1 октября истекла отсрочка для подачи отчетности об операциях со связанными лицами по Закону «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (Закон о ТЦО). Разумеется, в применении данного акта в связи с его новизной наблюдаются некоторые проблемы, и львиная их доля — в законодательной плоскости.
Предвиденное и непредвиденное
«В настоящий момент налоговые органы направляют запрос на предоставление документации. Все изучается. Конечно, большинство налогоплательщиков направили отчетность еще до 1 мая 2014 года», — рассказывает ассоциированный партнер, руководитель практики ТЦО МПЦ EUCON Лариса Врублевская. По ее словам, по состоянию на середину сентября было отправлено семь таких запросов.
Эксперт уверена, что Закон необходимо корректировать. «Есть сложности с подтверждением статуса нерезидента. Очень трудно получить от нерезидента соответствующую справку. Потому как практики получения таких справок за границей попросту нет. Есть сложности с применением методов и источников информации. Есть недостаток данных, в том числе в официальных и открытых источниках. Если нет собственных операций с несвязанными контрагентами, то очень сложно найти где-либо информацию», — отмечает г-жа Врублевская. По ее словам, расширяется информация об отдельных товарных группах, например по бытовой технике. Вместе с тем информации о ценах на услуги до сих пор нет.
Отметим, однако, что ГП «Держзовнишинформ» возражает против необходимости осуществлять мониторинг цен. «Но вместе с тем считаем, что услуги — это вещь сугубо индивидуальная, тонкая и иногда даже личная (потому что часто предоставляются «материнскими компаниями» своим «дочкам»), а оценка их стоимости зависит от огромного количества факторов и определяется индивидуально в каждом конкретном случае», — такова позиция, к примеру, Руслана Филина, заместителя директора данного предприятия.
На несовершенство законодательства обращает внимание Андрей Фомичев, адвокат, руководитель практики налогового права АО «Юскутум»: «Прежде всего стоит понимать, что правила трансфертного ценообразования направлены на крупный бизнес и основная их цель заключается в контролировании вывода денежных средств за границу. Но в законодательстве, как обычно и бывает у нас, оставлен некий пул возможностей для маневра». К примеру, зарегулированные и неотработанные на практике методы определения обычной цены дают достаточное количество возможностей для регулирования средней суммы поставки и некой корреляции фактического вывода денежных средств. «Такой процесс будет согласовываться и с другими участниками рынка, но тут все методы будут хороши для взаимной выгоды», — уверен адвокат.
«Основные трудности, с которыми столкнулись компании при составлении отчетов о контролируемых операциях, — это недостаток официальных источников информации для обоснования выбора сопоставимых операций на нетоварных рынках. В то же время Налоговый кодекс дает право использовать независимые оценки только при условии доказывания налогоплательщиком невозможности определить обычную цену на основании методов, предусмотренных в статье 39 НК Украины. Решением проблемы было бы указание перечня экспертных оценок (например, оценки ГП «Держзовнишинформ»), на основании которых налогоплательщик может определять обычную цену для нетипичных одноразовых операций без привязки к вышеуказанным методам определения цены», — сообщила «ЮП» Вита Форсюк, руководитель практики налогового права ЮК Jurimex.
Кроме того, некоторые возникающие сложности трудно прогнозируются законодателями. «Новая проблема состоит в том, что операции с Крымом вошли в состав контролируемых в связи с Законом о свободной экономической зоне. Мы получаем вопросы от плательщиков, применяется ли здесь стоимостный критерий в 50 млн грн», — рассказывает г-жа Врублевская. В 2014 году увеличилось количество контролируемых операций из-за скачка валютного курса.
Разъяснение
Огромные надежды бизнес возлагает на разъяснения налоговых органов насчет проблемных вопросов применения Закона о ТЦО. Уже есть письмо Министерства доходов и сборов Украины «Относительно определения операций между резидентом и постоянным представительством нерезидента, а также между таким представительством и нерезидентом контролируемыми» от 15 мая 2014 года, а также «Относительно применения правил трансфертного ценообразования к договорам о совместной деятельности» от 10 апреля 2014 года.
Кроме того, 1 июля с.г. были внесены изменения в Обобщающую налоговую консультацию по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства относительно трансфертного ценообразования (включает ответ на 41 вопрос). Первоначальная редакция появилась 22 ноября 2013 года и содержала менее благоприятные для налогоплательщиков разъяснения.
В частности, в ответе на вопрос № 2 говорится, что при определении стоимостного критерия (50 млн грн) контролируемой операции суммы кредита, депозита, займа, возвратной финансовой помощи, дивидендов, стоимость инвестиций не учитываются. А в ответе на вопрос № 20 указано, что государственные предприятия, которые принадлежат к сфере управления одного министерства, являются связанными лицами в понимании Налогового кодекса Украины.
Комментируя данный документ, Лариса Врублевская называет отдельные положения неоднозначными. Например, в пункте 40 говорится о том, что считаются контролируемыми операции со связанными лицами-нерезидентами, если в такой операции применяется основная ставка, но плательщик налога осуществляет экспортные операции, облагаемые НДС по нулевой ставке, или уплачивает налог на репатриацию. «Было бы логично, если бы в контролируемой операции применялась неосновная ставка, тогда она была бы контролируемой», — резюмирует она.
Грядущие изменения
Вступление в силу Закона о ТЦО ощущается украинским бизнесом, утверждает Лариса Врублевская: «Многие компании пересмотрели свои организационные структуры. Если кто раньше работал с хозяйственными единицами — связанными лицами и если выделяли бизнес-процессы в отдельные юридические лица, допустим в виде транспортных компаний, и друг другу в рамках компании предоставляя услуги, то сейчас эти структуры начали объединяться». На предприятиях были созданы отдельные подразделения, продолжается поиск специалистов в сфере ТЦО. В свою очередь, эксперты уже обсуждают вероятные изменения Закона о ТЦО.
По мнению Ларисы Врублевской, правительство намерено снизить порог контролируемых операций, а размер штрафов, наоборот, повысить. Однако против ужесточения санкций за отдельные нарушения специалисты не возражают. «Следует увеличить штраф за неподачу документации, поскольку десять минимальных зарплат — небольшая сумма», — считает важным дисциплинировать плательщиков г-жа Врублевская. Также, по ее мнению, необходимо ввести штраф, если какая-то операция не включена в отчет, в размере определенного процента от стоимости этой операции (а не в целом от стоимости контролируемой операции). Снижение же порога — это международная тенденция, и Украине будет трудно ее избежать.
«Сложными являются критерии определения круга связанных лиц. Закон предоставляет определенный перечень таких критериев, но международное право дает больше возможностей для действия, а при объединении этих понятий, определение «связанные лица» теряет свой смысл, — подчеркивает Андрей Фомичев. — С таким подходом физическое лицо, имеющее генеральную доверенность от двух юридических лиц, может определяться как связанное по отношению к обеим сторонам. Еще одним влиятельным фактором практического применения правил трансфертного ценообразования является возможность пропорциональной корректировки. Для кого будет доступна такая возможность, а именно с «благословения» контролирующего органа уменьшить налоговые обязательства, остается невыясненным».
При этом эксперты признают, что самые критичные пожелания бизнеса все же были услышаны (в части переноса сроков отчетности и снижения штрафов).
«В целом положения Закона о ТЦО выглядят гармонично, но на практике еще многое может поменяться, что приведет к повышению его эффективности, ведь история показывает именно такие примеры написания и применения положений законодательства в последнее время», — резюмирует Андрей Фомичев.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…