Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №42 (252) » Борьбу с засильем «контролеров» следует узаконить

Борьбу с засильем «контролеров» следует узаконить

Проект Закона "О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности" должен существенно облегчить жизнь предпринимателям

Украинское законодательство предоставляет многим органам государственной власти право осуществлять контроль за субъектами хозяйственной деятельности в той или иной сфере. В отечественном законодательстве содержится множество ссылок на уполномочие того или иного госоргана на определенные действия. При этом детально расписанный порядок осуществления таких полномочий, как правило, отсутствует.

Предприниматели (вернее, их юристы) в качестве аргумента приводят часть 2 статьи 19 Конституции Украины, согласно которой намерения государственных структур, связанные с проведением проверки или иного подобного действия, должны обязательно основываться на законе. В случае отсутствия специального закона, предоставляющего им такие полномочия, приказы, инструкции и положения в счет приниматься не должны. Любые действия представителей контролирующего органа без законного на то основания будут считаться неконституционными, т. е. незаконными.

Такая сложная правовая ситуация приводит на практике к возникновению многочисленных недоразумений и конфликтов между субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти, часть которых решается в суде.

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ УКАЗ О «ГЛАВНОМ»

Первым серьезным документом, защищающим предпринимателей от засилья государственных органов, стал Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности» от 23 июля 1998 года № 817/98. В свое время этот правовой акт наделал много шума, поскольку на высшем уровне задекларировал необходимость ограничения вмешательства государственных структур в предпринимательскую деятельность. Понятное дело, представители госструктур восприняли Указ достаточно холодно.

Прежде всего такое недовольство связано с тем, что проверку финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей, точное понятие которой на сегодняшний день законодательно так и не закреплено, имеют право осуществлять лишь контролирующие органы, определенные Указом Президента № 817/98. Указ предельно четко установил контролирующие органы, имеющие право проводить плановые и внеплановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Такими органами являются:

— органы государственной налоговой службы (относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей);

— таможенные органы (относительно уплаты ввозной таможенной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые уплачиваются в случае ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы);

— органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы и государственной налоговой службы в пределах их компетенции (относительно бюджетных займов, займов и кредитов, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджетных средств).

Президент ограничил вышеуказанные органы в их полномочиях, указав, что они могут проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности лишь в пределах их компетенции, определенной в Указе. При этом проведение другими государственными органами плановых и внеплановых выездных проверок по вопросам, определенным в пункте 5 Указа, запрещается. Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими органами в день, определенный органом государственной налоговой службы.

Данные положения Указа Президента позволили утверждать, что все иные органы государственной власти имеют право проводить проверки субъектов предпринимательства лишь в пределах своей компетенции, определенной действующим законодательством. Например, пожарная инспекция, санэпидемстанция, органы по защите прав потребителей, по контролю за ценами имеют право осуществлять проверки лишь с целью контроля и надзора за соблюдением предпринимателями законодательства в соответствующих сферах, а именно — пожарной безопасности, санитарного и эпидемического благополучия населения, защиты прав потребителей, соблюдения государственной дисциплины цен. Для этих органов финансово-хозяйственная деятельность предприятий остается закрытой.

В РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА

Указом Президента № 817/98 создан достаточно прочный фундамент для признания и защиты прав субъектов предпринимательства. На основании норм Указа было издано Постановление Кабинета Министров «О порядке координации плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами» от 29 января 1999 года № 112. Данный документ признал необходимым условием установление обязательного определения контролирующим органом дня проверки и сообщение об этом субъекту предпринимательской деятельности за 10 дней до начала проверки.

Примечательным правовым актом в сфере дерегуляции предпринимательской деятельности стал также приказ Министерства экономики № 104 от 31 мая 2000 года, утвердивший План дерегуляции предпринимательской деятельности. Согласно Плану, органы власти должны были провести ряд существенных мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов бизнеса. В частности, речь шла о сокращении объема хозяйственной деятельности органов исполнительной власти, уменьшении административного влияния на рыночные процессы, запрете на использование средств от уплаты НДС на финансирование бюджетных расходов при наличии невозмещенных сумм НДС и пр.

ДАЕШЬ НОВЫЙ ЗАКОН!

Важо, что Указ Президента «О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности» является подзаконным актом. А к подзаконным актам у исполнителей на местах не всегда хватает уважения. В связи с этим Президент Украины Леонид Кучма внес на рассмотрение в парламент проект Закона № 0953

«О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности». Данный законопроект во многом повторяет положения одноименного Указа. Однако в случае его принятия от органов государственного контроля будет уже требоваться соблюдение закона. Сотрудников же государственных структур, нарушивших его, можно будет привлекать к уголовной ответственности. Совершать подобное на основании Указа Президента правоохранительные органы не решались.

Законопроектом № 0935 определены виды проверок — плановые и внеплановые выездные, — закреплены порядок их проведения, основания для изъятия документов у субъекта предпринимательства и многие другие полезные нормы.

В целом принятие закона о дерегуляции предпринимательства позволит устранить некоторые правовые, административные и организационные препятствия для развития бизнеса, будет содействовать повышению профессионального уровня проверяющих, а также внедрению новых подходов к государственному регулированию предпринимательства.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Конституционный контроль состоялся

Прокурор - человек справедливый

Деловая практика

Аргументы для беседы с АМК Украины

Законодательная практика

О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности

Борьбу с засильем "контролеров" следует узаконить

Зарубежная практика

Убийце Леннона отказали в помиловании в день рождения жертвы

Евросоюз может ввести санкции против Швейцарии

Турецкие юристы посетят Совет Европы

Европейская коференция по семейному праву

Главбух WORLDCOM признал себя виновным

Слушается дело…

Неделя права

Наш юридический "Олимп"

Осень... Судьи уходят...

Кармазин против Кабмина

Заказ на подготовку юридических кадров

Судебных дел стало больше… на миллион

Новости профессии

Л. Черновецкий - Нацбанк: счет 1:1

Возбуждено уголовное дело против "Энергоатома"

В Конституцию будут внесены изменения

ЗАО "Оболонь" защищает коммерческую тайну

Экс-председатель банка "Украина" освобожден из-под стражи

Прецеденты

Признание договора мены недействительным

Взыскание задолженности

Признание недействительным договра мены (кассация)

Отмена арбитражного решения

Судебная практика

Вопрос публичного порядка

Спор "газовиков" не закончен

Тема номера

Восстановление платежеспособности предприятия: обмен долгов на акции

Статья 153 ГК - оружие должника

Юридический форум

Хозяйственное право в ВУЗах

Спорная "оценка"

Страсти по справедливому правосудию

Игра на грани кворума-2

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: