По данным Государственной службы финансового мониторинга Украины (Госфинмониторинг), в 2019 году было подготовлено и направлено в различные силовые, фискальные и антикоррупционные органы более 1,1 тыс. материалов, связанных с отмыванием грязных денег. Общая сумма финансовых операций, попавших под колпак, перевалила за 134 млрд грн. Нет сомнения, что и в текущем году «финразведка» станет еще активнее, ведь уже в конце апреля в силу вступит новый «антиотмывочный» закон, который расширит и перечень контролируемых операций, и список тех, кто будет эти проводить мониторинг этих операций.
Как отразится на бизнес-климате новая версия Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (№ 361-IX), как успешно пройти финмониторинг в банке и защитить свое право в суде, мы поинтересовались у представителей юридического рынка.
Не спешите в суд
Сергей КОВАЛЕВ, старший партнер АО «Могильницкий и Партнеры»
Закон № 361-IX разграничил право и обязанность банков и иных субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) в определенных случаях приостанавливать финансовые операции на две опции: 1) право СПФМ приостанавливать финансовые операции; 2) обязанность СПФМ замораживать активы, связанные с терроризмом.
Обе опции, по сути, представляют собой блокировку расходных операций по счетам. Причем по Закону № 361-IX это во всех случаях приостановление финансовых операций во множественном числе, то есть вариант с приостановлением одной конкретной подозрительной операции, как в действующем законе, даже не рассматривается. Разница между двумя опциями в том, что первом случае приостановление имеет сравнительно кратковременный характер и в общей сложности не может продолжаться более 30 рабочих дней. Во втором же случае замораживание счета происходит на постоянной основе до исключения из перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности.
Кто может быть указан в таком перечне: собственник счета, его контрагент, аффилированный, по мнению СПФМ, собственник? Ответ на этот вопрос Закон № 361-IX не дает. Судя по всему, получим его тогда, когда Госфинмониторинг во исполнение части 5 статьи 22 Закона № 361-IX разработает порядок замораживания/размораживания активов. Закон № 361-IX лишь определил общие принципы данных процедур, которые сводятся к следующему: размораживание активов происходит только в случаях, если лицо исключено из соответствующего перечня или Служба безопасности Украины (СБУ) сообщит, что имеет место дублирование личных данных, а конкретное лицо в перечень не включено. При этом срок для рассмотрения СБУ ходатайства заинтересованного лица Законом № 361-IX не установлен. Эти и ряд других особенностей и дают основания для формирования примерного алгоритма действий в случае блокировки счета или замораживания активов.
Если СПФМ приостановил финансовые операции, то спешить в суд точно не стоит. За 30 рабочих дней дело в суде, скорее всего, не будет рассмотрено, а в большинстве случаев блокировка будет снята либо через два дня, либо через семь, либо через 30. Пока счет будет заблокирован, необходимо официально получить у СПФМ информацию о причинах приостановления, а также по его требованию предоставить пояснения по интересующим вопросам, в связи с которыми у СПФМ и возникли подозрения, ставшие причиной блокировки. А вот если и на 31-й рабочий день счет не разблокирован и при этом не арестован, тогда с судом уже тянуть нет смысла.
Позитивный аргумент
Игорь МЛЕЧКО, партнер ЮК JUSTL
На досудебной стадии клиент лишен правовой возможности предпринять активные действия, направленные на снятие блокировки счетов. Что касается судебного обжалования решений о продлении блокировки финансовых операций, то важным моментом является сокращенный срок рассмотрения таких дел (не более десяти дней со дня открытия производства по делу, при этом вопрос об открытии производства решается не позднее следующего дня после получения искового заявления). И отвечая на вопрос о целесообразности обращения в административный суд, прежде всего следует рассмотреть специфику процедуры блокировки в контексте сроков. Решение о продлении блокировки (которое подлежит обжалованию в суде) может приниматься по прошествии двух рабочих дней после первичной блокировки (статья 23 Закона № 361-IX). Согласно абзацу 3 части 9 статьи 23 Закона № 361-IX, общий срок блокировки не может превышать 30 рабочих дней. В рамках этого срока правоохранительные органы могут проводить досудебное расследование. И если в ходе такого расследования не подтверждается состав преступления, блокировка подлежит снятию. Если подтверждается — налагается арест по правилам Уголовного процессуального кодекса Украины. Из этого следует, что вне зависимости от инициирования рассмотрения дела в административном суде вопросы блокировки или ареста в рамках уголовного дела будут решаться параллельно (с ограничением срока 30 рабочими днями). Поэтому, если учитывать загруженность административных судов и проблематику стадии исполнения судебных решений, не исключено, что к соответствующей дате будет наложен арест в рамках уголовного дела. Тем не менее не рекомендуется пренебрегать инструментом судебной защиты в административном суде, так как решение такого суда может позитивно повлиять на процесс снятия ареста, наложенного в рамках уголовного дела, а также на ход его расследования.
