Brexit-система — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (1005) » Brexit-система

Brexit-система

Хотя юридически возможно для Великобритании после Brexit остаться частью европейской унитарной патентной системы, политическая сторона вопроса может стать преградой как для самой Великобритании, так и для ЕС

В Украине сейчас идет процесс создания специализированного суда для рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности. Этот процесс не простой, о чем говорит опыт создания и работы таких судов в других юрисдикциях. Самыми известными и влиятельными судами на данный момент являются английские Королевский патентный суд и Коммерческий суд по вопросам интеллектуальной собственности (IPEC), а также американский Апелляционный суд федерального округа, который был специально создан для рассмотрения патентных споров. Также в 2014 году в Китае созданы три суда по интеллектуальной собственности в муниципалитетах Пекина и Шанхая и в провинции Гуандонг. Но, наверное, самым масштабным и значимым начинанием в этой сфере является идея создания европейского патентного суда, юрисдикция которого будет распространяться на все страны — члены Европейского Союза (ЕС).

Европейский бизнес и юридическое сообщество с большим вниманием следят за событиями, развивающимися вокруг создания унитарного патента (Unitary Patent) и Европейского унитарного патентного суда (Unitary Patent Court, UPC). В настоящее время Европейский патентный офис и страны­участницы находятся на финальной стадии создания новой унитарной патентной системы в ЕС. Считается, что процесс создания этого суда наряду с возможностью получить европейский унитарный патент — наиболее значимое событие в патентном праве Европы за последние 40 лет. Но когда наконец­то процесс создания новой патентной системы вышел на финишную прямую, из­за неожиданных препятствий возникли сомнения не только в возможности завершения процесса в запланированный срок, но и в самом существовании Европейского унитарного патентного суда.

 

Патенты в Европейском Союзе

Патент — это документ, подтверждающий право интеллектуальной собственности и защищающий изобретение. Патент выдается государством и гарантирует временную эксклюзивность собственнику патента относительно его изобретения, в том числе дает право запрещать другим использование этого изобретения без разрешения собственника. Действие патента ограничено территорией выдавшего его государства.

Современный процесс подачи заявок на патент в Европе действует с 1973 года, после принятия Европейской патентной конвенции (European Patent Convention, EPC). Этой Конвенцией была создана централизованная система получения патентов в странах — членах EPC. Несмотря на свое название, документ является международным соглашением, а это значит, что его участниками являются не только государства — члены ЕС, но и другие государства: например, Швейцария, Турция, Норвегия. Важно понимать, что EPC не предоставляет возможности получения единого панъевропейского патента, а предлагает механизм для централизованного получения нескольких национальных патентов. Заявки для получения европейского патента подаются в Европейский патентный офис и должны указывать страну, в которой заявитель желает получить защиту. Если заявка была подана успешно, то заявителю выдается европейский патент для каждого указанного государства, который приобретает силу национального патента.

В соответствии с Брюссельским постановлением (постановление (ЕС) 1215/2012 от 12 декабря 2012 года) вопросы защиты европейского патента (действительность, имущественные права и нарушения прав на патент) подлежат рассмотрению в соответствии с национальным законодательством. Это означает, что в случае если европейский патент нарушается в нескольких государствах, его собственник должен обращаться в суд каждого из этих государств. Такой процесс является дорогостоящим и длительным, а самое главное — может привести к получению противоположных судебных решений относительно одного и того же патента. Несовершенство данной системы привело к необходимости создания европейского патента с унитарным эффектом, а также унитарной юрисдикции для защиты таких патентов.

 

Создание европейского унитарного патента и Европейского унитарного патентного суда

Начиная с 1950 года идея создания унитарного патента, а также судебного органа, рассматривающего споры относительно таких патентов, активно обсуждалась в Европе. Несмотря на понимание необходимости создания новой системы, на протяжении нескольких десятилетий попытки воплотить эту идею в жизнь не завершались успехом. Однако в 2009 году идея снова получила шанс, когда по инициативе Европейской комиссии Совет ЕС представил свои заключения относительно новой патентной системы в ЕС. Предлагалось создание европейского патентного суда на основании международного соглашения между ЕС, его членами, а также членами Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA). Кроме этого, рассматривалась идея создания европейского патента на основании патентного законодательства ЕС. Однако ни одно из предложений Комиссии в итоге не было реализовано.

Что касается создания нового патентного суда (в предлагаемом варианте), то существовали сомнения относительно его соответствия европейскому законодательству, в частности, верховенству и автономности права ЕС. В связи с этим Совет ЕС обратился в Европейский суд (Court of Justice of the EU) для получения решения относительно такой законности. Европейский суд, рассмотрев проект соглашения о создании европейского патентного суда, пришел к выводу (решение 1/09 от 8 марта 2011 года), что соглашение в рассматриваемой редакции будет противоречить законодательству ЕС.

