Начало этого года ознаменовалось вступлением в силу долгожданных изменений по упрощенной системе налогообложения в Налоговый кодекс (НК) Украины.
Однако процедура перехода на упрощенную систему налогообложения для лиц, изъявивших намерение стать плательщиками единого налога с 1 января с.г., оказалась весьма несовершенной и дала простор для злоупотреблений со стороны налоговых органов.
Порядок такого перехода установлен разделом II Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» № 4014-VI от 4 ноября 2011 года (Закон № 4014).
Так, согласно требованиям подпункта «г» пункта 5 главы II Закона № 4014, субъекты хозяйствования, принявшие решение с 1 января с.г. перейти на упрощенную систему, должны были подать соответствующее заявление не позднее 25 января 2012 года.
В то же время подпунктом «а» указанной статьи Закона № 4014 было определено, что выданные свидетельства об уплате единого налога и патента об уплате фиксированного налога за 2011 год являются действительными до получения свидетельства плательщика единого налога, но не позднее чем до 1 июня с.г.
Анализ положений главы 1 раздела XIV НК Украины дает основания для вывода, что подача лицами соответствующего заявления в установленные законом сроки, при формальном соответствии положениям статьи 291 НК Украины, устанавливающей требования к плательщикам единого налога, не обеспечивает автоматического вступления в статус плательщика единого налога. Такой статус, в силу требований подпунктов 294.3, 294.4, 298.1.2 НК Украины, приобретается лицом только путем его государственной легализации — выдачи налоговым органом свидетельства плательщика единого налога.
Налоговый орган в течение 10 календарных дней со дня подачи лицом заявления должен осуществить выдачу свидетельства плательщика единого налога или принять решение об отказе в его выдаче (пункты 299.5 и 299.8 статьи 299 НК Украины).
Однако по состоянию на апрель с.г. участились случаи, когда налоговые органы вообще не предоставляют предпринимателям ни старого свидетельства с соответствующей отметкой (письмо ГНСУ от 17 января с.г. № 1447/7/15-2217), ни отказа в его выдаче, чем созданы основания для правовой неопределенности налогового статуса предпринимателей.
Поэтому, даже обладая свидетельством плательщика единого налога за 2011 год (однако без отметки налогового органа), субъекты не могут быть уверены, что они продолжают оставаться плательщиками единого налога и в этом году. Таким образом, по состоянию на 1 июня с.г., налогоплательщики, находящиеся на общей системе налогообложения, могут даже не заметить, что в действительности нарушали правила налоговой отчетности и учета, в том числе и применения РРО. Как следствие, такое незнание может стать основанием для применения соответствующих санкций.
Учитывая, что в налоговых отношениях не действует принцип «молчаливого согласия», уверение субъектов о нарушении налоговыми органами порядка вынесения решения об отказе в выдаче свидетельства вряд ли будет принято судебными органами в качестве основания для освобождения от ответственности. Поэтому мы советуем плательщикам единого налога обратиться с запросами в органы государственной налоговой службы относительно собственного налогового статуса.
ГЕТМАНЦЕВ Данил — почетный президент ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…