Центральный защитник — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №24 (1068) » Центральный защитник

Центральный защитник

Рубрика Акцент
Финал Лиги чемпионов УЕФА — трудоемкий и мультизадачный проект — Ярослав ОГНЕВЬЮК

 

На футбольном поле команде без защитника не обойтись. Юрист — это тот же игрок линии обороны, но на поле правовом.

Защиту прав интеллектуальной собственности УЕФА ПЮА «Дубинский и Ошарова» обеспечивало еще во время проведения «Евро-2012», хотя их сотрудничество началось намного ранее. В конце мая с.г. в Киеве прошел финал Лиги чемпионов УЕФА, а «Дубинский и Ошарова» обеспечивали комплексное сопровождение проекта. C какими околофутбольными вопросами пришлось столкнуться агентству, рассказывает партнер «Дубинский и Ошарова» Ярослав Огневьюк.

 

— Ярослав, сотрудничество агентства «Дубинский и Ошарова» с УЕФА началось еще задолго до финала Лиги чемпионов в Киеве, не так ли?

— Да, все верно. Наше сотрудничество с Союзом европейских футбольных ассоциаций (Union of European Football Associations, УЕФА) началось еще в 2001 году и было сосредоточено исключительно на вопросах интеллектуальной собственности.

УЕФА проводит множество турниров, и самый важный из них, пожалуй, это Чемпионат Европы по футболу, который проходит раз в четыре года. Напомню: в 2012-м главное соревнование национальных футбольных сборных Европы посчастливилось принимать Украине и Польше. Тогда спортивная организация сотрудничала с нашей компанией по вопросам защиты их прав интеллектуальной собственности. Мы занимались вопросами контрафактной продукции, защитой прав коммерческих партнеров, включая борьбу с паразитическим маркетингом и защиту принципов коммерческой территории УЕФА. К другим вопросам (таким как разработка специального законодательства, консультирование по налоговому, таможенному праву) УЕФА привлекал иных юридических консультантов.

В этом году в Киеве проходили финальные матчи Лиги чемпионов (ЛЧ) УЕФА и Лиги чемпионов УЕФА среди женщин. Зная о высоком качестве предоставляемых нами юридических услуг, УЕФА поручил нам эксклюзивное комплексное юридическое сопровождение этих двух событий без проведения тендеров. В рамках сотрудничества был предоставлен полный спектр юридических услуг по разным отраслям. Как вы знаете, мы — бутиковая компания, поэтому по ряду вопросов мы привлекали авторитетных коллег по рынку.

В состав внутренней команды под моим руководством вошли восемь человек, не включая коллег которые занимались регистрациями объектов интеллектуальной собственности. После ознакомления с объемом запрашиваемых услуг появилось четкое понимание, что без наличия специального законодательства обеспечить защиту прав УЕФА, а значит – провести достойно финал Лиги чемпионов, будет проблематично. Ввиду вышеизложенного начали работать над реализацией идеи принятия специального закона.

 

— Вы имеете в виду законопроект об обеспечении охраны и защиты прав интеллектуальной собственности УЕФА во время проведения финала Лиги чемпионов?

— Я имею в виду соответствующий нормативный акт, проект которого был зарегистрирован в Верховной Раде 2 мая 2018-го, а 22 мая уже был принят как закон. Тремя днями позже документ был подписан Главой государства. Возможно, это событие ускользнуло от внимания профессионального сообщества, ведь ранее нормативные акты в ІР-сфере не принимались в столь сжатые сроки.

Данный законопроект был разработан нашей командой, а в его быстрое продвижение в парламенте неоценимую лепту внесла юридическая компания Moris Group. Принятие закона во многом было политическим вопросом — на кону стоял имидж Украины как государства, способного провести событие такого масштаба на достойном уровне. Законопроект внес в правовое поле Украины новые термины, такие как «амбуш-маркетинг» (паразитический маркетинг), коммерческая территория и режим ее охраны, был также урегулирован вопрос с перепродажей билетов с установлением  административной ответственности за перепродажу билетов неуполномоченным лицом.