Ввести в штат
Александр ЗИНЕВИЧ, советник АО «Коннов и Созановский»
Одно из главных изменений в новом Законе № 361-IX, которое коснется граждан и бизнеса, — это увеличение предельной суммы финансового мониторинга трансакции с 150 000 гривен до 400 000 гривен. Однако для проведения денежных переводов без открытия счета на сумму, превышающую 30 000 гривен, инициатору такого перевода надо будет предоставлять данные как о себе, так и о получателе этих денег. Операции с виртуальными активами также будут требовать надлежащей проверки, если они превысят порог в размере 30 000 гривен.
Бизнес (но не весь) столкнется с необходимостью разработки внутренних документов, регулирующих проведение финансового мониторинга и определения штатного сотрудника, ответственного за проведение таких действий. Список хозяйствующих субъектов достаточно большой, в него входят те, кто связан с частым движением крупных сумм денег и недвижимостью, в том числе риелторы, банки, аудиторы, нотариусы, компании, предоставляющие юридические услуги, ювелирные магазины и пр.
Нужны новые подходы
Богдан ШИШКОВСКИЙ, старший юрист KPMG Law Ukraine
С одной стороны, Закон № 361-IX существенно упрощает критерии для определения операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу. В частности, со вступлением в силу нового Закона № 361-IX обязательному финансовому мониторингу будут подлежать операции на сумму свыше 400 000 грн с лицами, которые зарегистрированы или имеют финансовый счет в государстве, не выполняющем рекомендаций в сфере борьбы с отмыванием средств, финансовые операции политиков и связанных с ними лиц, операции по переводу средств за границу, финансовые операции с наличными. Кроме того, для банков как субъектов первичного финансового мониторинга предусматривается возможность при осуществлении надлежащей проверки (CDD) использовать результаты идентификации/верификации другого банка/СПФМ, если он считает такие данные достоверными, а также банки смогут обмениваться информацией о лицах, которым отказано в установлении деловых отношений, открытии счета или проведении финансовой операции. Это значительно упрощает процесс прохождения проверки. В то же время такие возможности требуют от банков и СПФМ, чтобы они до 28 апреля привели свою деятельность в соответствие с законодательством не только в части финансового мониторинга, но и в части защиты персональных данных. Более того, соблюдение требований после 28 апреля является чрезвычайно важным в связи с существенным увеличением размеров штрафных санкций. При этом контролирующим органам предстоит выработать новые подходы к применению положений Закона № 361-IX, к примеру, относительно наложения штрафов ввиду отсутствия в законодательстве четких критериев определения их размера.
Оспаривать в суде
Александр КАМША, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
В случае если на денежные средства в банке наложен арест в соответствии с Инструкцией о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте (утверждена постановлением Национального банка Украины (НБУ) от 21 января 2004 года № 22), следует уточнить, на основании какого документа наложен данный арест и в рамках какого дела. Эта информация необходима для понимания дальнейшего порядка действий по отмене ареста.
Банк осуществляет снятие ареста с денежных средств по постановлению исполнителя о снятии ареста, принятому согласно законодательству Украины, по решению суда, по постановлению следственного судьи, суда или постановлению прокурора, которые доставлены в банк самостоятельно исполнителем (представителем/поверенным, помощником частного исполнителя), следователем, представителем суда, следственного судьи, прокурора, контролирующего органа или поступили заказным либо ценным письмом, отправленным исполнителем, судом, следственным судьей, прокурором, контролирующим органом.