Европейская комиссия и государства — члены ЕС отреагировали на принятие Европейским судом решения 1/09. Текущая версия Соглашения об UPC предусматривает его подписание только государствами — членами ЕС. Также в Соглашение об UPC были внесены поправки, предусматривающие, что UPC является судом «общим для договаривающихся государств­членов» и на него возлагаются такие же обязательства в соответствии с законодательством ЕС, как и на любой национальный суд договаривающихся государств­членов (статья 1 (2) Соглашения об UPC). Кроме того, UPC обязан применять законы ЕС в полном объеме и принять верховенство права ЕС (статья 20 Соглашения об UPC), как и национальные суды договаривающихся государств­членов; он имеет те же полномочия и обязанности национальных судов с целью получения предварительных решений Европейского суда на основании статьи 267 Соглашения о функционировании Европейского Союза (статья 21 Соглашения об UPC); в случае нарушения законодательства ЕС государства­члены несут солидарную ответственность за ущерб (статья 22 Соглашения об UPC) и т.д.

В феврале 2013 года новое Соглашение об UPC было подписано 25 государствами — членами ЕС, в том числе и Великобританией. Постановление об унитарном патенте было принято в 2012 году.

 

Что такое европейский унитарный патент и Европейский унитарный патентный суд

Европейский унитарный патент — это патент, действие которого будет распространяться на все государства — члены ЕС. Получить унитарный патент можно будет на основании традиционного европейского патента, выдаваемого Европейским патентным офисом, после вступления Соглашения об UPC в силу. Дополнительно можно будет получить традиционный европейский патент или национальный патент.

Одновременно с созданием унитарного патента также планируется создание нового Европейского унитарного патентного суда, который будет рассматривать споры относительно унитарных патентов. Цель создания унитарного патента и UPC — снижение стоимости получения патента и его защиты, скорости судебных разбирательств и повышение правовой определенности.

Основное преимущество нового UPC в том, что он как наднациональный суд будет иметь юрисдикцию в 25 государствах — членах ЕС относительно унитарных патентов и традиционных европейских патентов (если такие патенты не были исключены (opt­out) из юрисдикции UPC их собственниками в порядке, предусмотренном Соглашением об UPC).

UPC будет состоять из патентных судей, имеющих и юридическую, и техническую квалификацию. Новый суд также будет применять свое материальное и процессуальное право. Рассмотрение дел в первой инстанции не должно длиться более одного года с момента подачи иска. Важно понимать, что национальные суды государств — членов UPC будут иметь юрисдикцию относительно споров, рассмотрение которых не входит в исключительную компетенцию UPC. Так, разделение юрисдикции между национальными судами и UPC выглядит следующим образом: споры относительно унитарных патентов рассматриваются исключительно UPC, споры относительно классических европейских патентов могут рассматриваться UPC и национальными судами, споры относительно национальных патентов — исключительно национальными судами.

Юрисдикция UPC распространяется на судебные споры о нарушении унитарных патентов и признании их недействительными, а также на обеспечительные меры (статья 31 (1) Соглашения об UPC). UPC будет состоять из суда первой инстанции и апелляционного суда (статья 6 (1). Суд первой инстанции включает центральное подразделение и несколько местных и региональных подразделений (статья 7 (1). Центральное подразделение суда первой инстанции, рассматривающее в основном дела о признании патентов недействительными, будет находиться в Париже, а также иметь две секции в Мюнхене и Лондоне (статья 7 (2). Апелляционный суд будет находиться в Люксембурге (статья 9 (5).

В соответствии со статьей 21 Соглашения об UPC новый патентный суд будет судом общим для членов — подписантов Соглашения и одновременно частью их судебной системы, а также будет сотрудничать с Европейским Судом с целью осуществления правильного и единообразного применения права Союза в соответствии со статьей 267 Соглашения о функционировании Европейского Союза. Решения Европейского суда будут иметь обязательный характер для UPC. Также в соответствии со статьей 24 Соглашения об UPC суд будет применять европейское законодательство, правила Европейской патентной конвенции, международные соглашения, применимые к патентам, и национальное законодательство. Что касается права Европейского Союза, то, согласно Соглашению об UPC, суд обязан применять такое законодательство в его целости и уважать его верховенство (статья 24).

