Быть в бонусе — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (827) » Быть в бонусе

Быть в бонусе

Спенсер Джонсон в современной притче «Кто украл мой сыр?» рассказывает о жизни персонажей в лабиринте, выражая ключевое кредо выживания в сложных условиях: «Если ты не изменишься, то вымрешь». Позволю себе спроецировать это высказывание на украинские законодательные и политические реалии, перефразировав: «Если не сможешь приспособиться к требованиям законодательства, то твой бизнес погибнет».

Заинтересовать потребителя

Не секрет, что современный бизнес активно использует выплату премий, бонусов дистрибьюторам своей продукции. Как правило, вознаграждение выплачивается на основании договоров об оказании маркетинговых услуг, заключаемых сторонами дополнительно к основному договору поставки.

Выплата подобных мотивационных вознаграждений позволяет поставщику заинтересовать покупателя как в увеличении объема общих продаж, так и в выводе на рынок каких-либо новых наименований продукции. Особенно эта тема актуальна для представителей FMCG-бизнеса: бонусы супермаркетам за наилучшее размещение продукции на стеллажах и полках, раздачу сувенирной продукции покупателям супермаркета с целью привлечения внимания потребителя именно к данной продукции и т.д. (так называемая предпродажная подготовка товара).

Однако выплата бонусов в пользу дистрибьюторов активно используется и представителями других направлений коммерческой деятельности. Таким образом, исследование вопроса о порядке осуществления таких мотивационных выплат, согласно требованиям действующего законодательства, представляется достаточно актуальным.

«Сомнительные услуги»

В подпункте 14.1.108 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса (НК) Украины предоставлено обширное и одновременно расплывчатое понятие маркетинговых услуг (маркетинга) — «услуги, которые обеспечивают функционирование деятельности налогоплательщика в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движением продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика».

К маркетинговым услугам принадлежат, в том числе, услуги по размещению продукции налогоплательщика в местах продажи, услуги по изучению и анализу потребительского спроса, внесение продукции (работ, услуг) налогоплательщика в информационные базы продаж, услуги по сбору и распространению информации о продукции (работах, услугах).

Также определение маркетинга содержится в ДСТУ 3293-95 «Маркетинг. Термины и определения основных понятий» — «процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг путем обмена, который удовлетворяет цели отдельных лиц и организаций».

Кроме того, существует еще такая разновидность маркетинга, как мерчандайзинг (от англ. merchandising) — направление торгового маркетинга, представляющее собой совокупность всех мероприятий по продвижению товара в розничной торговле без активного участия специального персонала.  Под такими мероприятиями понимают размещение товаров в торговых залах с целью привлечения наибольшего внимания покупателей, оригинальное оформление прилавков и витрин (оклейка фирменными логотипами и др.), организация презентаций и дегустаций, раздача сувениров и продукции с фирменными логотипами и т.д.

Таким образом, предпродажная подготовка товаров и послепродажное обслуживание относятся к маркетинговым услугам.

Затраты на маркетинговые услуги субъект хозяйствования может включить в расходы как составную часть расходов на сбыт на основании абзаца «г» подпункта 138.10.3 пункта 138.10 статьи 138 НК Украины: «Расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг) на предпродажную подготовку товаров».

Сложность ситуации заключается в том, что налоговые органы к маркетинговым услугам относятся с подозрением, называя «сомнительными услугами» и считая их в большинстве случаев операциями, которые осуществляются с целью минимизации налоговых обязательств.

Долгожданное обобщение

В феврале 2012 года Государственная налоговая служба Украины своим приказом № 123 утвердила такую долгожданную Обобщенную налоговую консультацию «Об отнесении расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг в состав расходов». Важность данного разъяснительного документа, кроме прочего, заключается в том, что в нем выражена четкая позиция налоговых органов о возможности включения в расходы налогоплательщика бонусов, выплачиваемых таким налогоплательщиком (продавцом товаров) своим дистрибьюторам.

Так, согласно позиции налоговых органов, среди методов продвижения товаров на рынке выделяют и уплату мотивационных выплат (премий, бонусов) в пользу третьих лиц — контрагентов, которые покупают эти товары у продавца и осуществляют их сбыт конечному потребителю.

«Такие выплаты считаются вознаграждением за достижение определенных экономических показателей третьими лицами (дистрибьюторами) в рамках своей основной деятельности. Достижение таких показателей способствует улучшению сбыта товаров поставщика, стимулирует продвижение товаров по каналам дистрибуции. Такие мотивационные выплаты включаются в расходы по сбыту», — разъясняет налоговый орган.

Используя рекомендации упомянутой Обобщенной налоговой консультации, субъект хозяйствования может выплачивать дистрибьюторам своих товаров бонусы за досрочную уплату дебиторской задолженности, выполнение планов закупок товаров, в том числе определенных наименований товаров, соблюдение определенного ассортимента товаров при закупке.

