Благотворное вливание — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 7 (1156) » Благотворное вливание

Благотворное вливание

Инвестирование средств в экономику путем кредитования бизнеса со стороны государственного бюджета — более эффективный инструмент, чем финансирование социальных расходов
Цель новой программы кредитования — приобретение и/или модернизация основных средств, в том числе сельхозтехники

В Украине стартовала государственная кредитная программа «Доступные кредиты 5–7–9 %», введенная по инициативе Президента и премьер-министра Украины.

Станет ли эффективной эта программа, как будут распределять средства, сможет ли такой механизм остановить трудовую миграцию, каким будет контроль использования средств по данной программе — об этом рассказывают представители юридического бизнеса.

 

Нужен комплексный подход

Анатолий ГРАБОВЫЙ, партнер ЮФ GOLAW, адвокат

Если говорить о реальности действия программы, то, несмотря на первоначальный общий пессимизм, хочется отметить сроки ее запуска. Новая инициатива была довольно быстро одобрена парламентариями и уже реализуется на практике.

Идея снижения процентной ставки благодаря компенсации государством не нова и часто используется в экономически развитых станах. Возьмем, к примеру, программы поддержки предпринимательства и экспортное кредитование государственными банками Европы и США.

Если же говорить о реальности данной программы в разрезе влияния на рынок кредитования в стране и экономику в целом, то тут не стоит быть столь оптимистичными.

В отечественной банковской системе доля кредитов, предоставляемых предприятиям малого и среднего бизнеса, в общем портфеле кредитования является самой низкой в Европе и составляет  около 10 %.

Согласно опросам Национального банка Украины, три четверти руководителей малых и средних предприятий в качестве причины отказа от кредитования называют высокую процентную ставку.

Действительно, по состоянию на начало 2020 года средняя процентная ставка кредитов на развитие предпринимательства составляет около 22 %.

По оценкам финансовых экспертов, чтобы программа «дешевых кредитов» дала значимый результат для экономики, за год нужно выдать более 500 тысяч льготных кредитов, а это значит, что государству придется потратить на нее свыше 100 миллиардов гривен.

Отсутствие комплексного подхода к организации этапов реализации проекта может привести к массе неразрешенных вопросов со стороны бизнеса и невыполнению финансовых задач соответствующих государственных структур. Впрочем, реальный результат покажет только время.

Одних кредитов недостаточно

Александр КАМША, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

По программе «Доступные кредиты 5–7–9 %» государство компенсирует предпринимателю часть кредитной нагрузки. Чем больше рабочих мест будет создано, тем большую компенсацию процентов по кредиту можно будет получить. Данная программа введена с 1 февраля 2020 года. Сумма кредита является одинаковой для всех и составляет от 200 000 до 1 500 000 грн. Срок кредитования — пять лет. Цель кредитования — приобретение и/или модернизация основных средств, в том числе сельхозтехники. Данная программа ранее была анонсирована главой государства как возможность для трудовых эмигрантов вернуться в Украину и начать свой бизнес.

Если критически оценивать вышеописанную программу, то следует отметить, что предпринимателям, а особенно гражданам, которые выехали для работы за границу («заробитчанам»), нужны не только и не столько кредиты — им также необходимо прозрачное и прогнозируемое налогообложение, упрощенная система получения лицензий, гарантированная защита их прав и имущественных интересов судебной ветвью власти, защита имущества со стороны правоохранительной системы и прогнозируемые условия для долгосрочных инвестиций в бизнес. Но данная программа предусматривает только выдачу новых кредитов. Следует учитывать еще один очень важный момент — психологический: люди, выехавшие за границу на постоянное место жительства, уже успели «закрепиться» на своей новой родине. Они прошли сложный (длительный и затратный) путь адаптации, продали все свое имущество на территории нашей страны, и, чтобы вернуть их в Украину, нужно что-то более веское, чем обещанные кредиты. Таким образом, можно прийти к выводу, что данная программа существенно не повлияет на количество трудовых эмигрантов в Украине.