 

Соглашение об UPC после Brexit

В соответствии со статьей 89 Соглашения об UPC данное Соглашение вступает в силу 1 января 2014 года или после того, как минимум 13 подписантов государств — членов ЕС (включая Францию, Германию и Великобританию) подадут подтверждения о ратификации Соглашения в Совет ЕС. Хотя вступление в силу Соглашения в 2014­м воспринималось всеми как нечто нереалистичное, все же ожидалось, что документ вступит в силу не позже 2016 года.

Такие ожидания были преждевременными, поскольку 23 июня 2016 года участники референдума проголосовали за выход Великобритании из ЕС (Brexit). Статья 50 Соглашения о функционировании Европейского Союза предоставляет право члену ЕС выйти из Союза в одностороннем порядке. Процедура выхода инициируется самим выходящим государством — членом ЕС путем уведомления Совета ЕС о своем намерении выйти из Союза. После такого уведомления следует процесс переговоров между ЕС и государством, намеренным выйти из его состава, относительно механизма выхода и будущих взаимоотношений. Уведомление также запускает двухлетний период, после которого положения Соглашения о функционировании Европейского Союза перестают действовать относительно выходящего государства, в данном случае Великобритании, если Совет ЕС и это государство не примут решение о продлении такого строка. Прекращение действия также касается остального европейского законодательства, в том числе директив, постановлений и решений, а также международных соглашений, заключенных с ЕС, но не международных соглашений, заключенных самими государствами — членами ЕС.

Перспектива Brexit является серьезным вызовом и усложняет создание новой унитарной патентной системы. Сегодня идет острая дискуссия относительно того, может ли Великобритания остаться участником новой унитарной патентной системы после выхода из ЕС, причем проводится она в двух плоскостях: политической и юридической.

Так, после того как Великобритания проголосовала за выход из ЕС и в Европе поняли, что подписание и повторная ратификация нового соглашения без участия Великобритании может снова значительно затянуть процесс создания UPC, начали обсуждать идею о принятии протокола, который требует не ратификации, а лишь подписания сторонами соглашения. Предлагалось объявить, что для начала действия Соглашения требуется только две, а не три, наиболее популярные страны для европейских патентов (Франция и Германия, без Великобритании). К моменту объявления Великобритании о ратификации Соглашения об UPC такой протокол уже начал циркулировать в европейских столицах — с тем, чтобы подписать его в феврале 2017 года. Планировалось также временно перенести работу Лондонского центрального отделения в Париж и Мюнхен. Таким образом, в случае если Великобритания не ратифицирует Соглашение, другие страны готовы продолжать процесс создания новой европейской системы без ее участия. А это означает, что Великобритания и особенно ее юридический бизнес упустят значительные возможности. Немецкие патентные поверенные могли бы предложить универсальные услуги, а немецкие юристы — почти общеевропейский сервис по патентным судебным спорам.

Тем не менее возникли обоснованные сомнения: будет ли новая система интересна без участия Великобритании? Конечно, с точки зрения бизнеса, все еще будут преимущества в унитарной европейской системе рассмотрения судебных споров, хотя, если учитывать роль Великобритании, такая система станет менее привлекательной без нее.

Что касается политической стороны этого вопроса, то необходимо отметить следующее: 28 ноября 2016 года правительство Великобритании объявило о своем намерении ратифицировать Соглашение об UPC. Радость от объявления о ратификации омрачила речь британского премьер­министра Терезы Мэй, которая призвала к прекращению юрисдикции ЕС и Европейского суда в Великобритании. Такое заявление противоречит объявленной Великобританией ратификации Соглашения об UPC, поскольку в рамках унитарной патентной системы решения Европейского суда будут обязательными для UPC. Несмотря на то что это противоречие может быть решено путем переговоров между Великобританией и ЕС, есть опасения, что такие переговоры могут затянуть создание европейской унитарной патентной системы.

Естественно, выход Великобритании из ЕС и одновременное желание остаться частью унитарной патентной системы вызвало дебаты относительно того, будет ли это соответствовать европейскому законодательству. Пессимистическая точка зрения такова: теоретически Великобритания может остаться частью системы, но с политической точки зрения это маловероятно. Положения Соглашения об UPC, устанавливающие верховенство права ЕС и роль Европейского суда, могут стать непреодолимой преградой для правительства Великобритании при ратификации Соглашения об UPC в сложившейся политической ситуации в Великобритании.

Вместе с тем высказываются мнения, что юридически возможно для Великобритании остаться частью UPC после Brexit.

 

Может ли Великобритания продолжать участвовать в UPC после Brexit?