Без принятия этого закона мы бы не смогли работать по многим направлениям, в особенности по вопросу защиты от паразитического маркетинга и несанкционированной перепродажи билетов.

 

— Насколько рано началось ваше взаимодействие с УЕФА по юридическому сопровождению финала Лиги чемпионов?

— К сожалению, коммуникация с УЕФА именно по этому вопросу началась не так заблаговременно, как бы нам хотелось. Взаимодействие следовало бы еще начинать в начале 2017-го, когда уже было известно, что финал состоится в Киеве. Это позволило бы работать в более размеренном режиме, в более спокойном формате инициировать изменения в законодательство. Примечательно, что даже в здании «под куполом», поддерживая данный законопроект, народные депутаты высказывали мнение, что соответствующие изменения нужны не для конкретного события, а на постоянной основе. Понимая сущность проблематики, наша команда готова заняться этим вопросом.

 

— В чем еще помимо законодательства заключалась ваша работа?

— Вы наверняка знаете, что есть разные юридические кейсы — более представительские или более денежные. Но, кейсы связанные с юридическим сопровождением масштабных мероприятий, пожалуй, наиболее трудоемкие и мультизадачные. В этом контексте в один ряд с «Евро-2012» и финалом ЛЧ можно поставить разве что международный песенный конкурс «Евровидение». Причем проект «Евро-2012» еще сложнее финала ЛЧ, ведь география его проведения шире (четыре города), и по времени он проходит дольше (месяц).

Опыт участия в таких масштабных проектах для нас бесценен, и, думаю, после таких проектов нам под силу любая задача. Мы занимались изменением законодательства, коммуникацией и координацией действий с органами власти и Федерацией футбола Украины (ФФУ), договорными отношениями, сопровождением таможенных оформлений, защитой прав интеллектуальной собственности, консультациями и оценкой рисков в различных отраслях, обеспечением режима охраны коммерческой территории, противодействием паразитическому маркетингу и незаконной перепродаже билетов и другими вопросами.

Фактически при различных органах было создано много организационных штабов и комитетов, каждый со своей зоной ответственности. Организационный штаб при Администрации Президента Украины занимался вопросами безопасности и справился с этой задачей, как мы видим, безупречно. Местные органы власти создали штабы для решения организационных и логистических задач. Таких задач было множество: размещение фанатов обеих команд на стадионе во избежание столкновений, урегулирование транспортных вопросов, соблюдение режима коммерческой территории вокруг стадиона, противодействие несанкционированной торговле и демонтирование незаконной рекламы (вокруг стадиона не должно было быть ни одной рекламы, кроме рекламы официальных спонсоров) и многое другое. Организационный штаб при ФФУ работал с официальными делегациями, занимался продажей билетов, обеспечением коммуникации на стадионе и другими вопросами.

Поначалу работа, в которой было задействовано так много организационных штабов, людей, напоминала хаос, но потом это «броуновское движение» структурировалось, каждый знал свою зону ответственности и отлично выполнял свои функции.

На время проведения чемпионата в Украину прибыл очень большой штат сотрудников УЕФА. Их штаб-квартира располагалась в арендованном Дворце спорта. Под антиконтрафактную программу УЕФА задействовал также профессиональных иностранных детективов. Приятно было слышать их отзыв, что наша юридическая компания, не будучи детективным агентством, в плане оперативной работы показала высочайший уровень.

«В полях» работали оперативные группы, включающие сотрудников нашей компании, представителей УЕФА, правоохранительных органов (патрульных полицейских или представителей киберполиции), муниципальных органов власти. Одна из групп, к примеру, занималась борьбой с амбуш-маркетингом и несанкционированной торговлей вокруг стадиона. Были группы, работающие непосредственно в фан-зоне. Каждая из групп действовала по определенному алгоритму. Приведу пример. Представьте, что вы продаете контрафактную продукцию…

 

— …магнитики?

