В отечественном законотворческом лексиконе вскоре может появиться и прочно укорениться новый термин «адвокаси». «Это деятельность субъекта адвокационной деятельности, направленная на поддержку принятия, изменения или отмены законов, других нормативно-правовых актов, формирование их проектов, органами государственной власти и местного самоуправления, другими субъектами властных полномочий Украины, их должностными и служебными лицами, а также депутатами всех уровней» — так раскрывают это понятие авторы законопроекта № 5661, направленного на закрепление на законодательном уровне функционирования в нашей стране нового института публичной адвокации. Данной законодательной инициативой, как отмечается в пояснительной записке к ней, предлагается ввести на Украине мягкую модель регулирования деятельности в сфере адвокаси: она предоставляет достаточную автономию участникам процесса, возлагая на них только обязанности по раскрытию информации о своей деятельности и полагаясь на механизмы саморегулирования.
О том, как будет работать механизм публичного одобрения, лоббирования и создания законодательных инициатив, какие изменения в связи с этим нужно будет внести в действующее законодательство, и пойдет речь далее.
Итак, авторы проекта № 5661 инициируют принятие специального закона — «О публичной адвокации», определяющего правовые и организационные основы осуществления публичной адвокации, а также внесение изменений в Законы «О Регламенте Верховного Совета Украины», «О Комитетах Верховного Совета Украины» и Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП).
Законопроектом, в частности, предусматривается, что субъектом адвокационной деятельности может быть юридическое лицо частного права, общественное объединение или ассоциация общественных объединений, имеющие статус юридического лица, при условии их регистрации в Едином государственном реестре субъектов адвокационной деятельности (его ведением будет заниматься Министерство юстиции Украины). При этом вводится табу на регистрацию таких субъектов для политических партий, благотворительных и религиозных организаций, юридических лиц, если более 10 % доли в их уставном капитале является государственной или коммунальной собственностью.
Согласно законодательной философии проекта № 5661, такой род занятий не обязательно должен быть основной формой деятельности организации. Скажем, отдельное предприятие может стать субъектом адвокационной деятельности разово: провести только одну кампанию по принятию законопроекта об установлении определенных налоговых льгот для себя. В то же время могут существовать специальные организации, основной сферой деятельности которых будет адвокаси.
Каждый зарегистрированный субъект самостоятельно определяет конкретных физических лиц, которые будут осуществлять непосредственную работу в сфере адвокаси. При этом для таких специалистов вводится ряд требований и ограничений. Так, адвокационной деятельностью сможет заниматься лицо, имеющее полную гражданскую дееспособность и являющееся членом общественного объединения, участником хозяйственного общества, учредителем частного предприятия или сотрудником юридического лица, которые были зарегистрированы в установленном порядке. Вместе с тем вводится запрет на такой род деятельности для определенной категории лиц: например, для государственных служащих или должностных лиц местного самоуправления, судей, народных депутатов Украины и т.д. Субъект адвокационной деятельности будет самостоятельно определять способ отбора таких лиц, правила их работы, этический кодекс поведения, принимать решение о прекращении их деятельности. Сведения о лицах, осуществляющих деятельность в сфере адвокаси, соответствующий субъект обязан предоставлять органам юстиции, которые, в свою очередь, должны их вносить в реестр.
Адвокационная деятельность, согласно видению авторов законопроекта № 5661, осуществляется в двух видах: для обеспечения собственных интересов и на договорной основе. В последнем случае субъект адвокационной деятельности будет предоставлять соответствующие услуги на платной основе путем заключения договора в письменной форме. На такой договор, как оговаривается, распространяются требования Гражданского кодекса Украины, в том числе положения, регулирующие порядок заключения договоров оказания услуг. При этом субъект адвокационной деятельности обязан обнародовать на своем официальном сайте информацию обо всех адвокационных проектах, заключенных договорах, а также обо всех мероприятиях, проведенных в ходе их выполнения.
В статье 11 проекта закона «О публичной адвокации» вводится целый ряд ограничений на осуществление соответствующей деятельности. В частности, прописывается, что заказчиками услуг, связанных с адвокационной деятельностью, не могут быть государственные служащие, должностные лица местного самоуправления, депутаты, в том числе местных советов; юридические лица, конечными бенефициарами которых являются вышеупомянутые лица; органы государственной власти и местного самоуправления; предприятия, учреждения и организации государственной или коммунальной формы собственности; предприятия, доля акций или доля в уставном капитале которых принадлежит государству или территориальной общине в размере, превышающем 50 %.
Вместе с тем запрещается осуществлять адвокационную деятельность по внесению изменений в Конституцию Украины, законодательство по вопросам выборов и референдумов, языка и религии, по принятию актов индивидуального действия и многое другое. Объектом адвокационной деятельности также не могут быть такие лица и институции: суд и судьи, омбудсмен, Центральная избирательная комиссия и ее члены, Высший совет правосудия, Высшая квалификационная комиссия судей и их члены, прокуратура, правоохранительные органы и их должностные лица, военные подразделения, подразделения Национальной гвардии, другие государственные военизированные формирования, дипломатическая служба и дипломаты Украины.
Если говорить о сопутствующей коррекции действующих законов, то проектом № 5661, среди прочего, предлагается внести изменения в парламентский регламент, предусмотрев (новая часть 4 статьи 93 Закона Украины «О Регламенте Верховного Совета Украины»), что субъекты осуществления адвокационной деятельности имеют право в течение 21 дня с момента регистрации законопроекта подать собственные аналитические материалы к нему. Требования к таким аналитическим материалам утверждаются распоряжением спикера парламента. Вместе с тем субъектам адвокационной деятельности предлагается предоставить возможность принимать участие в заседаниях парламентских комитетов. Для этого изменения вносятся в статью 48 Закона Украины «О Комитетах Верховного Совета Украины».
Проект также предусматривает штрафные санкции за нарушение законодательства о публичной адвокации. КУоАП дополняется новеллой (статьей 166), которой устанавливается, что осуществление адвокационной деятельности лицом, которое не имеет права заниматься такого рода деятельностью, влечет за собой наложение штрафа в размере от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права заниматься деятельностью в сфере адвокаси сроком на один год. В случае нарушения ограничений, установленных в этой сфере, финансовый эквивалент штрафных санкций будет аналогичным, но, кроме штрафа, также может применяться конфискация доходов, полученных от выполнения договора, во время которого допущено нарушение таких ограничений. Предусматривается и административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности в сфере адвокаси: в этом случае на должностных лиц может налагаться штраф от 10 до 30 необлагаемых минимумов доходов граждан.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…