Бюджетные «прелести» для налогоплательщика — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (382) » Бюджетные «прелести» для налогоплательщика

Бюджетные «прелести» для налогоплательщика

Сроки проведения плановых и внеплановых проверокл Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» (Закон о бюджете).

Некоторые средства массовой информации уже назвали данный Закон «бюджетной революцией». Это связано с тем, что Законом о бюджете внесены изменения более чем в 50 законов, в числе которых Закон «О государственной налоговой службе на Украине» от 4 декабря 1990 года. Проанализируем изменения, внесенные в упомянутый Закон, подробнее.

Что было до принятия нового Закона о бюджете

Закон «О Государственной налоговой службе на Украине» от 4 января 1990 года (Закон о ГНС) широко известен предпринимателям прежде всего потому, что им определены полномочия налоговой инспекции в сфере контроля за соблюдением налогового законодательства. В частнос­ти, статьей 11 Закона о ГНС определены права налоговой инспекции, среди которых и право на проведение документальных проверок.

Одним из последних в Закон о ГНС вносил изменения Закон от 12 января 2005 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно усиления правовой защиты граждан, а также внедрения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к достоинству, правовой помощи, защиты)» (Закон о защите прав). Данным Законом был коренным образом изменен порядок организации и проведения плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности. В частности, Закон о ГНС был дополнен статьями 111 и 112, а сама статья 11 была изложена в новой редакции.

Главными изменениями, широко обсуждавшимися в прессе, стали нормы о том, что внеплановые проверки предпринимателей могут проводиться исключительно на основании решения суда. Аналогичное правило было предусмотрено и в отношении изъятия оригиналов финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов субъекта предпринимательской деятельности.

Что изменил новый Закон о бюджете

Главным изменением является отмена положения о том, что внеплановые проверки могут проводиться исключительно по решению суда. Теперь для проведения внеплановой проверки на указанных в Законе о ГНС основаниях требуется приказ руководителя налогового органа.

Не менее важным изменением является введение дополнительного основания для проведения внеплановой налоговой проверки. Отныне подача налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с отрицательным значением свыше 100 000 грн является основанием для внеплановой проверки.

Кроме того, внеплановые проверки могут проводиться налоговыми органами в рамках полномочий, определенных Законом Украины «О применении ­регистраторов ­расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». Напомню, что, согласно статье 15 упомянутого Закона, контроль за соблюдением порядка проведения расчетов субъектами предпринимательской деятельности осуществляют органы государственной налоговой службы путем проведения плановых или внеплановых проверок в соответствии с законодательством Украины. Внеплановая проверка лиц, осуществляющих расчеты с применением регистраторов расчетных операций, на предмет соблюдения ими требований указанного Закона может осуществляться на основании постановления следователя, органа дознания или решения суда.

Закон о ГНС предусматривает, что внеплановыми проверками считаются также проверки, проводимые налоговыми органами в рамках Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». Следует учесть, что право инициативы проведения проверки предпринимателей имеет сам товаропроизводитель. Это предусмотрено статьей 16 этого Закона, в соответствии с которой предприятие-товаропроизводитель самостоятельно определяет способы и формы защиты своей продукции от подделки и имеет право инициативы контроля относительно фальсификации собственной продукции субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами.

Законом о бюджете устранена коллизия, связанная с определением продолжительности проверки. Ранее Закон о ГНС устанавливал, что продолжительность плановой проверки не может превышать 20 дней, а внеплановой — 10 дней. Теперь в Законе о ГНС используется термин не «дни», а «рабочие дни», что устраняет возможный спор о толковании слова «день».

Основания и порядок проведения внеплановых проверок

Как известно, до принятия Закона о защите прав, основания и порядок проведения внеплановых проверок регулировались Указом Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23 июля 1998 года (Указ). Тем не менее со вступлением в силу изменений в Закон о ГНС, в частности, статей 111 и 112, Указ Президента не утратил силы и продолжает действовать.

Дело в том, что действие этого нормативного акта распространялось не только на органы государственной налоговой службы, но и на другие контролирующие органы —таможенные, государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы.

Таким образом, отныне основания для проведения внеплановых проверок органами ГНС определены статьей 111 Закона о ГНС, а основания для проведения внеплановых проверок другими контролирующими органами — Указом Президента от 23 июля 1998 года.

