Благими намерениями — к «охоте на ведьм» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №5 (632) » Благими намерениями — к «охоте на ведьм»

Благими намерениями — к «охоте на ведьм»

Рубрика Трибуна

Верховным Советом Украины 11 июня 2009 года был принят пакет антикоррупционных законов, а именно: Закон Украины «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» (он заменит Закон Украины «О борьбе с коррупцией»), Закон Украины «Об ответственнос­ти юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» и Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения». Эти законы должны были вступить в действие с 1 января 2010 года, но 23 декабря 2009 года Верховный Совет Украины отложил введение в действие указанного пакета антикоррупционных законов до 1 апреля 2010 года. Можно предположить, что 1 апреля было выбрано законодателем не случайно, ведь нам свойственно с юмором относиться к проблемам.

Новое антикоррупционное законодательство активно обсуждается в прессе. Высказываются различные мнения ученых и практиков. При этом и противники, и сторонники нового антикоррупционного законодательства едины во мнении относительно необходимости его существенной доработки и создания действенных механизмов реализации норм права. Так, Николай Мельник и Николай Хавронюк отмечают, что «многие их положения являются, очевидно, неконституционными, юридически необоснованными, противоречивыми, непонятными и такими, которые приведут к безосновательному вмешательству в частную жизнь» (Н. Мельник, Н. Хавронюк. «Новые антикоррупционные законы: пыль в глаза или граната в руках мартышки?» ­/ / Зеркало недели. — 2009. — 19—25 декабря. — № 50 (778)). В свою очередь, Юрий Бутусов, агитируя за скорейшее введение в действие нового закона о коррупции, отмечает, что «новый антикоррупционный закон несовершенен во многих деталях, нуждается в доработке, шлифовке и создании механизмов применения» (Ю. Бутусов. «Коррупция «самооборонилась» от закона» // Зеркало недели. — 26 декабря 2009 года — 14 января 2010 года. — № 51 (779)). Проведенный автором настоящей статьи анализ содержания пакета антикоррупционных законов позволил увидеть ряд недоработок, пробелы, противоречия норм вновь принятых законов между собой. Для наглядности остановимся на некоторых вопросах.

1. Пункт 2 статьи 4 Закона «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» предусматривает, что субъектам, указанным в пунктах 1—3 части 1 статьи 2 данного Закона, запрещается заниматься «другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте, которые осуществляются в нерабочее время)». Исключение данная статья делает для депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов (кроме тех, которые осуществляют полномочия на постоянной основе), а также лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 данного Закона (должностные лица юридических лиц публичного права, которые получают заработную плату за счет государственного или местных бюджетов; члены окружных территориальных и участковых избирательных комиссий; аудиторы; нотариусы; эксперты и т.п.). Таким образом, данная статья содержит запрет заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью для лиц, обозначенных в пунктах 1 и 3 час­ти 1 статьи 2 Закона «Об основах предупреждения и противодействия коррупции», кроме депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым и местных советов. Вместе с этим статья 21224 Кодекса об административных правонарушениях Украины (КоАП), которая принята в пакете антикоррупционных законов, предусматривает, что субъектами административной ответственности за занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью являются лица, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 Закона «Об основах предупреждения и противодействия коррупции». Таким образом, если в статье 4 Закона «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» запрещается заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью лицам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 2 Закона «Об основах предупреждения и противодействия коррупции», то статья 21224 КоАП данную группу лиц не рассматривает как субъектов ответственности по данной статье. Если запрет, установленный пунктом 2 статьи 4 Закона «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» не распространяется на депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым и местных советов (кроме тех, которые осуществляют полномочия на постоянной основе), то статья 21224 КоАП рассматривает указанных депутатов в качестве субъектов ответственности за данное правонарушение.

Следующий момент. Статья 4 Закона «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» разрешает заниматься инструкторской и судейской практикой в спорте в нерабочее время, а статья 21224 КоАП в перечне видов деятельности, которыми можно заниматься в нерабочее время, не упоминает инструкторскую и судейскую практику в спорте. В сложившейся ситуации возникает правомерный вопрос: в отношении каких лиц правоохранительные органы имеют право составлять протоколы о коррупции, каким нормативно-правовым актом необходимо руководствоваться? А ведь речь идет о судьбах людей, и в такой ситуации не может быть двояких норм права, так как такое положение дел порождает свое­волие чиновников и ведет к нарушению конституционных прав и свобод.

2. Статья 6 Закона «Об основах преду­преждения и противодействия коррупции» запрещает работу близких лиц, которые находятся в «непосредственном подчинении», кроме установленных законодательством случаев «добросовестного поведения лиц». При этом законодатель четко не определил, что понимается под «непосредственным подчинением» и «добросовестным поведением лиц». Приведем простой пример: отец семейства в сельской местности работает директором школы, а двое его сыновей пос­ле окончания университета вернулись в родное село и работают учителями математики и истории. С момента вступления в силу указанных нормативно-правовых актов необходимо перевести на другую работу или отца, или сыновей. В сельской местности, как правило, одна школа на несколько сел, а также имеет место нехватка специалистов с высшим образованием. Что делать в этой ситуации, каким образом решать проблему? С одной стороны, на самом высоком уровне говорится о необходимости привлечения молодежи в сельскую местность, а с другой стороны, законодатель устанавливает препятствия для нормальной работы школ, детских садов, больниц и других бюджетных учреждений в сельской местности. Разве такой смысл мы имеем в виду, когда говорим о необходимости борьбы с коррупцией?

3. Статья 5 Закона «Об основах преду­преждения и противодействия коррупции» запрещает в связи с исполнением функций государства или органов местного самоуправления принимать подарки. Исключение делается для личных подарков, которые соответствуют «общепринятым представлениям о гостеприимстве», в том случае, если их стоимость не превышает размера одной налоговой социальной льготы (на 2009 год эта сумма составляла 302 грн 50 коп.). При этом законодатель не указывает методику расчета и круг лиц, наделенных правом определять стоимость подарков и соответствие подарка «общепринятым представлениям о гостеприимстве». Также в законодательстве отсутствует определение «общепринятых представлений о гостеприимнос­ти», что дает возможность чиновникам злоупотреблять данной нормой права. По сути, законодатель предлагает — прежде чем принять цветы к 8-му Марта, потребовать у дарителя чек об их стоимости, дабы избежать недоразумений с правоохранительными органами. Отсутствие методических рекомендаций по применению данной статьи позволяет «доброжелателям» приходить с подарками стоимостью в 303 грн (цветы, конфеты) и тут же писать соответствующее заявление в правоохранительные органы.

4. Пункт 4 статьи 4 Закона «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» запрещает отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмот­рено законом, предоставлять неполную, недостоверную информацию. Аналогичная статья установлена КоАП, где обозначена ответственность за нарушение данной нормы права. При этом законодатель не указал, кто и каким образом будет устанавливать полноту и достоверность предоставленной информации. Для лица, которое отвечает, данная информация может быть полной, а для лица, которое запрашивает, может быть недостаточной. Поэтому законодатель должен определить критерии и круг специалистов, которые будут иметь право определять полноту и достоверность информации, что позволит предотвратить произвол в этом вопросе.

Таким образом, прежде чем вводить в действие пакет антикоррупционных законов, целесообразно устранить пробелы, нестыковки, а также разработать и принять подзаконные нормативно-правовые акты, определяющие порядок применения законодательных норм (8 декабря 2009 года Кабинет Министров Украины принял ряд подзаконных актов относительно применения антикоррупционного законодательства, но вышеуказанные проблемы не нашли отображения в этих документах).

Цель антикоррупционного пакета законов — это борьба с коррупционерами, деятельность которых подрывает экономические и политические устои общества, а не борьба с интеллигенцией и доб­ропорядочными субъектами хозяйствования. Руководствуясь данной целью, целесо­образно доработать данный пакет антикоррупционных законов.

В заключение необходимо отметить, что необходимо использовать с пользой три месяца отсрочки ввода в действие пакета антикоррупционных законов и привести нормы права в соответствие с Конституцией Украины, доработать принятые законы, что позволит эффективно бороться с коррупцией и не допустить «охоту на ведьм».

ЗЕЛЬДИНА Елена — д.ю.н., заведующая сектором Института экономико-правовых исследований НАН Украины, г. Донецк

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Интрига должностей

Актуальный документ

О применении мер по обеспечению иска

Государственная практика

Сколько кому отведено времени

Деловая практика

Манипуляции стали «платными»

Законодательная практика

Независимость от наград

Комментарии и аналитика

Узаконивание самовольного строительства

Если сторона «не хочет мира»

Моя юридическая практика

Газета с убийственной иронией

Быстрая и объективная информация

Неделя права

Допустимая замена

Проверка продолжается

«Активному законотворцу» исполняется 40 лет!

Названы лучшие юрфирмы г. Киева

Добиться разъяснения

Фемида в углу

Новости делового мира

О выдаче дубликата квалификационного удостоверения представителя таможенного брокера

Основания для отказа в постановке на учет налоговым органом

Российским банкам запретят изменять условия договоров в одностороннем порядке

Новости законотворчества

КМУ согласовал законопроекты, поддерживающие малый и средний бизнес

Парламент в очередной раз намерен изменить избирательное законодательство

Усиление адвокатской неприкосновенности?

Новости из зала суда

Спор между группой «Ферреро» и ЗАО «Ландрин» отправлен на новое рассмотрение

Геннадий Москаль и СБУ заключили мировое соглашение

Новости из-за рубежа

Motorola просит запретить импорт BlackBerry

Президент США отказался быть присяжным

Корпорации США смогут спонсировать выборы

Новости профессии

ЦИК зарегистрировала доверенное лицо Юлии Тимошенко

ААУ и АЮУ наметили общий план деятельности

Президент отменил свой Указ о переводе судей в Центральный административный суд г. Киева

АМКУ подвел итоги 2009 года

Александр Медведько переназначил двух прокуроров

Новости юридических фирм

INTEGRITES — юридический советник концерна «Ростсельмаш»

Salans — юридический советник ООО «Евротерминал»

Who’s Who Legal CIS 2010 рекомендует «Василь Кисиль и Партнеры»

Под куполом

Некритическое неназначенье

Позиция

Чехов не поэт. Чехов — скульптор

Реестр событий

Триптих: картина салом

Репортаж

Приоритетов у Минюста стало больше

Служебная лестница

Назначения

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Патентная предзащита

Судебные решения

Об основаниях для запрета использования продукта, аналогичного запатентованному

Тема номера

Охрана промышленной собственности

Трибуна

Благими намерениями — к «охоте на ведьм»

Частная практика

Юридическая практика в Комитете

ВККА.НЕТ

Киев—Херсон—Одесса

Юридический форум

К проблеме техосмотра транспортных средств

Інші новини

PRAVO.UA