Браво законодательной инициативе — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №6 (998) » Браво законодательной инициативе

Браво законодательной инициативе

В отечественном законотворческом лексиконе вскоре может появиться и прочно укорениться новый термин «адвокаси». «Это деятельность субъекта адвокационной деятельности, направленная на поддержку принятия, изменения или отмены законов, других нормативно-правовых актов, формирование их проектов, органами государственной власти и местного самоуправления, другими субъектами властных полномочий Украины, их должностными и служебными лицами, а также депутатами всех уровней» — так раскрывают это понятие авторы законопроекта № 5661, направленного на закрепление на законодательном уровне функционирования в нашей стране нового института публичной адвокации. Данной законодательной инициативой, как отмечается в пояснительной записке к ней, предлагается ввести на Украине мягкую модель регулирования деятельности в сфере адвокаси: она предоставляет достаточную автономию участникам процесса, возлагая на них только обязанности по раскрытию информации о своей деятельности и полагаясь на механизмы саморегулирования.

О том, как будет работать механизм публичного одобрения, лоббирования и создания законодательных инициатив, какие изменения в связи с этим нужно будет внести в действующее законодательство, и пойдет речь далее.

Итак, авторы проекта № 5661 инициируют принятие специального закона — «О публичной адвокации», определяющего правовые и организационные основы осуществления публичной адвокации, а также внесение изменений в Законы «О Регламенте Верховного Совета Украины», «О Комитетах Верховного Совета Украины» и Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП).

Законопроектом, в частности, предусматривается, что субъектом адвокационной деятельности может быть юридическое лицо частного права, общественное объединение или ассоциация общественных объединений, имеющие статус юридического лица, при условии их регистрации в Едином государственном реестре субъектов адвокационной деятельности (его ведением будет заниматься Министерство юстиции Украины). При этом вводится табу на регистрацию таких субъектов для политических партий, благотворительных и религиозных организаций, юридических лиц, если более 10 % доли в их уставном капитале является государственной или коммунальной собственностью.

Согласно законодательной философии проекта № 5661, такой род занятий не обязательно должен быть основной формой деятельности организации. Скажем, отдельное предприятие может стать субъектом адвокационной деятельности разово: провести только одну кампанию по принятию законопроекта об установлении определенных налоговых льгот для себя. В то же время могут существовать специальные организации, основной сферой деятельности которых будет адвокаси.

Каждый зарегистрированный субъект самостоятельно определяет конкретных физических лиц, которые будут осуществлять непосредственную работу в сфере адвокаси. При этом для таких специалистов вводится ряд требований и ограничений. Так, адвокационной деятельностью сможет заниматься лицо, имеющее полную гражданскую дееспособность и являющееся членом общественного объединения, участником хозяйственного общества, учредителем частного предприятия или сотрудником юридического лица, которые были зарегистрированы в установленном порядке. Вместе с тем вводится запрет на такой род деятельности для определенной категории лиц: например, для государственных служащих или должностных лиц местного самоуправления, судей, народных депутатов Украины и т.д. Субъект адвокационной деятельности будет самостоятельно определять способ отбора таких лиц, правила их работы, этический кодекс поведения, принимать решение о прекращении их деятельности. Сведения о лицах, осуществляющих деятельность в сфере адвокаси, соответствующий субъект обязан предоставлять органам юстиции, которые, в свою очередь, должны их вносить в реестр.

Адвокационная деятельность, согласно видению авторов законопроекта № 5661, осуществляется в двух видах: для обеспечения собственных интересов и на договорной основе. В последнем случае субъект адвокационной деятельности будет предоставлять соответствующие услуги на платной основе путем заключения договора в письменной форме. На такой договор, как оговаривается, распространяются требования Гражданского кодекса Украины, в том числе положения, регулирующие порядок заключения договоров оказания услуг. При этом субъект адвокационной деятельности обязан обнародовать на своем официальном сайте информацию обо всех адвокационных проектах, заключенных договорах, а также обо всех мероприятиях, проведенных в ходе их выполнения.

В статье 11 проекта закона «О публичной адвокации» вводится целый ряд ограничений на осуществление соответствующей деятельности. В частности, прописывается, что заказчиками услуг, связанных с адвокационной деятельностью, не могут быть государственные служащие, должностные лица местного самоуправления, депутаты, в том числе местных советов; юридические лица, конечными бенефициарами которых являются вышеупомянутые лица; органы государственной власти и местного самоуправления; предприятия, учреждения и организации государственной или коммунальной формы собственности; предприятия, доля акций или доля в уставном капитале которых принадлежит государству или территориальной общине в размере, превышающем 50 %.

