О появлении института бизнес-омбудсмена на Украине заговорили еще несколько лет назад, но только в прошлом году такая инициатива начала приобретать более-менее реальные очертания.
В частности, предполагалось, что данный институт может появиться либо как независимая организация, либо новыми полномочиями наделят Государственную службу Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, тем самым расширив ее функции. Последнее предложение, к слову, в тот период не особо поддерживалось в бизнес-среде.
А спустя год в связи с подписанием Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом введение независимого института бизнес-омбудсмена стало реальностью.
В начале ноября министр Кабинета Министров Остап Семерак заявил, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), представители бизнес-ассоциаций, работающих на Украине, и правительство совместно проводят конкурс на эту должность.
Напомним, что 12 мая 2014 года с.г. Кабинетом Министров Украины, Европейским банком реконструкции и развития, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), Американской торговой палатой на Украине, Европейской Бизнес Ассоциацией, Федерацией работодателей Украины, Торгово-промышленной палатой Украины и Украинским союзом промышленников и предпринимателей (Группа Сторон) был подписан Меморандум о взаимопонимании по поддержанию украинской антикоррупционной инициативы. Документ предусматривает создание института бизнес-омбудсмена с целью содействия прозрачности деятельности органов государственной власти и субъектов хозяйствования, находящихся в сфере их управления, предупреждения недобросовестного (нечестного) поведения среди субъектов хозяйствования, занимающихся предпринимательством на Украине.
Предполагается, что бизнес-омбудсмен будет заниматься рассмотрением жалоб украинских бизнесменов и представителей зарубежного бизнеса, работающих на Украине, реагировать на поступающие сигналы о коррупционных проявлениях, рейдерских захватах и т.п.
К слову, свои прогнозы внедрения такой инициативы уже в ближайшее время озвучил Йохим Штеффенс, заместитель директора Европейского банка реконструкции и развития в рамках доклада на конференции «KIEV ARBITRATION DAYS 2014: мыслить глобально». В частности, он отметил, что введение института бизнес-омбудсмена как способ участия гражданского общества в управлении государством позволит улучшить государственную подотчетность органов власти и приведет к позитивным результатам в борьбе с коррупцией. Как подчеркнул докладчик, важно, чтобы этот институт был независим от правительства.
Сегодня в правительстве уже идет работа над созданием нормативно-правовой базы, в том числе и проектов закона и постановления, которые станут законодательной основой для деятельности бизнес-омбудсмена на Украине. Так, на официальном сайте Министерства экономического развития и торговли можно ознакомиться с проектом постановления «О создании Совета бизнес-омбудсмена» и сопровождающими документами.
Согласно пояснительной записке, целью разработки проекта постановления является утверждение положения, в котором изложены основные задачи и принципы деятельности Совета бизнес-омбудсмена как консультативного органа при Кабинете Министров Украины.
Отметим, что в соответствии с текстом проекта положения Совет в своей деятельности руководствуется не только законодательством Украины (Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, другими нормативно-правовыми актами, настоящим положением), но и Меморандумом.
К основным задачам Совета относится подготовка совместно со сторонами Меморандума предложений к проекту закона Украины относительно создания института бизнес-омбудсмена. В обязанности Совета входит принятие и рассмотрение жалоб от субъектов хозяйствования, занимающихся предпринимательством, на решения, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также от субъектов хозяйствования, которые находятся в сфере их управления.
Для реализации своих полномочий Совет имеет право, в частности, запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования, занимающихся предпринимательством, в том числе при личной беседе с соответствующими должностными лицами, какую-либо информацию, документы и другие сведения, необходимые для обработки жалоб и решения всех вопросов, которые касаются дел, рассматриваемых Советом.
Возглавляет такой Совет бизнес-омбудсмен, он же предлагает и Регламент Совета на утверждение Наблюдательным советом. В Регламенте Совета определяются порядок подачи и рассмотрения жалоб субъектов хозяйствования, занимающихся предпринимательством, порядок коммуникации (взаимодействия) между ними и Советом.
Предполагается, что в состав Совета входят бизнес-омбудсмен и два его заместителя, а также персонал, который Совет может в соответствии с его потребностями нанимать на работу согласно Регламенту. К слову, по мнению Йохима Штеффенса, наиболее оптимальный штат для секретариата — десять человек. И, несмотря на малочисленность, данный институт должен предоставить возможность предприятиям улучшить условия ведения хозяйственной деятельности.
Примечательно, что руководящим органом Совета является Наблюдательный совет, в состав которого входят уполномоченные представители Группы Сторон. Наблюдательный совет разделен на три блока: блок 1 — Кабинет Министров Украины; блок 2 — международные финансовые учреждения, а именно: ЕБРР и ОСЭР; блок 3 — бизнес-ассоциации (Американская торговая палата на Украине, Европейская Бизнес Ассоциация, Федерация работодателей Украины, Торгово-промышленная палата Украины и Украинский союз промышленников и предпринимателей).
Решение Наблюдательного совета об избрании бизнес-омбудсмена и каждого из его заместителей для последующего представления на утверждение Кабинетом Министров Украины принимаются единогласно. В то же время решение об освобождении от должности бизнес-омбудсмена и двух его заместителей принимается простым большинством голосов.
Проектом предусмотрено, что бизнес-омбудсменом или его заместителем может быть гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства, имеющее безупречную репутацию, высокие моральные качества, полное высшее экономическое или юридическое образование, глубокие знания хозяйственных, общественных проблем, в соответствии с критериями, определенными Наблюдательным советом. Предложен также и ряд ограничений, а именно: эти должности не могут занимать лица, которые являются или были государственными служащими или занимали на протяжении пяти последних лет должности в органах государственной власти, местного самоуправления и субъектах хозяйствования, находящихся в сфере их управления.
К слову, в СМИ уже прогнозируют, что данную должность займет иностранец, «которому доверяют», поскольку одной из целей внедрения такого института является привлечение инвестиций на Украину.
Предполагается, что с принятием данного постановления уже повысится эффективность борьбы с коррупцией, создадутся условия для улучшения осуществления предпринимательской деятельности путем мониторинга выполнения органами исполнительной власти плана мероприятий по противодействию нарушениям прав предпринимателей.
В заключение отметим, что положения данного проекта соответствуют обязательствам, которые взяло на себя правительство при подписании Меморандума. Необходимый пакет нормативных актов будет принят уже в ближайшее время новым составом парламента, а институт должен заработать в следующем году.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…