Процесс создания регуляторного поля для реализации Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» (Закон) продвигается вперед. Так, уже в 2018 году Кабинет Министров Украины (КМУ) принял четыре постановления, содержащие критерии допустимости госпомощи. Уполномоченным органом в понимании Закона является Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) — именно он вправе временно или полностью прекращать предоставление незаконной госпомощи и возвращать незаконную госпомощь, признанную недопустимой для конкуренции. В июле 2017 года на основе отдела мониторинга госпомощи был создан Департамент мониторинга и контроля госпомощи, в штате которого сегодня работает 21 сотрудник. О том, как законодательство о госпомощи вскоре изменит экономические реалии Украины, рассказал председатель АМКУ Юрий Терентьев.
— Юрий Александрович, как проходит процесс принятия подзаконных нормативных актов, направленных на реализацию Закона о государственной помощи? Как мы понимаем, проекты КМУ с критериями оценки допустимости госпомощи, разработанные специалистами АМКУ, ожидают принятия?
— Для начала отмечу, что государственная помощь — новый институт права в Украине и еще требует углубленного изучения и понимания, поэтому все процессы, которые проходят в этой сфере, пока сопряжены со сложностями. Процесс разработки и согласования проектов постановлений КМУ относительно критериев оценки допустимости госпомощи также был сложным и длительным, особенно в части согласования с органами власти.
Комитетом созданы рабочие группы по подготовке соответствующих критериев оценки по каждому из направлений. К участию в рабочих группах были привлечены представители государственных органов, юридических компаний, общественности, европейские эксперты. С учетом результатов деятельности указанных рабочих групп АМКУ разработал проекты постановлений КМУ, которыми утверждаются критерии оценки допустимости отдельных категорий госпомощи.
Сегодня на заседаниях правительственных комитетов одобрены критерии оценки допустимости государственной помощи субъектам хозяйствования на проведение научных исследований, техническое развитие и инновационную деятельность; на восстановление платежеспособности и реструктуризации субъектов хозяйствования; на обеспечение развития регионов и поддержки среднего и малого предпринимательства; на трудоустройство отдельных категорий работников и создание новых рабочих мест.
Также дорабатывается проект постановления об утверждении критериев оценки допустимости государственной помощи субъектам хозяйствования для защиты окружающей среды.
Кроме того, уже принято постановление КМУ «Об утверждении критериев оценки допустимости государственной помощи субъектам хозяйствования на профессиональную подготовку работников» от 11 января 2018 года № 11.
Отмечу, что еще 4 июля 2017 года было принято разработанное Комитетом постановление КМУ № 468 «Об утверждении Порядка возвращения незаконной государственной помощи, недопустимой для конкуренции».
— Обращается ли бизнес по своей инициативе за разъяснениями проблемных положений Закона о госпомощи? Были ли случаи, когда бизнес жаловался на нарушение Закона?
— В прошлом году Комитет провел ряд мероприятий для органов власти и субъектов хозяйствования, цель которых состояла в разъяснении применения законодательства в сфере государственной помощи. Так, в частности, в июне состоялось заседание круглого стола «Формирование конкурентных условий функционирования рынка электрической энергии в условиях трансформации», в ходе которого обсуждались вопросы государственной помощи субъектам хозяйствования как в рамках действующей модели функционирования рынка электрической энергии, так и в условиях его реформирования в связи с принятием Закона Украины «О рынке электрической энергии». Также были проведены мероприятия в угольной, транспортной отраслях, в сфере обороны и т.д.
Если говорить о жалобах субъектов хозяйствования, то в Антимонопольном комитете Украины рассматривается заявление ООО «Новая почта» на действия ПАО «Укрпочта», которому, по информации «Новой почты», предоставляется государственная поддержка в виде льготной арендной ставки на помещения, арендуемые ПАО «Укрпочта» для производственных нужд. Комитет сегодня проводит исследование указанных в заявлении ООО «Новая почта» вопросов.
— Какую поддержку осуществляет ЕС в деле имплементации Закона? Как зарубежные партнеры оценивают процесс имплементации?
— Сегодня в Комитете работают эксперты проекта технической помощи Европейского сообщества «Поддержка Антимонопольного комитета Украины во внедрению правил государственной помощи»: предоставляют консультации при подготовке разъяснений по вопросам применения законодательства в сфере государственной помощи; осуществляют тестирование портала государственной помощи, проводят оценку законодательства в сфере госпомощи и предоставляют предложения по его усовершенствованию.
