Многие воспринимают отдых и рекреацию как тождественные понятия. Особенно если речь идет об отпуске на морском побережье. Вместе с тем, с точки зрения права, между отдыхом и рекреацией, то есть оздоровлением, есть существенные различия. По части земельных правоотношений они проявляются как увеличенный в пять раз коэффициент функционального использования земельных участков для организации отдыха по сравнению с землями рекреационного фонда. И, как подтвердили суды, ключевым в этом вопросе будет не месторасположение земельного участка в зоне рекреации, а непосредственное его использование: для организации оздоровления или отдыха.
На это обратил внимание Высший административный суд Украины, пересматривая в кассационном порядке дело по иску международной благотворительной организации (МБО) к отделению государственного земельного агентства в Килийском районе Одесской области, при участии в качестве третьего лица на стороне ответчика Приморского сельского совета Килийского района Одесской области.
В своем исковом заявлении МБО просила суд признать неправомерными действия ответчика по применению коэффициента функционального использования земельного участка 2,5 для нормативной денежной оценки земельного участка площадью 9800 м2, предоставленного истцу для строительства, эксплуатации и обслуживания базы отдыха в рекреационной зоне села Приморское Килийского района. Помимо этого истец просил обязать ответчика выдать новое извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке этого земельного участка с применением коэффициента функционального использования земельного участка 0,5.
Спорные правоотношения возникли из того, что МБО по договору аренды земельного участка от 19 июня 2007 года, заключенного между истцом и третьим лицом, получила в платное пользование на 49 лет земельный участок площадью 0,980 га, расположенный на территории Приморского сельсовета в пределах населенного пункта.
Согласно пункту 5.2 договора аренды, земельный участок передается в аренду истцу для строительства, эксплуатации и обслуживания базы отдыха.
29 декабря 2010 года ответчиком было оформлено извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка в с. Приморское Килийского района Одесской области, согласно которому нормативная денежная оценка арендованного истцом земельного участка составила 2 470 874 грн, с учетом коэффициента функционального назначения (Кф) — 2,5.
Отметим, что в соответствии с Таблицей 1.1. Приложения 1 к Порядку нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденному совместным приказом Государственного комитета по земельным ресурсам, Министерства аграрной политики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, Украинской академии аграрных наук № 18/15/21/11 от 27 января 2006 года (Порядок), Кф 2,5 применяется, в частности, к землям отелей, ресторанов, а также к землям предприятий, осуществляющих деятельность в сфере отдыха и развлечений (код по КВЭД О92.7).
Настаивая на необходимости применения к денежной нормативной оценке спорного земельного участка коэффициента 0,5 (земли оздоровительного и рекреационного назначения за исключением земель отдыха с кодом О92.7), МБО подала упомянутый выше иск.
Постановлением Одесского окружного административного суда от 31 января 2012 года, оставленным без изменений определением Одесского апелляционного административного суда от 20 марта 2013 года, исковые требования были удовлетворены.
Не соглашаясь с решениями судов первой и апелляционной инстанций, ответчик подал кассационную жалобу, в которой просил отменить указанные судебные решения и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В свою очередь коллегия судей ВАСУ, принимая постановление от 6 августа 2013 года, пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 20 Земельного кодекса Украины, отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховного Совета Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется по проектам землеустройства относительно их отвода.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины «О плате за землю» (который регулировал спорные отношения до 1 января 2011 года) использование земли на Украине является платным. Согласно указанному Закону и Налоговому кодексу Украины, плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которые определяются в зависимости от денежной оценки земель.
Статьей 7 Закона Украины «О плате за землю» предусмотрено, что ставки земельного налога с земель, денежная оценка которых проведена, устанавливаются в размере одного процента от их денежной оценки, за исключением отдельных земельных участков.
Согласно статье 648 Гражданского кодекса Украины, содержание договора, заключенного на основании правового акта органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым, органа местного самоуправления, обязательного для сторон (стороны) договора, должно соответствовать этому акту.
Нормативная денежная оценка земельного участка (в пределах населенного пункта) определяется на основании пункта 3 Порядка по формуле Цн = В х Нп/Нк х Кф х Км, в которой:
Цн — нормативная денежная оценка квадратного метра земельного участка (в грн);
В — расходы на освоение и обустройство территории в расчете на квадратный метр (в грн);
Нп — норма прибыли (6 %);
Нк — норма капитализации (3 %);
Кф — коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (под жилищную и общественную застройку, для промышленности, транспорта и прочего);
Км — коэффициент, характеризующий месторасположение земельного участка.
Размер Кф, согласно пункту 3.5 Порядка, учитывает относительную прибыльность видов экономической деятельности, осуществляемых на конкретном участке.
Отнесение земель к категории земель по функциональному использованию осуществляется согласно Инструкции по заполнению государственной статистической отчетности по количественному учету земель, утвержденной приказом Госкомстата Украины № 377 от 5 ноября 1998 года, в соответствии с видами экономической деятельности, указанными в справках, предоставляемых юридическим лицам органами государственной статистики.
Кф для земельных участков смешанного использования определяется как средневзвешенное (по площади) значение Кф отдельных частей земельного участка смешанного использования. Основаниями для выделения частей земельного участка разного функционального использования являются исключительно утвержденные данные инвентаризации земельного участка и землеустройства.
Из изложенного, а также из материалов дела, по мнению ВАСУ, следует, что, принимая решение о нормативной денежной оценке земельного участка, ответчик руководствовался исключительно видами деятельности истца, которую последний осуществляет на арендованном земельном участке.
На этом основании ВАСУ постановил отменить постановление Одесского окружного административного суда и определение Одесского апелляционного административного суда по настоящему делу, приняв новое решение об отказе МБО в удовлетворении исковых требований.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…