Вместе с тем запрещается осуществлять адвокационную деятельность по внесению изменений в Конституцию Украины, законодательство по вопросам выборов и референдумов, языка и религии, по принятию актов индивидуального действия и многое другое. Объектом адвокационной деятельности также не могут быть такие лица и институции: суд и судьи, омбудсмен, Центральная избирательная комиссия и ее члены, Высший совет правосудия, Высшая квалификационная комиссия судей и их члены, прокуратура, правоохранительные органы и их должностные лица, военные подразделения, подразделения Национальной гвардии, другие государственные военизированные формирования, дипломатическая служба и дипломаты Украины.

Если говорить о сопутствующей коррекции действующих законов, то проектом № 5661, среди прочего, предлагается внести изменения в парламентский регламент, предусмотрев (новая часть 4 статьи 93 Закона Украины «О Регламенте Верховного Совета Украины»), что субъекты осуществления адвокационной деятельности имеют право в течение 21 дня с момента регистрации законопроекта подать собственные аналитические материалы к нему. Требования к таким аналитическим материалам утверждаются распоряжением спикера парламента. Вместе с тем субъектам адвокационной деятельности предлагается предоставить возможность принимать участие в заседаниях парламентских комитетов. Для этого изменения вносятся в статью 48 Закона Украины «О Комитетах Верховного Совета Украины».

Проект также предусматривает штрафные санкции за нарушение законодательства о публичной адвокации. КУоАП дополняется новеллой (статьей 166), которой устанавливается, что осуществление адвокационной деятельности лицом, которое не имеет права заниматься такого рода деятельностью, влечет за собой наложение штрафа в размере от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права заниматься деятельностью в сфере адвокаси сроком на один год. В случае нарушения ограничений, установленных в этой сфере, финансовый эквивалент штрафных санкций будет аналогичным, но, кроме штрафа, также может применяться конфискация доходов, полученных от выполнения договора, во время которого допущено нарушение таких ограничений. Предусматривается и административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности в сфере адвокаси: в этом случае на должностных лиц может налагаться штраф от 10 до 30 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Справедливости рады

Акцент

С мифа по нитке

Анонс

Свести баланс

Государство и юристы

Украиной единой

Штрафной удар

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается урегулировать отдельные вопросы подследственности

Ставку единого налога для ФЛП второй группы предлагают уменьшить

Процедуру реорганизации банков упростят

Государство и юристы

Браво законодательной инициативе

Оперативное замешательство

Документы и аналитика

МКАСимальное ускорение

Книжная полка

Субъективное мнение

Неделя права

Новые суды

Угроза независимости

Неделя права

Новости из-за рубежа

Государство обязано погашать долги обанкротившихся муниципальных предприятий

Неделя права

Практичный взнос

Приручить оценку

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ удовлетворил заявление компании IPSEN PHARMA S.A.S об обеспечении иска

Отсутствие полномочий у налоговой милиции будет рассматриваться в суде

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites расширяет практику разрешения споров

ЮФ Sayenko Kharenko – советник в связи с получением разрешения АМКУ на приобретение EMC компанией Dell

ЮФ Asters стала членом сети Energy Law Group

Адвокаты ЮФ GOLAW защитили права иностранного инвестора в уголовном производстве

AVELLUM консультировала комитет держателей облигаций по вопросам долгосрочной долговой реструктуризации ДТЭК Энерго

Отрасли практики

Адекватное проведение

Диагноз и течение

Первичный клад

Рабочий график

Спецпроверка кандидатов в ВС

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Перерасчета быть не должно

Несоблюдение нормативов

Препятствий нет

Самое важное

Обзорная площадка

Живое обобщение

Оформительные работы

Судебная практика

Тождество правосудия

Сборная позиция

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах истребования земельного участка у арендатора

Судебная практика

Запрет действует

Судебная практика

Судебные решения

Обжаловать заключение государственной экспертизы землеустроительной документации непосредственно в судебном порядке нельзя

Отсутствие в расписке письменной формы соглашения о неустойке и делает невозможным взыскание пени за просрочку возврата займа

Судебная практика

Корпоративная защита

Право на обжалование

Тема номера

Мерное соглашение

Блок-пост

Танковая атака

Частная практика

Обстановка по требованию

Інші новини

PRAVO.UA