Обратите внимание, уважаемые читатели, что статьей 111 Закона о ГНС значительно расширен перечень оснований для проведения внеплановых налоговых проверок органами ГНС. Далее приводится их полный перечень. Итак, органы ГНС проводят такие проверки, если:

1) по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законов Украины о налогообложении, валютного законодательства, если налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальное подтверждение на обязательный письменный запрос налогового органа в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса;

2) налогоплательщиком не подана в установленный срок налоговая декларация или расчет, если их подача предусмот­рена законом;

3) выявлена недостоверность данных, содержащихся в поданной налогоплательщиком налоговой декларации, если налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальное подтверждение на обязательный письменный запрос налогового органа в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса;

4) налогоплательщиком подана жалоба о нарушении законодательства должностными лицами налогового органа во время проведения плановой или внеплановой проверки, в которой налогоплательщик требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки;

5) возникла необходимость проверки данных, полученных от лица, которое состояло в правовых отношениях с налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальное подтверждение на обязательный письменный запрос налогового органа в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса;

6) производится реорганизация (ликвидация) предприятия;

7) относительно налогоплательщика или его должностного лица налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело, в связи с чем имеется необходимость в проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

8) вышестоящий орган в порядке контроля за достоверностью выводов нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществил проверку документов обязательной отчетности налогоплательщика или заключения акта проверки, составленного нижестоящим налоговым органом, и выявил несоответствие, которое привело к непоступлению в бюджет сумм налогов, сборов, других обязательных платежей (условием проведения внеплановой проверки на этом основании является начало служебного расследования или возбуждение уголовного дела в отношении должностного лица, которым проводилась проверка);

9) налогоплательщик подал декларацию с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, превышающим 100 000 грн;

10) производится контроль за соблюдением правил применения регистраторов расчетных операций налогоплательщиком при наличии постановления следователя, органа дознания или решения суда;

11) такую проверку субъектов предпринимательской деятельности инициировал производитель алкогольных напитков или табачных изделий с целью проверки продукции на предмет возможной фальсификации;

12) проверки субъектов предпринимательской деятельности проводятся по решению суда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является наличие хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных выше. Внеплановая проверка проводится по решению руководителя налогового органа, оформляемому приказом. Должностные лица органов государственной налоговой службы перед началом проверки обязаны передать налогоплательщику под расписку:

1) направление на проверку, подписанное руководителем органа налоговой службы и скрепленное печатью органа налоговой службы (оно должно содержать следующие сведения: дату его выдачи, вид проверки, основания для проверки, дату начала и окончания проверки, должности и звания должностных лиц, направленных на проверку);

2) копию приказа руководителя на проведение проверки.

Положительным является то обстоятельство, что приказ руководителя органа государственной налоговой службы является актом органа государственной власти, который может быть обжалован в судебном порядке. Ранее допуск на проверку осуществлялся только на основании направления на проверку, которое нельзя расценивать как акт органа государственной власти. Поэтому предприниматели были вынуждены дожидаться оформления налоговых уведомлений-решений и требовать признания их недействительными в судебном порядке.

Со вступлением в силу Закона о бюджете и внесением изменений в Закон о ГНС предприниматель получил возможность обжаловать решение руководителя налогового органа о проведении проверки в суд до начала или непосредственно во время ее проведения.

Сроки проведения плановых и внеплановых проверок

Продолжительность проверок определена статьей 111 Закона о ГНС. Продолжительность плановой выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней. Продолжительность внеплановой выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней.

Продление сроков проведения плановой выездной проверки возможно только по решению суда на срок не более 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — не более 5 рабочих дней.

Продление сроков проведения внеплановой выездной проверки возможно только по решению суда на срок не более 5 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — не более 2 рабочих дней.

Таким образом, начиная с 31 марта 2005 года — даты официального опуб­ликования нового Закона о бюджете, а следовательно, и даты вступления в силу проанализированных изменений в Закон о ГНС, основанием для проведения внеплановой проверки является подача декларации на возмещение НДС в сумме более 100 000 грн, срок внеплановой проверки не может превышать 10 рабочих дней, а сама внеплановая проверка может проводиться на основании решения руководителя органа государственной налоговой службы, оформляемого приказом. Это основные новшества, внесенные Законом о бюджете на 2005 год.

Следует помнить, что полномочия налоговой милиции регулируются не только Законом «О государственной налоговой службе на Украине», но и Законами Украины «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», а также Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Насущные проблемы судейской комиссии

Судебная система требует реформ

Деловая практика

«Обрезание» налогового залога

Законодательная практика

Сколько можно «исполнять»?

Комментарии и аналитика

Как правильно затянуть рассмотрение дела

Неделя права

Судебная реформа: быть или не быть?

Рынок нефти монополизирован?

Госпошлина. Зачем платить больше?

ГИС поставили «неуд»!

Пожарных ограничат в правах

Реестр событий

При всем богатстве выбора...

Новые пути решения старых проблем: рецепт от судей

Несовершеннолетним свои суды!

Судебные решения

Применение норм международных договоров

Субъекты оспаривания договора купли-продажи

Основания для признания договора залога недействительным

Тема номера

Кто гарантирует гражданину право?

Проблемы заключения под стражу

Частная практика

Кодекс юридической этики

Юридический форум

ГК: история и современность

Диффамация или свобода слова?

Юрисконсульт

Законно, практично, но нелогично?!

Ответственность в электроэнергетике

Бюджетные «прелести» для налогоплательщика

Інші новини

PRAVO.UA