— Да, но чаще всего встречались шарфы (они были двух видов: украинские и турецкие). Опергруппа подходит к вам и интересуется, продаете ли вы эти шарфы или просто раздаете. Вы предлагаете нам купить шарф, мы фиксируем это на фото или видео, представляемся, показываем документы, подтверждающие полномочия, разъясняем законодательство и вручаем претензию. Затем предлагаем вам три варианта развития событий. Или вы говорите, что это не ваши шарфы, они бесхозные, оставляете их и уходите. Тогда мы забираем шарфы в штаб-квартиру УЕФА для дальнейшего уничтожения. Другой вариант — мировое соглашение, по условиям которого контрафактный товар на добровольной основе под опись передается УЕФА для дальнейшего уничтожения, УЕФА, со своей стороны, не имеет никаких юридических претензий к продавцу. В данном случае вы также берете на себя обязанность в дальнейшем не совершать подобных действий. Третий вариант (если распространитель контрафакта не шел на мировую) — привлечение к административной ответственности: лицо доставлялось в участок, составлялся административный протокол, а контрафактный товар изымался.

Борьба с контрафактом — это один из приоритетных вопросов для УЕФА, поскольку такие обязательства взяты перед официальными спонсорами, но есть и другие, не менее важные.

 

— Что вы имеете в виду?

— Например, несанкционированную продажу билетов. Понимаете, такое событие, как финал Лиги чемпионов, это хорошая возможность подзаработать для людей, лишенных моральных ориентиров. О турецких шарфах я уже упоминал — их специально разработала одна компания, а реализацией в Украине занималась группа примерно из 20 человек. Если мы говорим о билетах, то это четыре-пять игроков международного уровня. Система продажи билетов УЕФА очень сложная и содержит элемент лотереи (право приобрести билет еще нужно выиграть). Мы все понимаем, что желающих увидеть финал главного футбольного события года — как минимум половина мужского населения Европы, а мест на стадионе всего 70 тыс. Недобросовестные игроки массово скупают билеты (используя технологические ресурсы, в том числе ботов), вкладывая десятки миллионов евро, а зарабатывают сотни миллионов. Мы делали контрольные закупки: билет УЕФА номиналом 300 евро перепродавался за 5 тыс. евро! Самый дорогой билет в компании, занимающейся оптовой перепродажей билетов, стоил 10 тыс. евро. Оказывается, что на перепродаже билетов можно заработать намного больше, чем зарабатывает на билетах УЕФА.

Именно потому, чтобы сделать футбольный праздник событием не только для миллионеров, но и для настоящих болельщиков футбольных клубов, УЕФА яростно борется с перепродажей.

Мы говорим о серьезно подготовленных игроках. Они выкупают билеты, затем приезжают в город, где проходит финал, снимают в отеле конференц-зал и перед матчем выдают билеты тем, кто их перекупил. Одна из компаний привезла в Киев несколько десятков сотрудников, которые сидели в одном из столичных кафе и по вызову носили билеты в парк Шевченко.

Нам удалось изъять большое количество билетов. На данном этапе основная цель УЕФА заключается в том, чтобы разобраться в происхождении билетов. Во многих случаях можно было отследить, кем они были оплачены. Удалось выяснить, что некоторые билеты были выданы бесплатно одной из национальных европейских федераций футбола, а потом эти билеты оказались в продаже. Этого нельзя допускать. УЕФА собирает соответствующую информацию, чтобы оптимизировать процедуру распространения билетов — каналы, которые себя скомпрометировали, в дальнейшем, очевидно, задействоваться не будут. Это, во-первых. А во-вторых, УЕФА планирует подать иски к крупным игрокам — интернет-сайтам, занимающимся перепродажей билетов. Именно поэтому мы сопровождали оперативный сбор информации.

 

— Уничтожение контрафактной продукции — это принципиальная позиция УЕФА?

— А есть другие варианты?