 

Долгий путь

Игорь КАРАВАЕВ, юрист, адвокат EVERLEGAL

В целом инициатива правильная, должна приветствоваться обществом и гражданско-политическими институциями. Программа предусматривает компенсацию разницы между банковской ставкой (18–24 %) и ставкой, которую получит предприниматель (5, 7 или 9 %). В 2020 году правительством будет выделено на эти цели 2 млрд грн с максимальным сроком кредитования пять лет. Сегодня нет четкого понимания, в каком объеме эта правительственная инициатива будет финансироваться в дальнейшие годы, не возникнет ли ситуация, когда государство не получит желаемого результата от этой программы ввиду невосприятия ее условий потенциальными или действующими предпринимателями. Правительство также поставило перед собой вполне амбициозную и правильную задачу — возвращение трудовых мигрантов в Украину. Вот так сразу, по мановению волшебной палочки, изменения для малого и среднего бизнеса не происходят, а должны параллельно сопровождаться, по нашему мнению, снижением налогового давления на бизнес и улучшением общегосударственного инвестиционного климата в стране. На первых порах трудовым мигрантам, которым сейчас и адресован посыл «возвращайтесь, вас ждут доступные кредиты», инициативы правительства могут показаться авантюрой, многие займут позицию «я подожду, посмотрю, как все будет работать». Хочется ошибиться, но большого оттока трудовых мигрантов из-за рубежа в связи со стартом программы мы не ожидаем, ведь причины, по которым наши соотечественники покинули страну, — это не дорогие кредиты, а отсутствие европейского уровня жизни, системы европейских ценностей и достойного уровня оплаты труда. Украине и новой власти придется проделать долгий путь для достижения подобных стандартов. Успешная реализация данной программы правительством должна стать частью этого пути.

 

Проверка и контроль

Игорь МЛЕЧКО, управляющий партнер ЮК JUSTL

В целях выполнения программы Кабинет Министров Украины 24 января 2020 года принял два постановления: № 28 — об утверждении Порядка предоставления финансовой государственной поддержки субъектам микропредпринимательства и малого предпринимательства (Порядок № 28), № 29 — об утверждении Порядка использования средств государственного бюджета, предусмотренных для обеспечения функционирования Фонда развития предпринимательства.

Порядок № 28 прямо определяет, что уполномоченный банк в соответствии с внутренними процедурами проводит проверку использования субъектом предпринимательства кредита по целевому назначению (пункт 18).

Согласно пункту 33 Порядка № 28 уполномоченный банк несет ответственность за недостоверность информации, поданной Фонду развития предпринимательства (Фонд) относительно соответствия субъекта предпринимательства требованиям Порядка № 28 (если Фонд докажет, что уполномоченный банк владел достоверной информацией или не приложил надлежащих усилий для получения достоверной информации на момент подачи ее в Фонд). При этом Порядок № 28 не разъясняет, подлежит ли передаче в Фонд информация о целевом использовании кредита, что ставит под вопрос личную заинтересованность банков в проведении надлежащего ее анализа. В остальном, считаю, к процессу контроля целевого использования средств могут подключаться органы государственной власти, в том числе правоохранительные (исходя из практики правоотношений, связанных с предоставлением государством определенных видов льгот и финансовой помощи).

 

Риски позитивной инициативы

Денис БУГАЙ, адвокат, партнер ЮК VB PARTNERS

Востребованность данной программы очевидна. Насколько мне из­вестно, уже зарегистрированы десятки тысяч заявлений и выданы первые кредиты. Инициатива позитивна и действительно направлена на усиление позиций малого и среднего бизнесов.

На мой взгляд, инвестирование в экономику таким путем посредством государственного бюджета — достаточно эффективный инструмент. Это лучше, чем финансировать социальные расходы.

Вместе с тем я хотел бы отметить уголовно-правовые риски, с которыми столкнутся банки-агенты при выдаче этих денежных средств. Выдавать кредиты за счет государственных средств будут аккредитованные банки, именно к ним и возникнут вопросы, если заемщик окажется не способным вернуть средства.

Невозвращение или какое-либо нарушение графика возврата этих средств будет восприниматься правоохранительными органами как потенциальное хищение. Участие в данной инициативе неизбежно приведет в будущем к общению с детективами Национального антикоррупционного бюро Украины и прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Перспективы РРО

Акцент

Порог в своем отечестве

Государство и юристы

Регистрационная дружба

Fake-control

Книжная полка

Уроки медиации

Новости

Новости из зала суда

Карта событий

Новости из-за рубежа

Новости из Евросуда

Новости законотворчества

Новости юридических фирм

Отрасли практики

Режимное предприятие

Переход в качество

Благотворное вливание

Репортаж

Слухом земля помнится

Самое важное

Поле видимости

Тормозной путь

Договорные лайфхаки

Присяжные в процессе

Судебная практика

Измениться в лице

Улучшить иммунитет

Вклад в историю

Раздвоение личностей

Судебные решения

Законодательство не ставит достоверность данных налогового учета налогоплательщика в зависимость от соблюдения налоговой дисциплины его контрагентами

Тема номера

Сложный алимент

Удачное исполнение

Сдать по гарантии

Сводными займитесь процедурами

Частная практика

В активном поиске

Комплекс полноценности

Інші новини

PRAVO.UA