Безопасность в нарушение чьих-либо прав и свобод? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (480) » Безопасность в нарушение чьих-либо прав и свобод?

Безопасность в нарушение чьих-либо прав и свобод?

Государственный надзор за правопорядком — одна из тех отраслей, которая напрямую затрагивает права и свободы человека. А в случае если речь идет о национальной безопасности, то соблюсти интересы всех сторон, в частности государства в лице уполномоченных органов и отдельных граждан, практически невозможно. Таким образом, в условиях политической нестабильности, когда государственные органы с особым усердием следят за национальной безопасностью, чаще всего можно услышать нарекания на то, что государство для достижения вышеуказанной цели использует даже те способы, которые по всем признакам не являются допустимыми. Собственно говоря, именно такая ситуация сложилась у одного из журналистов, который занимался освещением президентских выборов на Украине в 2004 году. Его личность, а также некоторая информация о нем проверялась уполномоченными органами, что стало основанием, по мнению журналиста, для обращения в суд за защитой своих прав.

Итак, в сентябре 2005 года гр-н К. обратился в суд с иском к Генеральной прокуратуре Украины, в котором просил признать незаконными действия Генеральной прокуратуры Украины по выяснению его персональных данных (конфиденциальной информации) относительно имущественного состояния, принадлежности к гражданству Канады и его журналистской деятельности.

Обосновывая свои требования, истец указывал, что в нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав и основоположных свобод человека, статьи 32 Конституции Украины, статей 3, 23, 31, 47, 48 Закона Украины «Об информации» ответчик при проверке сведений, изложенных в обращении народного депутата Украины, направил поручение прокуратуре г. Киева о выяснении конфиденциальной информации относительно него. Истец счел, что такими действиями грубо нарушены его права и свободы, гарантированные Конституцией Украины.

Постановлением Печерского районного суда г. Киева от 13 октября 2005 года в удовлетворении иска гр-ну К. было отказано. Постановлением Апелляционного суда г. Киева от 16 декабря 2005 года решение районного суда было оставлено без изменений. Не соглашаясь с указанными судебными решениями, гр-н К. направил кассационную жалобу, в которой просил их отменить и постановить новое решение об удовлетворении его исковых требований. При этом в жалобе указывается на нарушение судами норм материального права.

Коллегия судей Высшего административного суда Украины посчитала, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит на следующих основаниях. Отказывая в удовлетворении иска, суд как первой, так и апелляционной инстанции полно установили действительные обстоятельства дела, а также определили спорные правоотношения и нормы материального закона, который их регулирует.

Так, судами установлено, что в июне 2005 года в Генеральную прокуратуру Украины поступило обращение народного депутата Украины гр-на Х. относительно распространения в еженедельнике «2000» материалов, которые, по мнению автора обращения, разжигали межнациональную вражду и содержали явно недостоверную информацию о ходе избирательного процесса по выборам Президента Украины в 2004 году и по другим вопросам. Во исполнение требований Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» Генеральная прокуратура Украины поручила прокуратуре г. Киева проверить сведения, изложенные в обращении, в части законности государственной регистрации еженедельника «2000» и изучить результаты проведенного Книжной палатой Украины анализа публикаций в упомянутом еженедельнике, автором которых является истец. Также прокуратуре г. Кие­ва было поручено по результатам указанной проверки принять решение в соответствии со статьей 97 Уголовно-процессуаль­ного кодекса Украины. В соответствии со статьей 23 Закона Украины «Об информации» информация о лице — это совокупность документированных данных или публично заявленных сведений о лице. Основными данными о лице являются его национальность, образование, семейное состояние, религиозная принадлежность, состояние здоровья, а также адрес, дата и место рождения. Источниками документированной информации о лице являются выданные на его имя документы, подписанные им документы, а также сведения о лице, собранные государственными органами ­власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. Законодательством запрещается сбор информации о лице без его предварительного согласия, за исключением случаев, преду­смотренных законом. Статьей 30 этого же Закона определено, что конфиденциальная информация — это сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию на предусмотренных ими условиях.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» народный депутат как представитель государственной власти в случае нарушения прав, свобод и интересов человека и гражданина, охраняемых законом, и других нарушений законности имеет право на месте требовать немедленного прекращения нарушения или обращаться с требованием к соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям предприятий, учреждений и организаций прекратить такие нарушения. В случае нарушения законности народный депутат Украины может обратиться с депутатским обращением к соответствующим должностным лицам правоохранительных органов или органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в соответствующей области. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций, а также работники правоохранительных органов, к которым обращено требование народного депутата о прекращении нарушения законности, обязаны немедленно принять меры относительно устранения нарушения, а при необходимости — привлечь виновных к ответственности с последующим информированием об этом народного депутата. В случае непринятия мер по устранению нарушения должностные лица несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в установленном законом порядке.

