Сегодня на Украине проводится реформирование многих сфер правоотношений. Прежде всего, публичного характера. Не стала исключением и финансово-валютная система, в частности, главный орган, отвечающий за нее, — Национальный банк Украины.
Примечательно, что о реформировании НБУ не говорили громко, как о судебной или налоговой реформе, зато и приняли оперативно — 5 июля с.г. Президент Украины подал проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Национального банка Украины» (регистрационный № 6659) в парламент, а 9 июля акт уже был принят в целом как закон. Причем сразу в первом чтении за основу и в целом.
Итак, что же изменится после вступления Закона в силу?
Помимо уточнения глоссария и других норм, интересные изменения предлагается внести в Закон Украины «О Национальном банке Украины» в части управления органом.
Изменения касаются конкретизации «руководящих органов НБУ» — вместо этого словосочетания используется Совет НБУ и правление НБУ, начиная со статьи 2.
Итак, Совет НБУ — это орган, главной задачей которого является разработка основ денежно-кредитной политики и контроль ее реализации.
В целом полномочия Совета только уточняются, но есть и новеллы. Например, устанавливается, что именно Совет НБУ по представлению правления НБУ утверждает методику определения заработной платы председателя НБУ и его заместителей.
При этом изменились требования к членам Совета НБУ. Это должен быть не просто гражданин Украины, а проживающий постоянно на Украине, имеющий полное (а не любое) высшее образование в сфере экономики, финансов или права (ранее не было) либо ученую степень в этих же сферах.
Уточнено, что такое лицо должно иметь не просто опыт постоянной работы в органах законодательной или исполнительной власти или банке, а стаж работы на должностях в указанных органах должен быть не менее 10 лет, и обязательно работа должна быть связана с реализацией государственной экономической, финансовой или правовой политики. Также в качестве нужного стажа допускается занятие руководящих должностей в международных финансовых учреждениях или банках, или же его может компенсировать научная деятельность, в том числе по правовой тематике. Но в любом случае лицо должно обладать безупречной деловой репутацией, в частности, не иметь судимости, не погашенной или не снятой в установленном порядке.
Изменениями в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» установлено, что лицо, которое занимало должность председателя НБУ, члена Совета НБУ или входило в состав правления НБУ по должности, на протяжении года после прекращения работы на соответствующей должности не может быть назначено руководителем коммерческого банка.
Не может быть членом Совета НБУ лицо, которое имеет представительский мандат или занимает или занимало должность руководителя органа государственной власти и другого государственного органа, если не прошло года со дня увольнения с такой должности, или является руководителем политической партии или членом руководящих органов политической партии, является руководителем или входит в состав руководящего органа юридического лица, имеющего целью получение прибыли, учреждений, предоставляющих финансовые услуги, является прямым или косвенным собственником какого-либо количества акций банка.
Лицо имеет право занимать должность члена Совета НБУ не более чем два срока (по семь лет).
Интересно, что досрочно прекратить полномочия члена Совета НБУ можно также в случае признания его судом недееспособным, несоответствия деятельности требованиям закона или потери безупречной деловой репутации, отсутствия без уважительных причин на двух заседаниях Совета НБУ подряд, неисполнения должностных обязанностей более 4 месяцев подряд, выявления факта предоставления недостоверной информации для назначения на должность члена Совета НБУ, возникновения обстоятельств, исключающих возможность быть членом Совета НБУ.
В таких случаях лицо, назначившее такого члена, увольняет его с должности с указанием причины увольнения.
Также вводится прямой запрет на избрание председателем Совета НБУ председателя НБУ, который входит в состав Совета по должности.
При этом Совет НБУ наделяется правом ветировать решения правления НБУ, но из Закона исключена процедура преодоления такого вето. Иными словами, решение Совета в административном порядке может отменить только сам Совет.
Немало внимания уделено и правлению НБУ. Так, теперь Закон четко устанавливает количественный состав и перечень лиц, входящих в состав правления НБУ. Это, в частности, председатель НБУ, который одновременно является и председателем правления, его заместители и руководители структурных подразделений, обеспечивающих исполнение НБУ основных функций. Перечень таких подразделений определяет председатель НБУ, а срок полномочий члена правления равен сроку пребывания на соответствующей должности.
Кстати, для председателя НБУ такой срок установлен отныне в семь лет (вместо пяти), а количество сроков пребывания в должности ограничивается двумя подряд.
Для лица, претендующего на должность председателя НБУ, установлены такие же требования, как для члена Совета НБУ, но при этом оговаривается, что на время пребывания в должности он должен приостановить свое членство в политической партии. То же касается и оснований досрочного прекращения полномочий председателя НБУ. Но в случае, если его полномочия прекращаются в связи с истечением срока, на который назначен, то председатель НБУ продолжает обязанности до вступления в должность нового председателя.
Такие же требования установлены к кандидатурам заместителей председателя НБУ, количество которых увеличено до шести, включая первого заместителя председателя НБУ, и кандидатурам руководителей структурных отделений НБУ, входящих по должности в правление Банка.
Помимо того, что именно НБУ является главным финансовым органом страны, определяющим денежную политику, он по-прежнему не имеет целью получение прибыли, но изменениями регулируется вопрос, каким образом НБУ распоряжается той прибылью, которую «ненарочно» получает.
В частности, Закон о НБУ предлагают дополнить статьей 51 «Прибыль к распределению», в соответствии с которой НБУ должен определить ту прибыль, которая подлежит распределению путем вычета суммы нереализованных доходов. Эта сумма, после подтверждения независимым аудитом и утверждением Советом НБУ годового финансового отчета, распределяется поровну между общими резервами НБУ и Государственным бюджетом на следующий после отчетного год. Причем отчисление такой прибыли в резервы НБУ осуществляется, пока сумма резервов не будет равна 10 % денежно-кредитных обязательств НБУ, а после в полном объеме перечисляется в бюджет.
Отметим, что Закон подписан, но вступит в силу через 90 дней со дня его опубликования, кроме подпунктов 3 и 4 пункта 1, подпункта 2 пункта 3 раздела І (изменения в Бюджетный кодекс Украины), которые вступают в силу с 1 января 2012 года.
Что же касается новых требований к лицам, входящим в руководящие органы НБУ, Переходными положениями установлено, что члены Совета НБУ, назначенные до вступления в силу Закона, продолжат исполнять полномочия до истечения срока полномочий или досрочного прекращения в установленных им случаях. А вот на формирование правления из кандидатов, соответствующих новым требованиям НБУ, отводится три месяца.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…