Биться об расклад — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (885) » Биться об расклад

Биться об расклад

Формирование парламентских комитетов и их кадровое наполнение для каждого созыва Верховного Совета Украины было заданием не из легких. Не стала исключением и нынешняя, восьмая каденция. Этот вопрос у новоизбранных народных депутатов вызвал больше дискуссий, чем комплектация нового состава правительства. 4 декабря с.г. практически весь пленарный день парламентарии раскладывали кадровые пасьянсы, причем делали это в кулуарах. О том, насколько сложным был процесс разделения труда, можно было судить по тому, как проходило вечернее пленарное заседание в здании под куполом: аргументы в политическом споре не всегда были только словесными, в ход шли даже кулаки. Не обошлось без традиционных парламентских атрибутов — демаршей и обвинений в нарушении регламентных процедур.

В результате законодатели приняли несколько решений. Во-первых, избрали первого заместителя и заместителя председателя парламента (напомним, что спикера народные депутаты избрали еще в первый день своей работы — 27 ноября с.г. кандидатура Владимира Гройсмана была поддержана 359 голосами). Ими стали Андрей Парубий и Оксана Сыроед соответственно. Примечательно, что впервые в истории украинского парламента место в президиуме заняла женщина.

Во-вторых, парламентарии утвердили структуру (перечень, количественный состав и компетенцию) парламентских подразделений. Всего в Верховном Совете VIII созыва будут работать 27 комитетов, в состав каждого из которых должно входить не менее 11 народных депутатов, но не более 35. Если сравнивать с предыдущим созывом, то в нем тоже было 27 парламентских подразделений, при этом планка относительно численности была значительно ниже. В комитеты должно было входить не менее 9 и не более 30 народных депутатов, при этом выдвигалось условие: не менее одного представителя от каждой депутатской фракции. Сейчас такая оговорка отсутствует.

Если говорить о том, какие изменения произошли в структуре парламентских комитетов, то, помимо номинальных (изменены названия комитетов), были и концептуальные коррективы, затронувшие четыре структурных подразделения. Так, законодатели решили интегрировать Комитет по вопросам верховенства права и правосудия в Комитет по вопросам правовой политики, в итоге получилось новое структурное подразделение — Комитет по вопросам правовой политики и правосудия. А вот другую парламентскую единицу — Комитет по вопросам транспорта и связи, наоборот, решили разделить, создав два комитета: по вопросам информатизации и связи и по вопросам транспорта. 

Следует отметить, что самые кардинальные преобразования коснулись именно правовых комитетов. Напомним, что в прошлом созыве таковых было четыре: кроме упомянутых двух, были еще комитеты по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Именно последнему парламентскому подразделению удалось сохранить свою аутентичность не только в плане названия и фактической компетенции, но и в вопросе председательства. Этот комитет, как и в предыдущем созыве парламента, будет возглавлять Андрей Кожемякин. А вот состав заместителей, как, в принципе, и членов комитета, существенно изменился. Всего в комитете будут работать 19 народных депутатов.

Существенно обновили и «превентивный» комитет — по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Теперь он полностью посвящен борьбе с последней. Новое название комитета — по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. В его состав вошло большинство «выходцев с Майдана» (Борислав Береза, Игорь Луценко, Владимир Парасюк) во главе с главным народным люстратором Егором Соболевым (председатель комитета). Именно этому комитету доверили формирование и реализацию антикоррупционной политики, проведение антикоррупционной экспертизы законопроектов, поданных субъектами права законодательной инициативы, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, правовое регулирование деятельности нового органа досудебного расследования — Национального антикоррупционного бюро и центрального органа исполнительной власти со специальным статусом — Национального агентства по вопросам противодействия коррупции и т.д.

