой ситуации инвестор, разработавший девелопмент-проект, получит компенсацию своих затрат от победителя конкурса. Хотя не совсем понятно, как это положение должно работать на практике. Исходя из таких положений, иностранные инвесторы видят риски в ГЧП. Несмотря на вышеизложенное, важно отметить, что в 2015 году были приняты важные изменения, которые улучшили Закон о ГЧП, но это, к сожалению, не привело к буму реализованных проектов ГЧП.

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

Правовидение

Акцент

Уверенный климат

Государство и юристы

Work в законе

Право на покупку или право выкупа?

Документы и аналитика

Комплексное следование

Блокировочное расстройство

В отказном порядке

Новости законотворчества

Судебная практика

Изменено формирование аукционного комитета по продаже нефти

КМУ предлагает уточнить закон о строительных нормах

Процедура реабилитации жертв репрессий изменится

Новости из зала суда

Самое важное

Суд не признал противоправным бездействие парламента в вопросе избрания судей

Приказ о дисциплинарном взыскании в отношении сотрудника ГНИ не предмет публичной информации — ВАСУ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮК VB Partners защитила интересы девелопера в споре с банком

Interlegal добился получения полной оплаты по FOB-контракту

CMS консультирует ЕБРР относительно инвестиций в акционерный капитал компании Żabka

AVELLUM консультировала Kernel Holding S.A. относительно приобретения ведущего сельскохозяйственного холдинга

МПЦ EUCON отстоял в суде интересы международной нефтяной компании

Василий Кисиль получил международную премию Market Maker in Ukraine

ЮФ Asters выступает консультантом Международной финансовой корпорации по финансированию компании «Нибулон»

Отрасли практики

Поле грани

Частный пульс

Искусственный отбор

Попасть в план

Самое важное

Славосочетание

Культ публичности

Судебная практика

Косвенный залог

От года до трех

Трудовое или корпоративное?

Тема номера

Акционная цена

Форексировать события

Рекламные кляузы

Частная практика

Именем справедливости

Smart фон

Параллельное изменение

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: