Благие изменения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (767) » Благие изменения

Благие изменения

Новой ­редакцией Закона Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Закон о благотворительности), принятой 5 июля с.г., был внесен ряд изменений в регулирующее эту сферу законодательство.

Так, частью 1 статьи 1 новой редакции Закона о благотворительности введена норма, из которой следует, что юридические лица, не являющиеся неприбыльными организациями, могут получать благотворительную помощь только от благотворительных организаций. В то же время действующая редакция данного документа такого ограничения не содержит.

Также в нормативном акте указано, что благотворителями среди юридических лиц могут быть юридические лица частного права. Таким образом, юридические лица публичного права (то есть созданные распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления) не могут выступать в этой роли.

Политики и сами справятся

Действующей редакцией Закона о благотворительности, среди прочего, преду­смотрены такие основные направления благотворительности и благотворительной деятельности, как улучшение материального положения получателей помощи, предоставление помощи талантливой творческой молодежи, то есть категории, к которым при желании можно отнести любое лицо. В новой редакции данные сферы благотворительной деятельности отсутствуют, при этом в нее не включены и такие направления, как предоставление помощи в развитии издательского дела, средств массовой информации, информационной инфраструктуры, отраженные в действующем законе.

Изменения в законодательстве не обошли стороной и сферу политики — предусмотрено, что благотворительные организации не имеют права предоставлять благотворительную помощь политическим партиям или от их имени, а также принимать участие в избирательной агитации. При этом, если ранее в Законе о благотворительности было прямо предусмотрено, что Президент Украины, депутаты, должностные и служебные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также члены их семей могут заниматься благотворительностью и благотворительной деятельностью только в пределах полученных и задекларированных доходов, новая редакция содержит размытую формулировку, в соответствии с которой ограничения относительно политических партий, кандидатов на выборные должности на государственной или иной публичной службе как субъектов благотворительной деятельности определяются законами Украины.

Тонкости различия

В новой редакции законодательного акта определены конкретные виды благотворительной деятельности, которыми могут заниматься благотворители. При этом возмещение благотворительными организациями затрат других бенефициаров (получателей благотворительной помощи), связанных с передачей имущества и имущественных прав, также признается благотворительной помощью.

В соответствии с изменениями благотворительные пожертвования могут предоставляться бенефициарам, определенным на конкурсной основе благотворителем или уполномоченными им лицами. Условиями конкурса могут определяться действия, которые бенефициар должен выполнить в пользу третьих лиц (кроме лиц, связанных с благотворителем). Учитывая не всегда адекватную трактовку законов государственными органами, нельзя исключать вероятность того, что сотрудники, например, налоговой инспекции могут счесть конкурс не одним из вариантов, а исключительным условием предоставления благотворительной помощи. Также возможны вариации с определением условиями конкурса действий бенефициара в пользу третьих лиц. Во-первых, под такими действиями можно понимать практически все что угодно, вплоть до полного отчуждения активов; во-вторых, в случае необходимости заранее решить исход конкурса не составит труда, предусмотрев в его условиях такие действия, которые сможет осуществить только один из претендентов. Что касается связанных лиц, то спрятать их, например, за цепочкой оф­фшоров, не является большой проблемой, а скорее, сложившейся практикой.

Если ранее Закон о благотворительности не содержал формальных различий между видами благотворительных организаций, то теперь они есть. Например, благотворительное общество не может быть создано одним учредителем, в благотворительном учреждении учредитель (учредители) не принимает(-ют) участия в управлении, а благотворительному фонду участники не обязаны передавать любые активы для достижения целей благотворительной деятельности. И, наоборот, если сейчас существуют благотворительные организации с различным статусом (местные, всеукраинские и международные), то в соответствии с изменениями статусов не будет.