— С принятием Закона изменился ли подход государственных чиновников к пониманию допустимости поддержки хозсубъектов государством?
— С момента принятия Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» перед Украиной стоит задача внедрения эффективной системы государственной помощи. Следует разъяснить общественности, государственным органам власти о важности и актуальности функционирования системы госпомощи, необходимости распространения информации с целью соблюдения данного законодательства, рассказать о преимуществах, которые получит государство при внедрении системы государственной помощи.
АМКУ как уполномоченный орган ведет активную работу как с центральными, так и с местными органами государственной власти относительно предоставления разъяснений по вопросам применения законодательства в сфере государственной помощи и необходимости введения системы мониторинга и контроля.
Комитет предоставляет консультации поставщикам госпомощи, в частности, по составлению форм уведомлений о государственной помощи. Также был проведен учебный тренинг в Министерстве инфраструктуры Украины. В прошлом году мы предоставили свыше 170 разъяснений относительно применения законодательства в сфере госпомощи на запросы органов власти. Проводили рабочие встречи с профильными министерствами, посвященные вопросам оказания государственной помощи субъектам хозяйствования.
— Может ли реализация ограничений, предусмотренных Законом, привести к негативным экономическим последствиям в ближайшем будущем?
— Закон устанавливает правовые основы мониторинга государственной помощи субъектам хозяйствования, осуществления контроля за допустимостью такой помощи для конкуренции, направленного на обеспечение защиты и развитие конкуренции, повышение прозрачности функционирования системы государственной помощи и соблюдение международных обязательств в сфере государственной помощи, то есть он разработан с целью достижения положительных результатов для экономики.
Действие Закона не предусматривает вмешательства Комитета как уполномоченного органа в сфере государственной помощи в деятельность органов власти, не исключает и не усложняет исполнения возложенных на них полномочий.
Главная задача состоит не в ограничении функций органов власти по оказанию поддержки субъектам хозяйствования, а в контроле за использованием государственных и местных ресурсов, защите интересов общества от неэффективного функционирования товарных рынков и искажения конкуренции в результате предоставления недопустимой государственной помощи, что обеспечит рост эффективности региональных и отраслевых программ государственной помощи.
— Существуют ли рынки, которые требуют особого подхода?
— Выполнение требований законодательства в сфере госпомощи является обязательным для всех ее поставщиков. Закон не устанавливает преимуществ или приоритетов для тех или иных товарных рынков. Вместе с тем наиболее чувствительной, с точки зрения осуществления контроля государственной помощи, является сфера энергетики — как на рынке электрической энергии, так и в угольной отрасли. Это вызвано наличием двойных международных обязательств по осуществлению мониторинга и контроля государственной помощи, возникших после подписания Договора об учреждении Энергетического сообщества (Договор) и Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.
Договором об учреждении Энергетического сообщества не предусмотрен переходный период для внедрения положений о государственной помощи. Следовательно, обязательства Украины относительно государственной помощи в энергетическом секторе (статья 18 Договора) вступили в силу с 2011 года в соответствии с Протоколом о присоединении Украины к Договору. В апреле 2014 года Секретариат Энергетического сообщества начал процедуру урегулирования спора относительно невыполнения Украиной положений настоящего Договора, в частности, из-за отказа в принятии законодательной базы, условий и институциональной основы для контроля госпомощи. Основное требование — в полной мере осуществлять контроль за помощью в энергетической сфере. Подписав Соглашение об ассоциации, Украина взяла на себя ряд обязательств в энергетической сфере и в сфере охраны окружающей среды, которые должна реализовать в течение 2019—2029 годов. Так, например, Законом «О рынке электрической энергии» предусмотрено создание полномасштабного рынка электроэнергии, а значит, и введение конкурентных отношений на нем, начиная со второй половины 2019 года. Вместе с тем Украина должна имплементировать достаточно жесткие нормы acquis ЕС: например, государственная помощь предоставляется исключительно на закрытие неконкурентоспособных угольных шахт; предприятие, получившее помощь на закрытие, должно прекратить деятельность по добыче полезных ископаемых не позднее конца 2018 года.
(Беседовал Виталий ДУДИН,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…