Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №28 (811) » Большая разница

Большая разница

Рубрика Тема номера
Непонимание разницы между наружной рекламой и информационной вывеской влечет за собой дополнительные затраты для предпринимателей

Реклама сегодня является одним из наиболее эффективных способов продвижения информации о товаре или услуге на отечественном рынке. Наружная реклама имеет ряд преимуществ, среди которых ненавязчивость, широкий охват аудитории, возможность целенаправленно воздействовать на конкретные целевые группы в местах их постоянного пребывания, а также умеренная ценовая политика и высокая степень эффективности. Недаром каждый из предпринимателей пытается таким способом заявить о себе на рынке товаров и услуг. Чаще всего это выражается в информировании потребителей с помощью вывесок, табличек о местах продажи товаров или предоставления услуг, в размещении информации на помещениях с указанием конкретного названия — магазина, салона и т.д. Разработать макет и воплотить его в реальность в наше время не составляет значительных усилий, поскольку подрядных организаций такого рода множество. По умеренной цене и в довольно быстрые сроки они помогут создать соответствующую вывеску и поспособствуют ее размещению. Но после этого в большинстве случаев предприниматели сталкиваются с проблемой узаконивания размещения подобной информации о себе или своем товаре в органах власти. Непонимание разницы между понятиями «наружная реклама» и «информационная вывеска» может вызвать нежелательные затраты (как денежные, так и временные) для предпринимателей в связи с получением разрешений, которые и вовсе не нужно получать.

Размещение по форме

Согласно статье 1 Закона Украины «О рекламе» (Закон), рекламой является информация о лице или товаре, распространенная в любой форме, любым способом и предназначенная для формирования или поддержания осведомленности потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товаров. В свою очередь, наружной является реклама, размещаемая на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог.

Согласно пункту 2 Типовых правил размещения наружной рекламы, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2003 года № 2067 (Типовые правила), специальные конструкции — временные и стационарные рекламные средства (световые и не световые, наземные и воздушные, плоские и объемные стенды, щиты, панно, воздушные шары и т.д.), используемые для размещения рекламы.

Законодатель закрепил положение о том, что наружная реклама размещается на основании разрешений и в порядке, установленном исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов в соответствии с Типовыми правилами. На зданиях и сооружениях наружная реклама размещается с согласия их собственников или уполномоченных ими органов (лиц) с учетом архитектурных, функционально-планировочных, историко-культурных факторов, типологии элементов местной среды и с соблюдением правил благоустройства территорий населенных пунктов.

Что не разрешено, то запрещено

Для получения такого разрешения распространитель рекламы должен предоставить рабочим органам заявление, фотографию или компьютерный макет места, на котором планируется размещение рекламного средства, эскиз рекламного средства с конструктивным решением (разрабатываются специальными предприятиями, имеющими соответствующие лицензии), копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или физического лица — предпринимателя.

После рассмотрения заявления рабочий орган устанавливает приоритет на заявленное место (или отказывает в выдаче разрешения), предоставляет заявителю два экземпляра разрешения и определяет заинтересованные органы (лица), с которыми необходимо их согласовать. Стоит обратить внимание, что при предоставлении разрешения вмешательство в форму рекламного средства и содержание рекламы запрещается.

Разрешение предоставляется сроком на пять лет, если меньший срок не указан в заявлении. Выданное в установленном порядке разрешение является основанием для размещения наружной рекламы и выполнения работ, связанных с расположением рекламного средства.

Срок действия разрешения продлевается на основании заявления, которое подается в рабочий орган распространителем наружной рекламы в произвольной форме не позднее чем за один месяц до окончания срока действия разрешения.

Процедура получения разрешения на размещение наружной рекламы достаточно длительная и затратная. Кроме того, если местом расположения рекламных средств являются сооружения, находящиеся в коммунальной собственности, устанавливается плата за временное пользование такими сооружениями в порядке, определяемом органами местного самоуправления, а если в государственной или частной собственности — на договорных началах с его собственником или уполномоченным им органом (лицом).

Рекламой не считается

Не стоит забывать, что законодатель различает такие понятия, как «наружная реклама» и «вывеска». Так, согласно пункту 2 Типовых правил, вывеска или табличка — элемент на доме, здании или сооружении с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаках для товаров и услуг, принадлежащих такому лицу, виде его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), времени работы, размещенный на наружной поверхности дома, здания или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где располагается собственное или предоставленное в пользование лицу помещение (кроме случаев, когда субъекту хозяйствования принадлежит на праве собственности или пользования все здание или сооружение), у входа в такое помещение, не является рекламой.

Согласно части 7 статьи 8 Закона, размещение информации о производителе товара и/или о товаре в местах, где он реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке, не считается рекламой.

То есть, если планируемый к размещению или размещенный информационный материал подпадает под критерии, определенные законодателем в понятии «вывеска» или «табличка », то вы не совершаете размещения наружной рекламы, а значит, и не должны получать никаких разрешительных документов на ее размещение.

