Новой редакцией Закона Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Закон о благотворительности), принятой 5 июля с.г., был внесен ряд изменений в регулирующее эту сферу законодательство.
Так, частью 1 статьи 1 новой редакции Закона о благотворительности введена норма, из которой следует, что юридические лица, не являющиеся неприбыльными организациями, могут получать благотворительную помощь только от благотворительных организаций. В то же время действующая редакция данного документа такого ограничения не содержит.
Также в нормативном акте указано, что благотворителями среди юридических лиц могут быть юридические лица частного права. Таким образом, юридические лица публичного права (то есть созданные распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления) не могут выступать в этой роли.
Действующей редакцией Закона о благотворительности, среди прочего, предусмотрены такие основные направления благотворительности и благотворительной деятельности, как улучшение материального положения получателей помощи, предоставление помощи талантливой творческой молодежи, то есть категории, к которым при желании можно отнести любое лицо. В новой редакции данные сферы благотворительной деятельности отсутствуют, при этом в нее не включены и такие направления, как предоставление помощи в развитии издательского дела, средств массовой информации, информационной инфраструктуры, отраженные в действующем законе.
Изменения в законодательстве не обошли стороной и сферу политики — предусмотрено, что благотворительные организации не имеют права предоставлять благотворительную помощь политическим партиям или от их имени, а также принимать участие в избирательной агитации. При этом, если ранее в Законе о благотворительности было прямо предусмотрено, что Президент Украины, депутаты, должностные и служебные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также члены их семей могут заниматься благотворительностью и благотворительной деятельностью только в пределах полученных и задекларированных доходов, новая редакция содержит размытую формулировку, в соответствии с которой ограничения относительно политических партий, кандидатов на выборные должности на государственной или иной публичной службе как субъектов благотворительной деятельности определяются законами Украины.
В новой редакции законодательного акта определены конкретные виды благотворительной деятельности, которыми могут заниматься благотворители. При этом возмещение благотворительными организациями затрат других бенефициаров (получателей благотворительной помощи), связанных с передачей имущества и имущественных прав, также признается благотворительной помощью.
В соответствии с изменениями благотворительные пожертвования могут предоставляться бенефициарам, определенным на конкурсной основе благотворителем или уполномоченными им лицами. Условиями конкурса могут определяться действия, которые бенефициар должен выполнить в пользу третьих лиц (кроме лиц, связанных с благотворителем). Учитывая не всегда адекватную трактовку законов государственными органами, нельзя исключать вероятность того, что сотрудники, например, налоговой инспекции могут счесть конкурс не одним из вариантов, а исключительным условием предоставления благотворительной помощи. Также возможны вариации с определением условиями конкурса действий бенефициара в пользу третьих лиц. Во-первых, под такими действиями можно понимать практически все что угодно, вплоть до полного отчуждения активов; во-вторых, в случае необходимости заранее решить исход конкурса не составит труда, предусмотрев в его условиях такие действия, которые сможет осуществить только один из претендентов. Что касается связанных лиц, то спрятать их, например, за цепочкой оффшоров, не является большой проблемой, а скорее, сложившейся практикой.
Если ранее Закон о благотворительности не содержал формальных различий между видами благотворительных организаций, то теперь они есть. Например, благотворительное общество не может быть создано одним учредителем, в благотворительном учреждении учредитель (учредители) не принимает(-ют) участия в управлении, а благотворительному фонду участники не обязаны передавать любые активы для достижения целей благотворительной деятельности. И, наоборот, если сейчас существуют благотворительные организации с различным статусом (местные, всеукраинские и международные), то в соответствии с изменениями статусов не будет.
Отдельно следует отметить, что после вступления изменений в силу регистрировать благотворительные организации будут государственные регистраторы. В полной мере оценить позитив этого нововведения смогут те, кто непосредственно сталкивался с регистрацией как обычных предприятий (которую раньше осуществляли исполкомы, а затем государственные регистраторы), так и большинства видов благотворительных и общественных организаций (регистрация которых была отнесена к компетенции Министерства юстиции Украины, а позднее передана Государственной регистрационной службе Украины), осуществить которую на практике намного сложнее. В свете того, что в подавляющем большинстве случаев украинские госслужащие не спешат выполнять свои обязанности до наступления последних дней установленного законом максимального срока, передача регистрации благотворительных организаций к компетенции государственных регистраторов позитивно скажется на этой тенденции и сократит процедуру максимум до трех рабочих дней (действующий закон допускает рассмотрение заявления о регистрации в течение двух месяцев). Поэтому, даже несмотря на то что, например, в Киеве очереди к государственным регистраторам часто начинают собираться задолго до начала их рабочего дня, такое новшество можно считать настоящим подарком.
Изменения коснулись и размера расходов на содержание благотворительных организаций. Если ранее он не мог превышать 20 % сметы организации в текущем году, то теперь он не должен превышать 20 % дохода организации за этот же период. Нововведения должны добавить в деятельность благотворительных организаций и прозрачности, ведь в новой редакции прямо указано, что информация о структуре и размере доходов и расходов, а также условиях использования активов для благотворительной деятельности не является конфиденциальной информацией или коммерческой тайной.
Несмотря на имеющиеся нюансы, изменения можно охарактеризовать положительно. По сравнению с существующим новый Закон о благотворительности более четко отразил некоторые аспекты деятельности благотворительных организаций и значительно упростил процедуру их регистрации. В случае подписания Президентом новая редакция вступит в силу со дня, следующего за днем ее опубликования.
СОЛОВЬЕВ Евгений — адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…