Украинское законодательство предоставляет многим органам государственной власти право осуществлять контроль за субъектами хозяйственной деятельности в той или иной сфере. В отечественном законодательстве содержится множество ссылок на уполномочие того или иного госоргана на определенные действия. При этом детально расписанный порядок осуществления таких полномочий, как правило, отсутствует.
Предприниматели (вернее, их юристы) в качестве аргумента приводят часть 2 статьи 19 Конституции Украины, согласно которой намерения государственных структур, связанные с проведением проверки или иного подобного действия, должны обязательно основываться на законе. В случае отсутствия специального закона, предоставляющего им такие полномочия, приказы, инструкции и положения в счет приниматься не должны. Любые действия представителей контролирующего органа без законного на то основания будут считаться неконституционными, т. е. незаконными.
Такая сложная правовая ситуация приводит на практике к возникновению многочисленных недоразумений и конфликтов между субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти, часть которых решается в суде.
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ УКАЗ О «ГЛАВНОМ»
Первым серьезным документом, защищающим предпринимателей от засилья государственных органов, стал Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности» от 23 июля 1998 года № 817/98. В свое время этот правовой акт наделал много шума, поскольку на высшем уровне задекларировал необходимость ограничения вмешательства государственных структур в предпринимательскую деятельность. Понятное дело, представители госструктур восприняли Указ достаточно холодно.
Прежде всего такое недовольство связано с тем, что проверку финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей, точное понятие которой на сегодняшний день законодательно так и не закреплено, имеют право осуществлять лишь контролирующие органы, определенные Указом Президента № 817/98. Указ предельно четко установил контролирующие органы, имеющие право проводить плановые и внеплановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Такими органами являются:
— органы государственной налоговой службы (относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей);
— таможенные органы (относительно уплаты ввозной таможенной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые уплачиваются в случае ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы);
— органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы и государственной налоговой службы в пределах их компетенции (относительно бюджетных займов, займов и кредитов, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджетных средств).
Президент ограничил вышеуказанные органы в их полномочиях, указав, что они могут проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности лишь в пределах их компетенции, определенной в Указе. При этом проведение другими государственными органами плановых и внеплановых выездных проверок по вопросам, определенным в пункте 5 Указа, запрещается. Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими органами в день, определенный органом государственной налоговой службы.
Данные положения Указа Президента позволили утверждать, что все иные органы государственной власти имеют право проводить проверки субъектов предпринимательства лишь в пределах своей компетенции, определенной действующим законодательством. Например, пожарная инспекция, санэпидемстанция, органы по защите прав потребителей, по контролю за ценами имеют право осуществлять проверки лишь с целью контроля и надзора за соблюдением предпринимателями законодательства в соответствующих сферах, а именно — пожарной безопасности, санитарного и эпидемического благополучия населения, защиты прав потребителей, соблюдения государственной дисциплины цен. Для этих органов финансово-хозяйственная деятельность предприятий остается закрытой.
В РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА
Указом Президента № 817/98 создан достаточно прочный фундамент для признания и защиты прав субъектов предпринимательства. На основании норм Указа было издано Постановление Кабинета Министров «О порядке координации плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами» от 29 января 1999 года № 112. Данный документ признал необходимым условием установление обязательного определения контролирующим органом дня проверки и сообщение об этом субъекту предпринимательской деятельности за 10 дней до начала проверки.
Примечательным правовым актом в сфере дерегуляции предпринимательской деятельности стал также приказ Министерства экономики № 104 от 31 мая 2000 года, утвердивший План дерегуляции предпринимательской деятельности. Согласно Плану, органы власти должны были провести ряд существенных мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов бизнеса. В частности, речь шла о сокращении объема хозяйственной деятельности органов исполнительной власти, уменьшении административного влияния на рыночные процессы, запрете на использование средств от уплаты НДС на финансирование бюджетных расходов при наличии невозмещенных сумм НДС и пр.
ДАЕШЬ НОВЫЙ ЗАКОН!
Важо, что Указ Президента «О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности» является подзаконным актом. А к подзаконным актам у исполнителей на местах не всегда хватает уважения. В связи с этим Президент Украины Леонид Кучма внес на рассмотрение в парламент проект Закона № 0953
«О некоторых мерах по дерегуляции предпринимательской деятельности». Данный законопроект во многом повторяет положения одноименного Указа. Однако в случае его принятия от органов государственного контроля будет уже требоваться соблюдение закона. Сотрудников же государственных структур, нарушивших его, можно будет привлекать к уголовной ответственности. Совершать подобное на основании Указа Президента правоохранительные органы не решались.
Законопроектом № 0935 определены виды проверок — плановые и внеплановые выездные, — закреплены порядок их проведения, основания для изъятия документов у субъекта предпринимательства и многие другие полезные нормы.
В целом принятие закона о дерегуляции предпринимательства позволит устранить некоторые правовые, административные и организационные препятствия для развития бизнеса, будет содействовать повышению профессионального уровня проверяющих, а также внедрению новых подходов к государственному регулированию предпринимательства.
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…