Всего за год действия Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» (Закон) накопилась критическая масса замечаний относительно реализации его положений. Кроме того, очевидно явное нежелание отдельных субъектов выполнять его предписания — в том числе путем успешного обжалования «неудобных» норм в Конституционном Суде Украины. Результатом обобщения состояния выполнения антикоррупционного закона и работы по его «усовершенствованию» стал законопроект № 10718, подготовленный народными депутатами, входящими в состав Комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Предложены «точечные» изменения, которые, тем не менее, повлекут весьма важные последствия.
Решением Конституционного Суда Украины № 6-рп/2012 от 13 марта 2012 года был признан не соответствующим Конституции запрет на участие лиц, на которых распространяется деятельность Закона, в общем собрании предприятия или организации, которые имеют целью получение прибыли. КСУ, в частности, установил, что лица, уполномоченные на выполнение функций государства и местного самоуправления, имеют право на приобретение акций (частей, паев) хозяйственного общества, управлять им, принимая участие в общем собрании участников (акционеров), получать дивиденды, информацию относительно деятельности общества, часть его активов в случае ликвидации общества и т.п. Но им запрещается входить в состав органов управления или наблюдательного совета предприятия или организации, в частности, быть председателем или членом наблюдательного совета, исполнительного органа, ревизионной комиссии, ревизором хозяйственного общества, а также председателем или членом другого органа общества, если образование такого органа предусмотрено уставом общества.
Дабы привести Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» в соответствие с упомянутым выше решением КСУ, предложено довольно изящное решение — в соответствующей статье слова «орган управления» заменить на «правление, другие исполнительные органы». Поскольку общее собрание акционеров (участников) является органом управления, но не исполнительным органом хозобщества, коллизия устраняется.
Из перечня специально уполномоченных на борьбу с коррупцией субъектов предлагается исключить налоговую милицию и подразделения внутренней безопасности таможенной службы. Напомним, что специально уполномоченные субъекты непосредственно осуществляют в пределах своей компетенции мероприятия по выявлению, прекращению и расследованию коррупционных правонарушений. Подобное предложение может быть объяснено тем, что, согласно новому УПК Украины, к подследственности налоговых органов не отнесены «коррупционные» преступления.
Как известно, кандидаты на замещение должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления, подлежат специальной проверке. Предложение освободить от такой проверки лиц, находящихся на госслужбе, которые назначаются на новую должность в порядке перевода, вполне обоснованно. Кандидату в таком случае следует устно сообщить, что проверка уже проводилась, а уж компетентный орган сам истребует результаты той проверки.
С учетом правоприменительной практики в Законе может появиться требование в ходе спецпроверки проверять наличие у кандидата гражданства Украины.
Обязанность обнародовать сведения, указанные в декларациях об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, предлагается распространить и на заместителей министра. Предложено и решение порядка обнародования — размещать на официальных веб-сайтах государственных органов, органов местного самоуправления или публиковать в официальных печатных изданиях соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления за счет средств государственного и местных бюджетов соответственно.
При этом сведения относительно регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или серии и номера паспорта гражданина Украины, а также относительно местожительства декларанта и местонахождения объектов, которые приводятся в декларации, предлагается отнести к информации с ограниченным доступом, не подлежащей огласке. Напомним, что с соответствующими инициативами еще в начале прошлого года выступал Совет судей Украины, и были они продиктованы элементарными соображениями безопасности — судье (а впрочем, и любому чиновнику) вполне могли нанести визит «недоброжелатели», узнавшие адрес как раз из опубликованной декларации. Безусловно, информация о месторасположении жилья и иного имущества декларантов представляет значительный общественный интерес (видится, что и правоохранительные органы могли бы в отдельных случаях узнать небезынтересные факты), но предложенное ограничение — вполне логично.
Что касается самой формы декларации, то изменений предлагается всего два.
Первое — лица, претендующие на занятие должностей, связанных с осуществлением функций государства или местного самоуправления, в отношении которых проводится спецпроверка, смогут не указывать сведения о членах семьи. Второе — в соответствующей графе декларации предлагается вместо «суммы денег на счетах в банках и других финучреждениях» указывать «сумму вкладов». В соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» вклад (депозит) — это средства в наличной или в безналичной форме, в валюте Украины или в иностранной валюте, которые размещены клиентами на их именных счетах в банке на договорных принципах на определенный срок хранения или без указания такого срока и подлежат выплате вкладчику в соответствии с законодательством Украины. То есть средства, аккумулированные, например, на поточных счетах, не будут подлежать декларированию. Поскольку вклады по украинскому законодательству — «именные», — то средства на неперсонифицированных (номерных) счетах также можно не декларировать. Кроме того, из декларации фактически исключаются финучреждения — ведь участие в кредитном обществе или передача средств компании по управлению активами «вкладом», строго говоря, не является, в лучшем случае — «взносом».
Этим же законопроектом предусматривается расширение полномочий профильного комитета — все зарегистрированные в парламенте законопроекты предлагается подвергать антикоррупционной экспертизе, которую поручат, конечно же, комитету. Ныне законопроекты подлежат обязательному экспертному рассмотрению в бюджетном и регламентном комитетах, а также в комитете по вопросам евроинтеграции.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…