По данным Государственной налоговой службы (ГНС) Украины, только в 2012 году 54 % украинского товарного экспорта было вывезено через третьих, часто аффилированных лиц, а общий объем экспорта по непрямым контрактам составил 260 млрд грн. В результате за пределами нашей страны осталось почти 30 % дохода от экспорта. Справедливости ради необходимо отметить, что данная ситуация присуща всем странам. В мире с помощью таких схем было выведено в оффшоры 21 трлн долл. США.
Очевидно, что существующий на Украине институт обычных цен не в состоянии обеспечить необходимый контроль оттока финансовых активов внутренними каналами транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп. Так, 12 марта с.г. в Верховном Совете Украины был зарегистрирован законопроект № 2515 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (законопроект № 2515), разработанный на основании рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Целью законопроекта является внедрение на Украине мировых механизмов контроля трансфертного ценообразования, в частности, по операциям со связанными лицами и контрагентами, зарегистрированными в оффшорных зонах.
Законопроект № 2515 дает определение трансфертного ценообразования, устанавливает механизмы налогового контроля над ним, определяет операции, подлежащие контролю, и методы определения цены в контролируемых операциях, а также дает право крупным налогоплательщикам на предварительное взаимное согласование цен в контролируемых операциях с Министерством доходов и сборов Украины на определенный срок. При этом налоговый контроль трансфертного ценообразования предусматривает применение налоговой службой системы мер по установлению соответствия цен в операциях между связанными лицами уровню рыночных цен. Налоговый контроль трансфертного ценообразования основывается на принципе «вытянутой руки» (arm’s length principle) — международном стандарте, согласованном государствами — членами ОЭСР в качестве рекомендуемого к использованию по установлению трансфертных цен для налоговых нужд. Принцип «вытянутой руки» закреплен в статье 9 Модельной налоговой конвенции ОЭСР (OECD Model Tax Convention) и предусматривает увеличение налоговых обязательств связанных лиц до уровня налоговых обязательств несвязанных лиц при условии соответствия коммерческих и/или финансовых условий совершенных ими операций.
Законодатель предусматривает, что контроль трансфертного ценообразования будет осуществляться при проведении операций, признаваемых контролируемыми, и объем которых с каждым контрагентом равен или превышает 50 млн грн (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий календарный год: 1) между связанными лицами; 2) между лицами, если хотя бы одно из них является нерезидентом, зарегистрированным в стране или на территории, в которой ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на пять и более процентных пунктов меньше, чем на Украине. Перечень указанных государств (территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины и ежегодно публикуется в официальных печатных изданиях и на официальном веб-сайте налоговой службы с указанием ставок налога на прибыль.
Согласно законопроекту № 2515, связанными лицами признаются юридические и/или физические лица, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют, по сути в случаях, когда такие лица контролируют, контролируются или находятся под общим контролем с плательщиком налога, где «контроль» означает или владение не менее чем 20 % корпоративных прав или правом решающего голоса в руководящем органе плательщика налогов.
После введения новых правил, в случае проведения налоговых проверок, будет необходимо обосновывать, что цены по отдельным операциям — рыночные. Законопроект № 2515 предусматривает для этой цели ряд источников информации, в том числе международных, с помощью которых возможно будет доказать «справедливость» цены по операциям, и пять методов в следующей приоритетности их применения: 1) сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), 2) цены перепродажи, 3) «издержки плюс», 4) чистой прибыли, 5) распределения прибыли.
Однако следует отметить, что некоторые положения законопроекта носят достаточно общий характер, а следовательно, практическое применение отдельных положений потребует разработки дополнительных нормативных документов. Например, законопроект № 2515 предлагает установить подпунктом 39.2.2 пункта 39.2 новой редакции статьи 39 Налогового кодекса (НК) Украины правило, согласно которому для определения объема полученных доходов и/или понесенных расходов при осуществлении контролируемой операции налогоплательщики и Министерство доходов и сборов Украины проводят сопоставление такой операции с другими операциями, стороны которых не являются связанными лицами. При этом порядок «сопоставления коммерческих и финансовых условий сделок» включает анализ элементов контролируемой и сопоставимых операций, функций, выполняемых сторонами операций, рисков сторон, влияющих на условия сделки, характеристик рынков товаров (работ, услуг), коммерческих стратегий сторон операций, кредитных договоров (договоров займа) и договоров поручительства. В то же время в законопроекте определены только направления проведения анализа указанных операций, однако критерии и порядок оценки результатов такого анализа в нем отсутствуют.
С другой стороны, с целью контроля «правильности» определения трансфертных цен Министерство доходов и сборов Украины планирует ввести отдельную отчетность и проводить специальные проверки органами Государственной налоговой службы, длительность которых будет составлять от шести месяцев до года. Законопроектом № 2515 предусмотрены и довольно-таки внушительные штрафные санкции. Так, непредоставление налогоплательщиком отчета и/или обязательной документации о проведенных им в течение года контролируемых операциях, в соответствии с требованиями подпунктов 39.4.1 и 39.4.2 пункта 39.4 статьи 39 НК Украины, в Министерство доходов и сборов Украины, влечет за собой наложение штрафа в размере:
— 5 % от общей суммы контролируемых операций — в случае непредоставления отчета;
— 5 % от суммы контролируемой операции, по которой не представлены копии документов (первичные документы), содержащих сведения о хозяйственной операции и подтверждающие ее осуществление в течение отчетного периода;
— 100 минимальных заработных плат — за непредоставление ряда документов, в том числе данных о связанных лицах, структуре группы, ее деятельности, политике трансфертного ценообразования группы, а также сведения о функциях связанных лиц, об использованных ими активах, экономических (коммерческих) рисках и других документов, предусмотренных подпунктом 39.4.1 пункта 39.4 статьи 39 НК Украины в редакции законопроекта № 2515.
Собственно сама по себе обязанность рассчитывать базу налогообложения для налога на прибыль или НДС, исходя из рыночных цен, существует в украинском законодательстве уже более десяти лет. Внедрение на Украине трансфертного ценообразования — это лишь вопрос времени. Но станет ли с принятием законопроекта № 2515 рынок внешнеэкономических трансакций прозрачнее или у контролирующих органов появится новый нормативно закрепленный инструмент воздействия на бизнес, покажет время и практика.
ЧЕПУР Елена — управляющий партнер Gryphon Investment Consulting Group, председатель Комитета по банковскому и финансовому праву Ассоциации юристов Украины, г. Киев
Анна ЯРЕНКО,
юрист МЮГ AstapovLawyers
Отдельного внимания заслуживают нормы, регулирующие сроки проведения проверок контрольных операций. Устанавливается, что срок проверки не должен превышать шести месяцев. Но, несмотря на такой значительный период, законодатель разрешил его продлить еще на шесть месяцев, что при желании не составит труда, поскольку среди оснований подпункт 39.5.2 пункта 39.5 статьи 39 законопроекта предусматривает для этого «иные причины». Кроме того, в ходе проверки налоговиками могут быть проверены операции, подпадающие под определение «контрольные», за последние три года.
Что касается нормы о согласовании цены в контрольной операции, то такая возможность предоставляется только крупному бизнесу, ограничивая тем самым права прочих налогоплательщиков, которые будут проводить сделку, относящуюся к категории «контрольные».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…