 

— Отдать, к примеру, в детский дом…

— Проблема в том, что контрафактная продукция не соответствует стандартам качества, так как изготовлена, как правило, из синтетических материалов. Ее точно нельзя отдавать детям. Чтобы не создавать опасности для детей, УЕФА уничтожает контрафакт. Хотя, скорее всего, по одному экземпляру они оставляют для собственного музея контрафакта.

 

— По сравнению с 2012-м изменился ли характер нарушений в ІР-сфере?

— По ІР-части не особо. Все те же магниты, все те же шарфы, мячи и другая сувенирная продукция, не изменились и каналы их распространения. Более того, приходилось слышать: «А я вас помню со времен Евро-2012», и в преимущественном большинстве случаев многие осознанно шли на нарушения (с умыслом), надеясь, что их не поймают. Одна из причин такого поведения людей заключается в незначительности меры наказания. В России за нарушение прав на торговую марку грозит до шести лет лишения свободы, в США и Японии — до десяти лет. В европейских странах, таких как Франция, Польша, Германия, — по шесть-восемь лет тюремного заключения. А в Украине соответствующая статья декриминализована. Чего же мы хотим?

Но если говорить о реализации билетов, то парадигма нарушений изменилась существенно. Недобросовестные игроки стали более изощренными в путях обхода законодательства и получили соответствующую предварительную юридическую консультацию. Схемы становятся более завуалированными: несанкционированные распространители получают платежи онлайн на нерезидента, который не имеет никакого отношения к передаче билета. Распутать ниточку правонарушения очень сложно без привлечения компетентных органов и проведения негласных следственных действий. Более того, речь идет о преступлениях международного уровня.

 

— И наш последний вопрос. За кого вы болели в финале Лиги чемпионов?

— Откровенно говоря, болел просто за хороший футбол, который, впрочем, посмотреть мне так и не удалось, я пришел на стадион на 90-й минуте с целью посмотреть на эмоции и впечатления старшей дочери, у которой в этот день был день рождения. Во время футбольного матча я с группой правоохранителей занимался случаем незаконной оптовой перепродажи билетов.

 

(Беседовала Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ,

«Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Несущественная роль

Акцент

Центральный защитник

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен альтернативный законопроект о возобновлении деятельности военных судов на территории Украины

Еще один вид хозяйственной деятельности будет подлежать лицензированию

Государство и юристы

Из вреда вон выходящий

Арест ипотечного имущества

Тролль второго плана

Конспект

Локально инструментальный

Новости из Евросуда

Судебная практика

Отсутствие расследования вины дорожных служб в смертельном ДТП нарушает право на жизнь

Право вести огонь на поражение не является абсолютным

Большая Палата ВС не отменила решение ВККС по делу в рамках четвертого отбора

ВС вернул на новое рассмотрение дело об антиконкурентных согласованных действиях

Новости из-за рубежа

Отрасли практики

Конституционный суд Молдовы подтвердил законность ограничений в сфере информационной безопасности

Банк Австралии признал нарушение законодательства против отмывания денег и финансирования терроризма

Новости юридических фирм

Частная практика

Interlegal защитил интересы судовладельца в LMAA

Aequo расширила управленческую команду

Baker McKenzie сотрудничает с НаУКМА в подготовке будущих юристов

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила украинских производителей ферросплавов в антидемпинговом расследовании Еврокомиссии

Советник АО ADER HABER Татьяна Иванович избрана главой Комитета Ассоциации адвокатов Украины по трудовому праву

Отрасли практики

Адвокатский страж

Задание суда

Сумма сторон

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Ходовой отчет

Зайти с ума

Самое важное

Богатые тоже прячут

Хозрасходы

Судебная практика

Модный приговор

Дело первички

Тема номера

Чистота сигнала

Взять и подменить

ВС путем

Явление истца народу

Со всех сторон

Восстановительные работы

Первым — дело

Частная практика

Южное управление

Інші новини

PRAVO.UA