28 июня 2015 года вступил в силу Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (Закон), которым впервые предусмотрены нормы, направленные на экономическую борьбу со странами-агрессорами. Так, согласно пункту 5 части 9 статьи 9 Закона, лицензионные требования могут включать ограничения по осуществлению контроля деятельности предприятий резидентами государств, которые совершают вооруженную агрессию против Украины и/или действия которых создают условия для возникновения военного конфликта и применения военной силы против Украины. А в пункте 9 части 2 статьи 16 Закона указано, что основанием для принятия решения об аннулировании лицензии является акт о документальном подтверждении установления факта контроля (решающего влияния) деятельности лицензиата лиц государств-агрессоров.
Уже 24 июля на вышеуказанном основании по решению Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) несколько крупных банков с российским капиталом (в том числе дочерний банк Сбербанка России, ВТБ Банк и Проминвестбанк) были лишены лицензий на совершение профессиональной деятельности на фондовом рынке. Казалось бы, какой ловкий механизм экономического давления на российский бизнес ввел законодатель. В действительности есть большие сомнения в искренности намерений власти.
Так, Законом по необъяснимым причинам не были внесены изменения в ряд специальных законов, регулирующих отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию, в частности, в Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине». Кроме того, не были приведены в соответствие с новым Законом и нормативно-правовые акты НКЦБФР, устанавливающие основания и порядок лишения лицензии профессиональных участников фондового рынка. В результате Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине» и вышеуказанные акты НКЦБФР фактически противоречат Закону о лицензировании в части закрепления нового основания для аннулирования лицензий. И пока это противоречие не будет устранено, законность подобных решений НКЦБФР остается под большим вопросом, и решать его, очевидно, придется Окружному административному суду г. Киева, в который, согласно информации на его официальном сайте, уже обратились вышеупомянутые «российские» банки.
Намеренно ли власть «забыла» согласовать новшества с уже имеющими специальными законодательными нормами — вопрос риторический, но он склоняет к мысли, что речь идет не о борьбе с агрессором, а только о ее видимости.
КОНОПКА Игорь — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…