Аналогичная позиция неоднократно высказывалась в письмах Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (письмо от 28 декабря 2006 года № 9522, письмо от 7 июня 2007 года № 4089, письмо от 31 мая 2005 года № 4186).

Стоит обратить внимание на то, что, согласно Порядку размещения информационных вывесок в г. Киеве, к вывескам устанавливается определенное ограничение. Так, площадь вывески должна быть не более 2 м2. В противном случае она подпадает под признаки наружной рекламы. Кроме того, вывеска должна иметь паспорт, который не является разрешительным документом, и сроки его получения гораздо меньше, нежели для получения разрешения на размещение наружной рекламы, но все же процедура — не из легких и не дешевых.

Необходимо понимать разницу между этими двумя понятиями и пользоваться преимуществами, предоставленными законодательством. Так, в деле от 14 апреля 2013 года № 2а-16184/12/2670 предприятием было обжаловано предписание о нарушении правил размещения наружной рекламы, аргументируя это тем, что размещенные им информационные материалы являются вывесками. Суд установил, что размещенные материалы не являются наружной рекламой в понимании части 6 статьи 9 Закона, поскольку подпадают под определение вывески или таблички. Это судебное решение было обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. Однако суд апелляционной инстанции подтвердил позицию суда первой инстанции и в удовлетворении апелляционной жалобы отказал (Киевский апелляционный административный суд, решение по делу от 23 мая 2013 года № 2а-14429/12/2670).

 

ИВАХНЕНКО Юлия — юрист ЮК Jurimex, г. Киев


Мнение

Практический вопрос

Наталия ГАЙДАЙ,
юрист ЮФ «Антика»

Степень эффективности наружной рекламы является очень высокой, так как потребителями рекламной продукции могут быть как целевые группы, на которые изначально нацелен рекламодатель, так и иная аудитория, на которую такая реклама воздействует косвенно, но при этом достигает своих целей. Однако для того, чтобы получить разрешение на размещение наружной рекламы, необходимо потратить значительное количество времени и сил.

Следует отметить, что на практике нередко возникает вопрос о применении законодательства о размещении наружной рекламы к вывескам. Такое положение вещей является более чем необоснованным, ведь часть 6 статьи 9 Закона Украины «О рекламе» четко указывает, что вывеска (или табличка с определенной в статье информацией) не является рекламой, а значит, не может регулироваться соответствующим законодательством.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Актуальный документ

Документы и аналитика

Возражение на апелляционную жалобу

Акцент

Управление юстицией

Спрос и продолжение

В фокусе: УПК

Из дела слов не выкинешь

В фокусе: конституция

Глаз народа

Государство и юристы

Сессия невыполнима

Предельно сложно

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утверждены требования к туристическим объектам

Принят в целом закон о трансфертном ценообразовании

Минюст обнародовал новые изменения избирательного законодательства

Документы и аналитика

Власть имущества

Книжная полка

Уголовный глоссарий

Неделя права

Реформа по наследству

Избирательный подход

Документальная ревизия

Неделя права

Новости из-за рубежа

В апелляционных судах Великобритании могут разрешить видеосъемку

В РФ суды разгружают от налоговых споров

Египет возглавил председатель Конституционного суда

Новости из зала суда

Судебная практика

Дело ИО «Юстиниан» направлено на новое рассмотрение

А. Суббота снова судится с ВККС

Новости юридических фирм

Частная практика

Юлия Черных выступила в качестве преподавателя экстерн-курса Королевского института арбитров в Женеве

АО AVER LEX защитило интересы клиентов в налоговых спорах

Андрей Мороз назначен ассоциированным партнером ЮФ «Лавринович и Партнеры»

АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» — единственная юридическая фирма СНГ в рейтинге The Lawyer European 100

ЮФ «Авеллум Партнерс» — юрсоветник по вопросам предоставления кредитной линии компании Arricano Real Estate

Отрасли практики

Работа по контрафакту

Музыкальное празднование

Пытка № 5

Авторитетный режим

Прибыльная забота

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Вплавь по Днестру

Решения недели

Судебная практика

Приравняли к суточным

Правомерный ответ

Таможня засомневалась

Самое важное

Неисполнительный документ

Пожизненное исключение

Реквизитам быть

Прием за работу

Судебная практика

Судебные решения

Изменение ГНИ направления платежа не влечет ответственности налогоплательщика за нарушение срока уплаты налога

В каких случаях сумма кредиторской задолженности включается в состав валового дохода предприятия как сумма безвозвратной финансовой помощи

Судебная практика

Судио-видео

Судебная практика

Судебные решения

Факт утери продавцом правоустанавливающего документа на предмет отчуждения по договору не может быть основанием для признания договора действительным

Судебная практика

Свободная энергия

Время или деньги

Утомительный приз

Тема номера

Большая разница

Фармацевтическая кампания

Частная практика

Контуры на карте

Тридцать лет спустя

Трудовой стажер

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: