Принятие Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года (НК) вызвало значительный резонанс в украинском обществе. Появление этого нормативно-правового акта условно разделило общество на многочисленную армию его критиков и малочисленную группу защитников.
Исходя из публичных заявлений представителей органов исполнительной власти, можно сделать вывод, что в нашей стране делается ставка на большой бизнес как основу для обеспечения развития страны и благосостояния ее населения. Поэтому мотивом для данного исследования послужило желание объективно и непредвзято выяснить все те преимущества, которые действующий НК предоставляет локомотиву экономики государства — большому бизнесу. Большой бизнес — как правило, предполагает необходимость платить налоги в значительных размерах, что предопределяет получение субъектом хозяйственной деятельности статуса крупного налогоплательщика.
Согласно подпункту 14.1.24 пункта 14.1 статьи 14 НК, крупный налогоплательщик — юридическое лицо, размер дохода которого от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн грн или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы (ГНС), за такой же период превышает 12 млн грн. НК изменил критерии по сравнению с действовавшими в 2010 году, в соответствии с которыми субъект хозяйственной деятельности относился к крупным налогоплательщикам. В частности, был увеличен размер валового дохода со 100 млн до 500, но уменьшен размер общей суммы уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами ГНС, с 25 млн до 12 соответственно, и вообще упразднен такой критерий, как средняя учетная численность работников.
В связи с принятием НК были введены некоторые структурные изменения в систему налоговых органов и определен статус специализированных государственных налоговых инспекций по работе с крупными налогоплательщиками (СГНИ), осуществляющих налоговое сопровождение крупных налогоплательщиков. В частности, предусмотрено их непосредственное подчинение ГНАУ.
В соответствии с пунктом 64.7 статьи 67 НК центральный орган ГНС определяет порядок учета налогоплательщиков в органах ГНС и порядок формирования Регистра крупных налогоплательщиков на соответствующий год. Такой учет осуществляется центральным органом ГНС ежегодно, в соответствии с Порядком формирования Регистра крупных налогоплательщиков, утвержденным приказом ГНАУ № 986 от 22 декабря 2010 года.
В случае включения налогоплательщика в Регистр крупных налогоплательщиков, на него распространяются особенности, определенные в НК для таких налогоплательщиков. Соответственно, после включения в Регистр и получения уведомления центрального органа ГНС о таком включении налогоплательщик обязан стать на учет в специализированном органе ГНС, указанном в уведомлении, учитывая возможность самостоятельно выбрать наиболее удобное место учета в одном из специализированных органов ГНС. В случае если крупный налогоплательщик не стал на учет в специализированном органе ГНС, центральный орган ГНС имеет право самостоятельно принять решение относительно изменения основного места учета и перевести его на учет в специализированные или другие органы ГНС.
После принятия решения о переводе крупного налогоплательщика на учет в специализированную налоговую инспекцию или другой орган налоговой службы соответствующие органы налоговой службы обязаны на протяжении 20 календарных дней после принятия такого решения произвести соответствующие действия по переводу такого налогоплательщика на новое место учета.
Следует, тем не менее, отметить то обстоятельство, что крупные налогоплательщики, в отношении которых центральным органом ГНС принято решение о переводе на учет в СГНИ или другой орган ГНС, после взятия их на учет по новому месту учета обязаны платить налоги по месту предыдущего учета в органах налоговой службы, а подавать налоговую отчетность и исполнять другие обязанности, предусмотренные НК, по месту нового учета. Таким образом, после обретения статуса крупного налогоплательщика у последнего возникают дополнительные практические неудобства, обусловленные тем, что его местонахождение и СГНИ часто существенно удалены друг от друга, что приводит как к финансовым затратам, так и дополнительной нагрузке на работников.
Особое внимание законодателя к крупным налогоплательщикам усматривается также в сроках, определенных для осуществления налоговых проверок. Так, для таких налогоплательщиков определен наиболее длительный по сравнению с другими налогоплательщиками срок максимальной продолжительности таких проверок.
Нормами пункта 85.1 статьи 85 НК предусмотрена обязанность налогоплательщиков предоставлять должностным лицам налоговых органов в полном объеме все документы, имеющие отношение к предмету проверки или связанные с ним. Такое обязательство возникает у налогоплательщика после начала проверки.
Что касается крупных налогоплательщиков, то перечень их обязательств расширен. Они дополнительно должны предоставить в электронном виде, с соблюдением условий регистрации электронной подписи подотчетных лиц (в формате и порядке, признанном центральным органом ГНС), копии документов учета доходов, расходов и других показателей, имеющих отношение к определению объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, касающихся исчисления и уплаты налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка формирования Регистра крупных налогоплательщиков, утвержденного приказом ГНАУ № 986 от 22 декабря 2010 года, отбор налогоплательщиков для занесения в Регистр крупных налогоплательщиков на следующий календарный год осуществляется структурными подразделениями центрального органа ГНС, за которым закреплены функции организации работы с крупными налогоплательщиками и компьютерной обработки налоговой отчетности, на основании оценки:
— суммарных объемов доходов от всех видов деятельности налогоплательщика за второе полугодие предыдущего года и первое полугодие текущего года (рассчитывается на основании данных налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий за первое полугодие предыдущего года, за предыдущий год и первое полугодие текущего года);
— сумм уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами ГНС, во втором полугодии предыдущего года и первом полугодии текучего года.
Таким образом, создается впечатление, что законодатель, определяя отдельный статус крупных налогоплательщиков, прежде всего исходил из удобства для органов ГНС организовать учет таких налогоплательщиков, а не из интересов самих субъектов хозяйственной деятельности. Детально анализируя особенности правового статуса крупных налогоплательщиков, трудно выделить особенности, облегчающие их отношения с органами ГНС. К условным преимуществам статуса крупного налогоплательщика можно отнести требование, предусмотренное пунктом 49.4 статьи 49 НК, относительно предоставления налоговой отчетности крупными налогоплательщиками в органы ГНС в электронной форме, что уменьшает необходимость непосредственного контакта с работниками налоговых органов и минимизирует возникновение связанных с этим нюансов, возникавших в случае предоставления отчетности на бумажных носителях.
Другим условным преимуществом статуса крупного налогоплательщика можно считать то, что крупные налогоплательщики согласно пункту 39.16 статьи 39 НК имеют право обращаться в центральный орган ГНС с заявлением о заключении договора об определении цен для целей налогообложения. (Договор об определении цен для целей налогообложения — договор между указанным налогоплательщиком и центральным органом ГНС о порядке определения цен (методах) для целей налогообложения в течение срока действия такого договора.) Но поскольку эта норма вступает в силу с 1 января 2013 года, то на данный момент нет оснований рассуждать о ее актуальности.
Подытоживая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что статус крупного налогоплательщика реально предусматривает дополнительные обязательства для такого налогоплательщика и фактически ставит его в положение, худшее по сравнению с другими налогоплательщиками, которым пока что посчастливилось не получить такой статус.
МАЛЬСКИЙ Маркиян — руководитель Западно-украинского филиала АО Arzinger, г. Львов,
ДОВБУШ Алексей — юрист АО Arzinger, г. Львов,
ЗАГРАЙ Соломия — младший юрист АО Arzinger, г. Львов
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…