6 июня с.г. в Верховном Совете Украины был зарегистрирован проект Закона Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины» (Законопроект). В соответствии с пояснительной запиской Законопроект разработан с учетом Национального плана действий на 2012 год относительно внедрения Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Богатое общество, конкурентная экономика, эффективное государство», утвержденной Указом Президента Украины от 12 марта 2012 года № 187/2012, статьи 2 Протокола о присоединении Украины к Договору о создании Энергетического сообщества, ратифицированного Законом Украины № 2787-VІ от 15 декабря 2010 года.
Основной целью принятия данного Закона заявлена либерализация Оптового рынка электрической энергии Украины и создание эффективной конкурентной среды на рынке электрической энергии с учетом основных требований законодательства ЕС.
Внесение в законодательный орган данного Законопроекта можно назвать практическим началом реформирования рынка электрической энергии Украины, который существует с 1996 года в виде модели одного покупателя-продавца. Еще в 2002 году Кабинет Министров Украины принял Концепцию функционирования и развития Оптового рынка электрической энергии. В этом документе были задекларированы теоретические предпосылки и общий план перехода оптового рынка электрической энергии Украины на модель рынка двусторонних договоров с балансирующим рынком. Тогда планировалось завершить этот переход на новую модель энергорынка на протяжении пяти лет, то есть до 2007 года. Однако принятые планы не были реализованы, а сама реформа энергорынка перешла в стадию разговорного жанра. Старт реформы в электроэнергетическом секторе экономики именно сейчас имеет две причины: необходимость выполнения международных обязательств и желание частного инвестора в получении большей экономической свободы и внедрении более доскональной экономической структуры функционирования на рынке электроэнергии.
Итак, как изменится рынок электрической энергии после принятия указанного Закона?
Во-первых, оптовый рынок электрической энергии прекращает свое существование. То есть модель одного покупателя-продавца, где ключевую роль играло государственное предприятие «Энергорынок», заканчивает свою историю. Вместо него возникает рынок электрической энергии с тремя основными сегментами: рынок двусторонних договоров, рынок на сутки вперед и балансирующий рынок.
Рынок двусторонних договоров предполагает заключение прямых договоров между производителем и потребителем. Как правило, здесь подразумевается заключение договора на длительное время. Ценовой сегмент в данном рынке считается самым низким.
Рынок на сутки вперед предполагает проведение торгов на сутки вперед. То есть любой производитель электрической энергии имеет право участвовать в работе этого рынка, подавая свои заявки со свободными конкурентными ценами до установленного часа «Х», за сутки до дня отпуска в объединенную энергосистему заявленного объема электрической энергии. Таким же образом может участвовать в работе данного рынка и поставщик электрической энергии. Функцию оператора рынка на сутки вперед будет выполнять публичное акционерное общество «Рынок на сутки вперед», которое создается государством на базе имущества ГП «Энергорынок». Предполагается, что ценовой сегмент на рынке на сутки вперед будем средним, между ценой рынка двусторонних договоров и ценой на балансирующем рынке.
Балансирующий рынок — это рынок в режиме онлайн, то есть с точки зрения купли-продажи электрической энергии, сегодня на сегодня. На данном рынке будет самая высокая цена, и он фактически будет дополнять недостаток объемов электрической энергии, реализованной на рынке двусторонних договоров и рынке на сутки вперед. В случаях, установленных правилами рынка, участниками балансирующего рынка в обязательном порядке будут производители, поставщики электрической энергии.
Законопроектом также предполагается внедрение рынка вспомогательных услуг, целью которого является обеспечение системного оператора средствами для поддержания баланса в объединенной энергосистеме страны и рынка доступа к пропускной возможности межгосударственных электрических сетей для осуществления экспорта-импорта электрической энергии. Отдельным сегментом в Законопроекте выделен розничный рынок электрической энергии, целью которого является обеспечение потребностей потребителей в электрической энергии надлежащего качества в условиях добросовестной конкуренции энергопоставщиков с соблюдением требований по качеству предоставляемых услуг.
Указанным Законопроектом предполагается существенное расширение договорной деятельности на рынке электрической энергии со значительным увеличением количества видов договоров, которые до сегодняшнего дня были неизвестны в нашей стране.
Одной из наиболее спорных и неоднозначных статей Законопроекта является статья 24, которая регулирует проведение расчетов на рынке электроэнергии. Проблема состоит в том, что данной статьей предполагается создание Фонда распределения ценового дисбаланса. Например, на сегодняшний день тарифы для населения за потребленную электрическую энергию являются нерентабельными. То есть население платит меньше, чем стоит товар. При нынешней модели рынка эта проблема решается путем перекрестного субсидирования. Промышленность платит не только за себя, но и за население. В связи с этим у нас дорожает себестоимость товаров, отсюда — невозможность конкуренции по многим сегментам с товарами европейского производства.
Одной из целей либерализации рынка электроэнергии является не только развитие конкуренции, но и устранение системных проблем, существующих в данный момент, а именно: устранение перекрестного субсидирования и усовершенствование тарифообразования с приведением его к рентабельным нормам. Но предложенная конструкция Фонда в Законопроекте не решает этих системных проблем. Много вопросов возникает также относительно процедуры создания данного Фонда, его участников, структуры управления и механизмов функционирования. Поэтому с большой вероятностью можно сказать, что в предложенном виде статья принята не будет, поскольку она требует существенной доработки.
В заключении нужно отметить, что любая реформа предполагает существенное улучшение той сферы, которая реформируется. Необходимость проведения реформ всегда поясняется наличием системных проблем, которые в ситуации статус-кво решить невозможно. Именно такая ситуация на сегодняшний день в электроэнергетическом секторе экономики нашей страны. Модель единого покупателя-продавца выполнила свою главную задачу — достигла того уровня, когда ГП «Энергорынок» обеспечивает стопроцентный сбор денежных средств за проданную электрическую энергию. Но когда решилась одна проблема, в отрасли появилась новая — несовершенное ценообразование привело к перекрестному субсидированию. Именно эту проблему в первую очередь и должна решить стартовавшая реформа на рынке электрической энергии Украины. Из самого текста Законопроекта не усматривается быстрого и эффективного решения. Как будет на самом деле — покажет время.
Полищук Олег — адвокат, г. Киев
Татьяна Тарасюк,
заместитель директора по правовой поддержке AES Украина
Предложенное Законопроектом реформирование оптового рынка электрической энергии Украины предусматривает создание нормативной базы деятельности на рынке для стимулирования привлечения инвестиций в системы производства, передачи и снабжения электроэнергии и обеспечения стабильных и бесперебойных поставок электроэнергии путем внедрения конкуренции на рынке. Положениями Законопроекта устанавливаются гарантии независимости электрораспределительных предприятий путем отделения функций передачи и поставки электроэнергии.
Переходными положениями Законопроекта предусмотрены условия, необходимые для устойчивого функционирования энергетической системы Украины на период реформирования и окончательной либерализации рынка электрической энергии Украины.
Необходимо отметить, что в настоящее время в Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины находится второй проект Закона Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», который был разработан НКРЭ. Хотя законопроекты схожи, есть существенные отличия, поэтому говорить о будущем рынке до принятия одного из двух законов пока рано.
Уже на первый взгляд Законопроект наталкивает на множество вопросов без ответов, например:
— каким образом будет решена проблема дотаций — из проекта усматривается создание Фонда, который будет распределять дисбаланс стоимости;
— будут ли установлены ограничения для поставщиков электроэнергии на структуру покупаемой электроэнергии;
— как регулятор будет регулировать срок действия двухсторонних договоров;
— как защищены интересы бытовых потребителей в случае банкротства гарантирующего поставщика и др.
Мы изучаем Законопроект, участвуем в рабочих группах и уже озвучили несколько моментов, требующих особого внимания. Основные из них:
— при применении алгоритма, который прописан в Законопроекте, существует риск недоплаты передающим компаниям;
— в случае продажи электроэнергии генерацией по двусторонним договорам по заниженной цене Фонд не сможет справиться с расчетами.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…