Согласно статье 20 Закона Украины «О прокуратуре» (в редакции от 12 июля 2001 года), при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор, в частности, имеет право беспрепятственно, в случае предъявления удостоверения, подтвержда­ющего занимаемую должность, входить в помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, в военные части, учреждения без особых пропусков, если таковые внедрены; иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и содержащим коммерческую тайну или конфиденциальную информацию; письменно требовать представления в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе относительно операций и счетов юридических лиц и других организаций, для разрешения вопросов, связанных с проверкой. Статьей 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины предусмотрено, что прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны принимать заявления или уведомления о совершенных или готовящихся преступлениях, в том числе по делам, не находящимся в их ведении. По заявлению или сообщению о преступлении прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны не позднее трехдневного срока принять одно из определенных этой статьей решений. Когда необходимо проверить заявление или сообщение о преступлении до возбуждения дела, такая проверка осуществляется прокурором, следователем или органом дознания в срок не более 10 дней путем сбора пояснений от отдельных граждан или должностных лиц или истребования необходимых документов.

Таким образом, судами был сделан правильный вывод, что такие действия ответчика осуществлялись в соответствии с требованиями законодательства и при этом не было допущено нарушений прав и свобод гр-на К., поскольку доказательств направления прокуратуре г. Киева поручений относительно выяснения конфиденциальной информации о лице истца представитель гр-на К. не предоставил, в материалах дела таких доказательств также не содержалось. Исходя из приведенного, судом первой инстанции было правомерно отказано в удовлетворении иска и суд апелляционной инстанции обосновано с этим согласился.

Учитывая изложенное, коллегия судей считает, что обжалуемые судебные решения постановлены в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, нарушений указанных норм при рассмотрении дела судами допущено не было. Доводы кассационной жалобы сделанных судами выводов не опровергают, а потому оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных решений суд не нашел.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Хозяйственные суды стали более востребованы

Деловая практика

Как отчуждать недвижимость

Согласованные, но не вредные

Законодательная практика

Перспективы «недостроя»

Комментарии и аналитика

Законодательная борьба со спамом

Принудительная ликвидация

Неделя права

Кто защитит Президента?

АМКУ подвел итоги 2006 года

1 + 1 = 2… судебных дела

Все — под крыло Минюста

Чтобы другие боялись…

Реестр событий

Правовая «конфронтация»

Админюстиция: ответ оппонентам

ПАСЕ готовит отчет!

Судебная практика

Безопасность в нарушение чьих-либо прав и свобод?

Судебные решения

О некоторых правилах увольнения сотрудников

Об особенностях установления права на научную пенсию

О реорганизации и ликвидации предприятий и их последствиях для сотрудников

Тема номера

Проблемы исполнения решений суда

Трибуна

Прокурор в хозяйственном процессе

Частная практика

Кадры решают все…

Юридический форум

Итоги олимпиады юридических клиник

Финал международного конкурса для студентов

Інші новини

PRAVO.UA