Специалисты, предполагающие, что участие Великобритании в UPC будет невозможно после Brexit, основывают свое мнение на трактовании решения Европейского суда 1/09 (от 8 марта 2011 года ECR 1­01137). Обеспокоенное перспективой остаться вне унитарной патентной системы британское патентное сообщество обратилось за разъяснениями к известным английским барристерам Ричарду Гордону QC (Richard Gordon QC) и Тому Паско (Tom Pascoe), экспертам в европейском праве, которые пришли к выводу, что участие Великобритании в UPC юридически возможно. С ними согласились и некоторые европейские эксперты, в том числе профессор Ансгар Охли (Ansgar Ohly) и Рудольф Стрейнц (Rudolf Streinz). И те, и другие утверждают, что такое участие возможно, основываясь на толковании вышеупомянутого решения Европейского суда 1/09.

Так, Европейский суд в своем решении 1/09 рассмотрел законность предыдущего проекта Соглашения об UPC, подписантами которого должны были стать как государства — члены ЕС, так и государства, не являющиеся членами ЕС. Европейский суд пришел к выводу, что проект Соглашения не совместим с Соглашением о функционировании Европейского Союза. Многие комментаторы, в том числе и Европейская комиссия, интерпретировали это мнение как решение Европейского суда о невозможности создания патентного суда при участии государств, не являющихся членами ЕС. Однако вышеназванные эксперты европейского права считают, что на самом деле Европейский суд был обеспокоен тем, что Соглашение возложило бы исключительную юрисдикцию относительно значительной части патентных споров на суд, который бы существовал «вне институциональных и судебных рамок ЕС», что могло бы привести к нарушениям принципов верховенства и независимости права ЕС. Это также касалось отсутствия положений в предыдущем проекте Соглашения о создании патентного суда об ответственности государств­членов за ущерб, причиненный частным лицам в случае нарушения законодательства ЕС патентным судом, а также положения о предварительных решениях Европейского суда.

Европейские эксперты считают, что более правильной интерпретацией решения 1/09 будет возможность создания патентного суда при участии государств, которые не являются не членами ЕС, при условии, что они гарантируют защиту конституционных принципов ЕС.

 

Выводы

Несмотря на наличие юридической возможности для Великобритании остаться частью европейской унитарной патентной системы после выхода из ЕС, политическая сторона вопроса может стать еще большей преградой как для самой Великобритании, так и для ЕС. Хотя интерпретация Европейской комиссией решения Европейского суда 1/09 об ограничении участия в UPC только членами ЕС и не является общепринятой, такое толкование, несомненно, усложнит подготовку к созданию новой патентной системы. Более того, дальнейшее участие Великобритании без получения соответствующего одобрения Европейского суда будет очень рискованным. Поэтому существует мнение, что предпочтительнее получить такое одобрение Европейского суда для подтверждения законности участия Великобритании в UPC.

Британское юридическое сообщество активно выступает за продолжение участия Великобритании в UPC после выхода из ЕС. Кроме того, создание новой патентной системы при участии Великобритании даст возможность участия и другим государствам — членам Европейского патентного соглашения, которые не являются членами ЕС. Это может добавить привлекательности новой европейской унитарной системе.

 

ГУРГУЛА Ольга — адвокат, магистр права, LLM, докторант Университета Queen Mary, г. Лондон

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Защитные манеры

Государство и юристы

Борьба со злоупотреблениями

Государство и юристы

Новости из зала суда

ВХСУ подтвердил законность решения АМКУ о нарушении законодательства кондитерской фабрикой «Лагода»

Суд обязал ГПУ расследовать нарушения при обыске адвокатов Киевской области

Государство и юристы

Призраки фиктивности

Декорация независимости

Двойная жизнь

Документы и аналитика

Поисковый запрос

Brexit-система

Книжная полка

Пример обобщения

Новости юридических фирм

Частная практика

Тимофей Сикорский стал партнером ЮФ «Салком»

ЮФ Trusted Advisors совместно с прокуратурой г. Киева в судебном порядке не допустили незаконную застройку земли у Батыевой горы

В Interlegal проанализировали опции по внесению изменений в ГТД в связи с ошибкой и правовые последствия для сторон

Aequo — победитель в номинации «Юридическая фирма года: Россия, Украина и СНГ» по версии The Lawyer European Awards 2017

Юристы ILF защитили интересы агрокомпании

Отрасли практики

Нолевой порог

Штрафной радар

Задать позицию

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Торговый залп

Юристы зараБОТали

Prояснительная записка

Самое важное

Войти в доверие

Налоговый спорт

Свободный рывок

Корпоративное уравнение

Прекращение ипотеки

Судебная практика

Бить в меру

Картель Молотова

Сравнительное правоведение

Тема номера

Есть что доказать

Готовить на пару

Подсудный день

Содержать слово

Существенное соучастие

Частная практика

Globalное потепление

Інші новини

PRAVO.UA