Важным моментом является то, что по своей правовой природе мотивационные выплаты направлены на стимулирование сбыта продукции (товаров, услуг), а поэтому могут быть отнесены к маркетинговым услугам.

Согласно разъяснению Министерства доходов и сборов Украины, размещенному на официальном веб-сайте (www.minrd.gov.ua) в рубрике «База знаний» в категории 102 «Налог на прибыль предприятий» подкатегории 102.07.06, если в договоре поставки товаров (работ, услуг) предусмотрена оплата рекламных, маркетинговых услуг (в том числе мотивационных выплат), то в состав расходов налогоплательщика, которые рассчитываются при определении объекта налогообложения, включаются расходы, понесенные им на оплату таких услуг.

Отстоять позицию

Однако следует обратить внимание на то, что законодателем установлен ряд ограничений по приобретению маркетинговых услуг у нерезидента (подпункт 139.1.13 пункта 139.1 статьи  139 НК Украины).

Кроме того, для учета вышеуказанных расходов на маркетинговые услуги (мотивационные выплаты) субъекту хозяйствования необходимо доказать непосредственную связь таких расходов со своей хозяйственной деятельностью и подтвердить эти расходы первичными документами в соответствии с пунктом 138.2 статьи 138 НК Украины.

Таким образом, при намерении субъекта хозяйствования выплатить в будущем дистрибьютору своих товаров бонусы рекомендую обязательно включить в договор поставки пункт, предусматривающий выплату таких мотивационных выплат по достижении определенных результатов: выполнение такого-то количественного (выраженного в килограммах, единицах или гривнах) плана закупок товаров поставщика. Например, при достижении объема закупок продукции на сумму 1 000 000 грн поставщик выплачивает покупателю бонус в размере 1 %.

Кроме того, до фактической выплаты бонусов сторонам необходимо подписать двусторонний акт с соответствующим расчетом мотивационных выплат, подтверждающий достижение покупателем (дистрибьютором) необходимых результатов (показателей).

Также важно разработать и утвердить локальный нормативный документ, например, Положение о порядке начисления и выплате бонусов покупателям (дистрибьюторам) продукции, или включить одноименный раздел в официальную «Коммерческую политику» предприятия (при ее наличии).

Наличие вышеуказанных документов поможет отстоять позицию субъекта хозяйствования в случае возможного спора с налоговыми органами.

Предложенные мною действия не являются панацеей, однако могут натолкнуть субъекта хозяйствования и на другие способы подтверждения связи таких расходов с коммерческой деятельностью с целью выполнения требований действующего законодательства.

МЕЛЬНИЧЕНКО Виктория — к.ю.н., юрист, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Трибуна

Евроотражение

Актуальный документ

Документы и аналитика

Жалоба на бездействие органа ГИС

Акцент

Комплект полноценности

Государство и юристы

Новости законотворчества

Принят Закон о рынке электроэнергии

Общественные работы заменят штрафом

Государство и юристы

Встать в стройку

Экспертная уценка

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предложен альтернативный путь реформирования ВСУ

Деловая практика

Язык теледвижений

Документы и аналитика

Быть в бонусе

Товарный зачет

Допускной пункт

Вместо жительства

Книжная полка

Научно-критический

Неделя права

Клинические исследования

Неделя права

Новости из-за рубежа

Особое мнение станет доступным

Неделя права

Оптимизация во ВСЮ

ЕСтественный укор

Персональная безответственность

Порядок на личном

Защита инвестора

Узы брака

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд удовлетворил жалобу КМУ по делу о квотировании импорта угля

Одесский клуб «Ибица» не добился защиты деловой репутации

Новости юридических фирм

Частная практика

Партнер ЮК ARBITRADE Юлия Черных прочитала курс по морскому арбитражу в Бразилии

ЮФ «Астерс» номинирована на премию «Лучшая европейская юридическая фирма года»

ЮФ «Лавринович и Партнеры» успешно защитила интересы ООО «Макс-Торг 2011»

Василий Кисиль награжден Почетной наградой «Медаль Святого Петра Могилы»

Отрасли практики

Эмиссия выполнима

Арбитражные направляющие

Занятия сортом

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

ВККС на троечку

Резонанс

Объединение у сильных

Решения недели

Судебная практика

Неисключительное основание

Проценты не для наследника

Использовали без разрешения

Самое важное

Дорогое обжалование

Корпоративный уговор

Заработная трата

Опыт и разница

Судебная практика

Суммарный актив

Проигранный вариант

Жертвы Катыни

Судебная практика

Судебные решения

Факт досрочного расторжения договора должен быть подтвержден доказательствами

Об ответственности поручителя в кредитных правоотношениях

Тема номера

Истовая давность

Подлежит соглашению

Тревожное состязание

Просто возместительно

Трибуна

Труд в первой инстанции

Частная практика

Стратегический вход

Інші новини

PRAVO.UA