Один из наиболее актуальных вопросов в последние годы в сфере защиты от недобросовестной конкуренции — распространение информации, которая вводит в заблуждение. После внесения новой статьи 151 в Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» количество дел по нарушению этой статьи, рассматриваемых Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ), увеличивается, а штрафы растут. В 2013 году размер штрафов за отдельные нарушения превысил 1 млн грн, и АМКУ постоянно обращает внимание на новые сферы деятельности, реклама которых проверяется.
Ситуация значительно усложняется тем, что четких опубликованных подходов или правил в отношении разрешенных и/или запрещенных способов, слов, выражений, которые допустимо применять в рекламе, не существует. АМКУ не публикует обзоры и обобщения практики по рассмотрению дел по статье 151 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».
Тем не менее за несколько последних лет АМКУ было проведено значительное количество расследований относительно распространения информации, которая вводит в заблуждение, и можно говорить о том, что определенная практика, в том числе подтвержденная решениями судов, сформировалась.
Можно выделить несколько ключевых принципов, которым должна соответствовать правильная, по мнению АМКУ, реклама:
1) применение четко выраженных утверждений в рекламе должно подтверждаться соответствующими документами или информацией;
2) реклама не должна скрывать отдельные существенные свойства товара, возможности его применения и/или условия приобретения, а также другую информацию о товаре, которая очевидно влияет на выбор потребителями этого товара;
3) уточняющая информация, примечания должны размещаться в рекламе таким образом, чтобы у потребителей не возникало проблем с чтением или восприятием этой информации;
4) маркировка товара должна содержать всю предусмотренную нормами законодательства информацию, которая должна быть известна потребителям; в случае проведения акции в отношении товара ее основные условия, в частности срок, должны быть размещены на упаковке товара;
5) общее впечатление о рекламе не должно вызывать у потребителя ложных представлений о товаре или его характеристиках.
Попробуем разобрать каждый из указанных принципов.
Применение четко выраженных утверждений
Этот принцип прежде всего касается применения однозначных утверждений или заявлений о товаре и его характеристиках. Такими утверждениями могут быть указания на отдельные характерные потребительские свойства, состав, наличие или отсутствие каких-либо компонентов в продукте (например, «продукт не содержит ГМО», «продукт содержит 100 % натуральных компонентов» и т.д.), длительность эффекта, срок действия или срок ожидания эффекта продукта («сохраняет свежесть 24 часа», «мгновенное действие», «работает 10 часов от одной батарейки» и т.д.). Также это относится к предоставлению информации о наличии сертификатов и наград, первенстве продукта среди других аналогичных («первый по объему продаж», «№ 1 на Украине», «лучший» и т.п.), более эффективном действии и т.д.
Согласно позиции АМКУ, подобные утверждения и заявления допустимо применять только при условии, если компания может документально подтвердить их истинность. К примеру, если речь идет о свойствах продукта, его первенстве среди других, то такие заявления должны базироваться на соответствующих исследованиях. Если говорится о составе продукции, компания должна не только подтвердить, что некий компонент добавляется в продукцию согласно ТУ или технологическим картам, но и то, что этот компонент действительно добавляется на этапе производства.
Скрытие информации о продукте
Нарушение этого принципа наиболее характерно для рекламы лекарственных средств и различных финансовых услуг. Речь идет прежде всего о том, что в рекламе продукта сознательно упускается существенная информация, зная которую, потребитель не купил бы этот продукт.
К примеру, в отношении рекламы лекарственного средства очень распространено скрытие информации о запрете его приема детьми и других противопоказаниях. АМКУ неоднократно штрафовал различных производителей за применение в рекламе фраз типа «безопасный для детей», «разрешен к применению для детей», в то время как лекарство могло быть назначено детям только с определенного возраста. Основным нарушением в сфере финансовых услуг является скрытие условий предоставления кредита или стоимости кредита.
Уточняющая информация и примечания
Основной претензий АМКУ к примечаниям и уточняющей информации, безусловно, является ее нечитабельность или невозможность восприятия потребителями. Это может выражаться в использовании мелкого шрифта, цвета шрифта и фона, которые сливаются или делают чтение информации некомфортным для глаза и т.д. Нарушением также считается увеличение темпа звучания дикторского голоса, что особенно характерно для рекламы на радио.
К сожалению, данный вопрос очень субъективный, и нередко между АМКУ и компаниями возникают споры относительно возможности или невозможности прочитать написанный более мелким шрифтом текст. В данном случае следует прежде всего исходить из разумного, а также учитывать место размещения рекламы.
Маркировка товара
Наиболее распространенным нарушением в этом отношении является использование различных способов затруднения чтения маркировки товара, направленных на создание ложных впечатлений у потребителя.
В частности, очень часто этот принцип нарушается при проведении акций. Если на товар наносится информация о проведении акции, обязательно нужно указывать срок ее действия.
Общее впечатление о рекламе
Этот принцип заключается в том, что реклама или упаковка товара в совокупности ее аудиовизуальных компонентов не должна вызывать у потребителей ложных впечатлений о товаре.
В качестве примеров нарушения данного принципа можно назвать размещение на упаковке пищевого продукта (например, сока или йогурта) изображения фруктов, которые фактически в состав этого продукта не входят. АМКУ считает это нарушением: потребитель, видя на упаковке несколько видов фруктов, разумно ожидает, что именно эти фрукты входят в состав продукта (даже если состав продукта на упаковке указан правильно).
Таким образом, для соответствия рекламы или маркировки товара требованиям статьи 151 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» важно применять указанные выше принципы и подходы. В противном случае высок риск привлечения внимания АМКУ к недобросовестной рекламе, а с учетом позиции этого органа в вопросе наложения штрафов наказание может быть несоизмеримо с потенциальной выгодой от креативной рекламы или упаковки.
КОТ Алексей — управляющий партнер ЮФ «Антика», председатель Правового комитета Общественного совета при АМКУ, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…