Если лицо считает, что денежные средства были арестованы безосновательно, следует оспорить документ, на основании которого был наложен арест, в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством. Для каждого конкретного случая такой порядок будет отличаться. Правильный алгоритм действий можно будет выработать, обратившись за консультацией к адвокату.
Коснется каждого
Мария ЦАБАЛЬ, внештатный советник Aequo
Вступление в силу Закона № 361-IX будет иметь последствия как для граждан, так и для компаний. В частности, изменен подход к определению «политически значимое лицо» — теперь лицо, соответствующее определению политически значимых лиц (PEP), будет иметь этот статус бессрочно, а перечень должностей и видов деятельности, свидетельствующих о статусе публичной личности, расширен и уточнен.
Законом № 361-IX усовершенствована процедура раскрытия конечных бенефициарных собственников (контролирующих лиц), введены штрафы за несоблюдение требований в размере от 17 000 грн до 51 000 грн, что отразится на деятельности украинских компаний.
Для банков, финансовых учреждений и других субъектов первичного финансового мониторинга расширен круг субъектов, которым они обязаны сообщать о подозрительных финансовых операциях своих клиентов, а также увеличены суммы финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу (со 150 000 грн до 400 000 грн) с одновременным уменьшением количества признаков таких финансовых операций (с 17 до 4).
Произойдет переход к применению субъектами первичного финансового мониторинга риск-ориентированного подхода и, соответственно, к отчетности о подозрительных операциях клиентов по каждому конкретному случаю, появится возможность использования результатов надлежащей проверки, проведенной другим субъектом первичного финансового мониторинга.
Вместе с тем для контролирующих органов законом предусмотрены инструменты привлечения к ответственности за нарушение законодательства в сфере финансового мониторинга.
Требования усилятся
Николай МЕЛЬНИЧУК, старший юрист Asters
Необходимость принятия нового закона обусловлена в первую очередь потребностью имплементации европейского законодательства (так называемая пятая антиотмывочная директива ЕС, или 5AMLD, Директива № 2018/843/EU), а во вторую — практикой правоприменения, наработанной органами государственного финансового мониторинга в последние годы. В Законе № 361-IX сделана попытка переосмысления механизмов финансового мониторинга с учетом риск-ориентированного подхода, а также изменены нормы старого закона, которые показались законодателю неудачными.
По новому закону субъекты первичного финансового мониторинга получат еще больше обязательств по контролю за операциями клиентов, но при этом требования по организации контроля Законом № 361-IX установлены на уровне принципов, а не конкретных процедур. Одновременно ужесточается ответственность за нарушения.
В итоге можно ожидать усиления требований со стороны банков и других СПФМ к клиентам и их операциям. Клиентам будет значительно труднее ссылаться на необоснованность притязаний СПФМ, поскольку существенная часть правил будет (на вполне законных основаниях) составлена самим СПФМ.
К Закону № 361-IX придется привыкать новым СПФМ — налоговым консультантам, лицам, занимающимся регистрацией предприятий и управлением ими, операторам рынка виртуальных активов. Кстати, закон устанавливает требования относительно деловой репутации руководителей СПФМ (репутация должна быть безупречной), что и будет контролироваться Госфинмониторингом.
Неприятный сюрприз ожидает публичных деятелей: единожды получив должность (перечень которых теперь дополнительно расширен), PEP может считаться таким неограниченное время, и только субъективная оценка СПФМ может на это повлиять. При этом PEP, члены его семьи и связанные юридические лица окажутся под особым вниманием со стороны СПФМ. В то же время низкорисковые («допороговые») операции клиентов будут подвергаться упрощенной проверке.
Со вступлением в силу нового Закона № 361-IX общемировая тенденция «диктата» финмониторинга получит свое развитие и в Украине. Считаем, что разумной стратегией для бизнеса будет налаживание долгосрочных взаимовыгодных отношений с выбранными СПФМ, чтобы с минимальными затратами соблюдать достаточный уровень информированности СПФМ о бизнесе клиента и тем самым держаться в «низкорисковом» сегменте оценки клиента СПФМ.
С учетом расширения возможностей по обмену информацией СПФМ и субъектов государственного финансового мониторинга искажение предоставляемых данных наверняка приведет к плачевным последствиям для бизнеса.
Глобальная ревизия
Татьяна ОХРЕМЧУК, адвокат
Новая редакция Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» для бизнеса, безусловно, будет означать дополнительные расходы, обязанности и ответственность.
В первую очередь нужно понимать, что данным законом существенно расширен перечень лиц, которые будут считаться субъектами первичного финмониторинга.
Это повлечет за собой необходимость стать на учет в Госфинмониторинге и исполнять ряд обязанностей: осуществлять надлежащую проверку клиентов, проводить мониторинг финансовых операций клиента, уведомлять Госфинмониторинг о подозрительных финансовых операциях, определять законность источников средств в рамках финансовых операций клиентов.
Более того, Закон № 361-IX ужесточает правила, касающиеся необходимости подтверждения структуры собственности предприятия. В целом это можно назвать глобальной ревизией собственников предприятий.
Тем не менее нужно отметить, что банки уже давно активно используют систему риск-менеджмента в отношении своих клиентов. Любые подозрительные, с точки зрения банка, трансакции являются основанием для пристального внимания вплоть до блокировки счета.
Обелить репутацию
Дмитрий КОНОВАЛЕНКО, адвокат
Очень часто, заподозрив неладное в финансовых операциях либо просто установив обналичивание крупных сумм путем перечисления средств на счета физических лиц или же снятие больших сумм в кассе, банк блокирует счет такого клиента.
В этом случае существует два варианта: или банк будет требовать предоставить документы, подтверждающие происхождение средств/структуру собственности, или, признав слишком высокий уровень рискованности клиента, просто прекратит с ним отношения.
По сути, в том или ином случае действия банка как первичного субъекта финмониторинга можно обжаловать в местном суде общей юрисдикции.
Существует определенная процедура, которая позволяет банкам блокировать счет, применяя Закон № 361-IX. Впрочем, зачастую банки не соблюдают этих положений и блокируют счет, основываясь на оценочных суждениях рискованности.
С одной стороны, расторжение договора с банком и перевод средств на другой счет в другом банке может быть быстрым и безболезненным решением для некоторых категорий компаний.
Но если клиент банка дорожит своим положением в определенном сегменте рынка, безусловно, нужно обелить свою репутацию, в том числе в судебном порядке.
Блокирование счетов может привести к парализации работы предприятия и просрочке исполнения обязательств по договорам, поэтому, как говорится, нужно всегда раскладывать яйца в разные корзины, дабы обезопасить свои активы.
Оценить риски
Анастасия ЖЕБЕЛЬ, юрист ЮФ AVELLUM
Закон № 361-IX предусматривает значительное количество изменений как для клиентов, так и для банков и других субъектов первичного финансового мониторинга. Характер этих изменений довольно разнообразный.
Основным изменением, которое затронет всех СПФМ, является внедрение риск-ориентированного подхода. Это означает, что банки должны будут разработать внутреннюю систему, позволяющую оценивать риск определенной операции или клиента, а также определять меры, которые сотрудники СПФМ обязаны принять для его минимизации. Критерии риска банк определяет самостоятельно, но с учетом норм Закона № 361-IX и рекомендаций НБУ и
Госфинмониторинга.
Закон № 361-IX уделяет много внимания правилам верификации и идентификации клиентов. Одним из нововведений является возможность банков обмениваться необходимой для проведения надлежащей проверки информацией между собой и другими СПФМ, в том числе иностранными. Кроме того, банки смогут обмениваться информацией об отказах в проведении финансовой операции или установлении деловых отношений. То есть в будущем, если клиенту отказали в одном банке, то, скорее всего, он получит отказ и в других банках и/или СПФМ.
За нарушение банками требований законодательства о финансовом мониторинге их могут ожидать такие санкции, как предостережение, штраф до 135,15 млн грн, аннулирование лицензии и другие.
В то же время некоторые нормы Закона № 361-IX значительно смягчают требования, которым должны следовать банки. Так, например, изменение в определении «верификация» разрешило банкам проводить удаленную проверку клиента. Также Закон № 361-IX увеличивает порог материальности финансовой операции с 150 000 грн до 400 000 грн, с превышением которого финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу.
Что касается компетентных органов, то, кроме контроля за соблюдением банками требований к осуществлению финансового мониторинга, НБУ вместе с другими органами будет разрабатывать рекомендации, обязательные для имплементации банками.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…