Регистрация в сжатые сроки

Отдельно следует отметить, что после вступления изменений в силу регистрировать благотворительные организации будут государственные регистраторы. В полной мере оценить позитив этого нововведения смогут те, кто непосредственно сталкивался с регистрацией как обычных предприятий (которую раньше осуществляли исполкомы, а затем государственные регистраторы), так и большинства видов благотворительных и общественных организаций (регистрация которых была отнесена к компетенции Министерства юстиции Украины, а позднее передана Государственной регистрационной службе Украины), осуществить которую на практике намного сложнее. В свете того, что в подавляющем большинстве случаев украинские госслужащие не спешат выполнять свои обязанности до наступления последних дней установленного законом максимального срока, передача регистрации благотворительных организаций к компетенции государственных регистраторов позитивно скажется на этой тенденции и сократит процедуру максимум до трех рабочих дней (действующий закон допускает рассмотрение заявления о регистрации в течение двух месяцев). Поэтому, даже несмотря на то что, например, в Киеве очереди к государственным регистраторам часто начинают собираться задолго до начала их рабочего дня, такое новшество можно считать настоящим подарком.

Изменения коснулись и размера расходов на содержание благотворительных организаций. Если ранее он не мог превышать 20 % сметы организации в текущем году, то теперь он не должен превышать 20 % дохода организации за этот же период. Нововведения должны добавить в деятельность благотворительных организаций и прозрачности, ведь в новой редакции прямо указано, что информация о структуре и размере доходов и расходов, а также условиях использования активов для благотворительной деятельности не является конфиденциальной информацией или коммерческой тайной.

Несмотря на имеющиеся нюансы, изменения можно охарактеризовать положительно. По сравнению с существующим новый Закон о благотворительности более четко отразил некоторые аспекты деятельности благотворительных организаций и значительно упростил процедуру их регистрации. В случае подписания Президентом новая редакция вступит в силу со дня, следующего за днем ее опуб­ликования.

СОЛОВЬЕВ Евгений — адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Избирательные критерии

Актуальный документ

Документы и аналитика

Пересмотр заочного решения

Акцент

Пресс конференций

Государство и юристы

Новости законотворчества

Верховный Совет Украины занялся реформированием прокуратуры

Установлены новые требования к нотариусу и его помощнику

Парламенту предложили уточнить положения закона об основах государственной языковой политики

Государство и юристы

Осенний отзыв

Документы и аналитика

Вред возмещения

Книжная полка

Вклад из прошлого

Неделя права

Выбились из графика

Процессуальные вычисления

Процесс в информации

ВСЮ избавят от совместителей?

Неделя права

Новости из-за рубежа

Виноделам запретили говорить о пользе вина

Лондонские адвокаты бьют рекорды по прибыли

Новости из зала суда

Судебная практика

КП «Киевпастранс» выплатит пассажирке маршрутки 43 тысячи гривен

Кандидаты в судьи добились победы в споре с ВККС

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы ЮК Jurimex приняли участие в подготовке Закона Украины «О государственных лотереях на Украине»

Clifford Chance выступила юридическим советником Arawak Energy Ukraine B.V.

Эксперты ILF завершили создание холдинга в еврозоне

Integrites защитила интересы OTP Bank

Schoenherr консультирует UNIQA Versiherung AG по вопросам размещения акций

Отрасли практики

Благие изменения

Корпоративные финансы в фокусе UJBL

Требую разъяснений!

Защита начинается с границы

Высокие правоотношения

Работа для юриста

Усложнение из правил

Встречное продвижение

Магистерское право

Поведение в сети

Ум и плата

Поисковые требования

Профессиональный добор

Из-за одного теста

Рабочий график

Сдадут тест на профпригодность

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Поздно выявили ошибку

Реструктуризация не освобождает

Ввели в заблуждение

Самое важное

Только для ВАС

Порядок цен

Во главе суда

Голоса разделились

Спецпроект

Открытые в списках

Судебная практика

Судебные решения

Определение об обеспечении доказательств может быть обжаловано отдельно

Судебная практика

Обратный присчет

Судебная практика

Судебные решения

Непредоставление информации органам АМКУ в установленные сроки — основание для привлечения к ответственности

Чем характеризуется необоснованная налоговая выгода

Судебная практика

Судя по итогам

Тема номера

Обследовать посмертно

Не доверяй — проверяй

Экспертное злоключение

Частная практика

Объединение усилий

Награда нашла предпринимателя

Цена запроса

Юридический форум

Попасть в картель

Інші новини

PRAVO.UA