Ну и, наконец, ключевая парламентская реорганизация — укрупнение двух комитетов: правового и судейского. Новый Комитет по вопросам правовой политики и правосудия не только самый многочисленный (в его состав входит 32 народных депутата), но и самый влиятельный. Его компетенцию расширили не только за счет объединения предметов ведения двух комитетов, но и путем предоставления новых полномочий, которыми ранее было наделено другое парламентское подразделение — Комитет по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. В частности, речь идет о вопросах законодательного обеспечения организации и порядка проведения выборов и референдумов, правового статуса Центральной избирательной комиссии и ее членов. Помимо этого, к предметам ведения новосозданного комитета относятся:

— конституционное законодательство;

— внесение изменений в Основной Закон и Конституцию Автономной Республики Крым;

— конституционное судопроизводство; правовой статус Конституционного Суда Украины; статус судей КСУ;

— оценка соответствия законопроектов и проектов других актов парламента Конституции Украины;

— стандарты нормотворческой деятельности и планирования законодательной деятельности Верховного Совета;

— правовой статус Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины и их членов, Государственной судебной администрации Украины;

— судоустройство, статус судей, избрание на должности судей бессрочно, увольнение судей, предоставление согласия на задержание или арест судей и обеспечение деятельности судов;

— исполнение решений Европейского суда по правам человека;

— организация и деятельность органов юстиции, исполнительной службы, нотариата;

— гражданское и административное законодательство; гражданское, хозяйственное и административное судопроизводство (процессуальное законодательство);

— предоставление правовой помощи гражданам, регулирование организации и деятельности адвокатуры;

— судебная экспертиза;

— международный коммерческий арбитраж, третейское судопроизводство, медиация;

— законодательное обеспечение деятельности Президента Украины, Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти;

— статус и деятельность политических партий, общественных объединений.

С учетом такого обширного инструментария этот комитет будет играть первую скрипку по многим реформенным процессам. В первую очередь в вопросах «освящения» законодательного курса реформирования судебной системы и Основного Закона.

При этом главная интрига заключалась в том, кто возглавит данный комитет. Следует отметить, что вначале это место прочили бессменному руководителю комитета по вопросам правосудия Сергею Кивалову (возглавлял соответствующее парламентское подразделение в течение двух предыдущих созывов Верховного Совета: с 2007-го по 2014 год). Но в итоге выбор пал на Руслана Князевича, который является представителем Президента в парламенте. В кулуарах его характеризуют как «человека компромисса» и ранее ему уже доверяли руководство спорными процессами. Скажем, в этом году он был избран председателем Временной специальной комиссии парламента по подготовке законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины. Его первым заместителем избран Леонид Емец (был членом комитета по вопросам верховенства права и правосудия в предыдущем созыве), который, очевидно, будет курировать судейские вопросы. На должности заместителей также избраны Антон Киссе и два представителя юридического бизнеса: Сергей Алексеев (ранее — партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры») и Василий Яницкий (ранее — председатель правления ЗАО «Юридическая фирма «Евротек»).

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Зарубежная практика

Книгу на стол

В фокусе: УПК

Применительный падеж

Государство и юристы

Новости из зала суда

ВХСУ: компания «Лакталис-Украина» не нарушала правила экономической конкуренции

А. Емельянов проиграл иск к судье Хозсуда г. Киева

Государство и юристы

Трудовой клад

Биться об расклад

«Иностранный легион»

Документы и аналитика

Нести свой арест

Документы и аналитика

Новости юридических фирм

МЮФ Integrites защитила в суде интересы британской компании QUICK PAYMENT SYSTEM LTD

О. Ворожбит избрана членом правления Украинской арбитражной ассоциации

Юристы FCLEX отстояли интересы Полтавского ГОКа в Верховном Суде Украины

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила интересы собственника земельных участков в споре с прокуратурой

Документы и аналитика

Исполнительный спор

Зарубежная практика

Заключить уговор

Неделя права

Измерение импульса

Стать полномочной

Негласные содействия

Неделя права

Новости из-за рубежа

В РФ названы «Юристы года»

Италию оштрафовали за свалки

Отрасли практики

Доменная течь

Двоичный ход

Продвижение

Третий рейд

Экспертный ответ

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Украино-германская система

Репортаж

Истинное признание

Дар проведения

Самое важное

Квартирный запрос

Усилительная программа

Правовая форма

Возвращение к компромиссу

Судебная практика

Амортизационные подходы

Арест на марше

Верно обосновать

Гуманная каша

Тема номера

Измените, пожалуйста

Обращение земли

Системный поход

Косвенное включение

Частная практика

Direct по развитию

Совершенствоваться – значит изменяться

Інші новини

PRAVO.UA