Бес цензуры — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (1075) » Бес цензуры

Бес цензуры

Согласно новому законопроекту, субъект избирательного процесса не может использовать социальную рекламу в агитационных целях

В последнее время часто можно наблюдать рекламу социального характера, когда органы власти отчитываются перед народом о своих достижениях, информируют украинских граждан об их правах и обязанностях, призывают к определенным действиям. Такая реклама способна влиять на общественное сознание и поведение, поэтому ее использование требует надлежащего контроля. С целью урегулирования вопросов распространения социальной рекламы на телевидение и радио председателем комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информационной политики Викторией Сюмар был подан законопроект № 8616 от 16 июля 2018 года.

 

Определить и отделить

Закон Украины «О рекламе» (статья 1) определяет социальную рекламу как информацию, которая направлена на достижение общественно полезных целей, популяризацию общечеловеческих ценностей и цель распространения которой не состоит в получении прибыли.

Ознакомившись с законопроектом, можно сделать вывод, что его цель — не допустить ситуацию, когда под маской социальной рекламы органы власти могут осуществлять предвыборную агитацию.

Так, в законопроекте отмечено, что социальная реклама не должна побуждать избирателей голосовать за или против определенного субъекта избирательного процесса. Исходя из этого, социальная реклама, распространяемая по заказу органа государственной власти или органа местного самоуправления, их должностных лиц, не должна содержать информацию, способствующую формированию и поддержанию осведомленности, интереса к определенной политической партии, избирательному блоку, их программам, соглашениям, политическим мероприятиям, которые ими проводятся или поддерживаются. Соответственно реклама, содержащая вышеуказанную информацию, не может считаться социальной.

Интересно, что по материалам «Википедии» также нельзя считать социальной рекламой личное обращение к гражданам (президента в том числе), поскольку это является агитацией в пользу такого лица. Но законодатель подобное явление не относит ни к агитации, ни к социальной рекламе. Согласно Закону Украины «О выборах Президента Украины», официальные сообщения в период избирательного процесса о действиях кандидатов на пост Президента Украины, связанные с исполнением ими должностных (служебных) полномочий, не относятся к предвыборной агитации. При этом такие официальные сообщения не должны содержать комментарии агитационного характера. Подобная норма отображена и в Законе Украины «О выборах народных депутатов Украины».

Автор законопроекта также не относит к агитации информацию об освещении государственных бесплатных программ, направленных на защиту государственности, общественного порядка, повышение обороноспособности государства, и предлагает считать такую информацию социальной рекламой.

И все же информация о том, является реклама социальной или политической, должна быть донесена до ее аудитории. Поэтому законопроект предлагает четко указывать, что реклама социальная, и отделять ее от других программ и передач. Важность определения рекламы как социальной обосновывается еще и тем, что распространение социальной рекламы осуществляется с использованием льгот.

 

Временное явление

Анализ статьи 57 Закона Украины «О выборах Президента Украины» (сроки проведения предвыборной агитации) позволяет прийти к выводу, что предвыборная агитация проводится только в период избирательного процесса, вопрос проведения агитации до начала избирательного процесса, как и вопрос распространения политической рекламы (одной из форм агитации), остался вне поля зрения законодателя.

Таким образом, можно предположить, что сегодня в случае, если социальная и другая реклама, имеющая агитационные мотивы, распространяется не в период избирательного процесса, обвинить заказчика такой рекламы в незаконной агитации нет оснований.

 

Анонимность

Следующее требование законопроекта к социальной рекламе — она не должна содержать указания на фамилии, имена, отчества физических лиц. Как пример, можно вспомнить ролики, в которых говорилось о достижениях Генеральной прокуратуры Украины. Все они заканчивались словами: «Исполняем закон, устанавливаем справедливость. Юрий Луценко». СМИ оценили такую рекламу как откровенное расхваливание Юрия Луценко. Возможно, именно во избежание подобных случаев была предложена данная норма.

Действующий Закон Украины «О рекламе» в статье 12 вопрос упоминания физических лиц регулирует следующим образом. Так, не может считаться социальной реклама, содержащая ссылки на определенный товар или его производителя, на рекламодателя, а также на объекты права интеллектуальной собственности, принадлежащие изготовителю товара или рекламодателю такой рекламы.

Сравнив эту норму с предложенной законопроектом, можно сделать вывод, что Закон Украины «О рекламе» допускает возможность упоминания в социальной рекламе физических лиц, которые не являются непосредственными рекламодателями, но заинтересованы в такой рекламе.

 

Орган контроля

Проверять, преследует реклама социальные или иные цели, согласно законопроекту, должен будет Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания (Национальный совет).

Так, в случае если рекламодателем социальной рекламы выступают органы государственной власти или органы местного самоуправления, их должностные лица, получение вывода Национального совета о соответствии аудиовизуальной информации требованиям законодательства к социальной рекламе обязательно. Распространение такой рекламы при отсутствии положительного вывода Национального совета будет запрещено.

Обратиться в Национальный совет сможет любой рекламодатель или распространитель социальной рекламы, если усомнится в том, что реклама является действительно социальной. В случае получения негативного вывода Национального совета распространение такой рекламы будет запрещаться.


Экспертное мнение

Необходимо сотрудничество

Игорь БАБИЙ, председатель правления общественной организации «Ассоциация заказчиков и производителей социальной рекламы в Украине»

Законопроект № 8616 актуален, поскольку вводит цензуру информации, содержащейся в социальной рекламе, определяя, является ли она действительно социальной. В тексте законопроекта и в пояснительной записке к нему говорится, что он расширяет круг понятий, актуальных при избирательном процессе. А что же приходится наблюдать во время выборов в Украине? Во время выборов в Украине происходит политическое шулерство, соответственно, очень часто под видом социальной рекламы размещается информация в интересах третьих лиц, так называемый пиар. Если сейчас такой пиар не контролируется, то в случае принятия законопроекта этот вопрос получает регулирование. Но все зависит от добросовестности и компетенции регулятора. Во-первых, оценка «свой» или «чужой» зависит от его предпочтений, в том числе политических. Если говорить о том, что регулятором выступит орган государственной власти, есть основания полагать, что он будет регулировать этот рынок так, как ему выгодно. Во-вторых, сможет ли регулятор отличить социальную рекламу от другой информации, зависит от его компетенции. Как пример, сейчас поздравление с праздниками от органов государственной власти принято считать социальной рекламой, де-юре это так, но не по своему духу. Социальная реклама в первую очередь должна мотивировать.

По своей сути социальная реклама не что иное, как пропаганда. Мы прекрасно видим, как в мире работает пропаганда в интересах людей, государства как в положительном, так и в отрицательном смысле. Это важно, но у нас нет хорошего закона о социальной рекламе. Это обязательно должен быть отдельный закон, проект которого нужно разработать парламентариям в сотрудничестве с экспертами в социальной рекламе. В первую очередь в таком законе должно быть четко определено, что является социальной рекламой и кто выступает участником рынка социальной рекламы. Закон должен быть справедливым и в интересах общества.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Домашний подопечный

Акцент

Специально для ВАС

Государство и юристы

Капитальный ремонт

Бес цензуры

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

В ЕС анонсировали новые правила предоставления гражданства

Суд ЕС озвучил позицию насчет использования фотографий, найденных в интернете

Государство и юристы

Люди высокого остатка

Оценить участок

Документы и аналитика

С цепью защиты

Конспект

СМИрный договор

Новости законотворчества

Судебная практика

Предложен алгоритм решения проблемы задолженности по решениям судов

Инициирован проект закона об общественном контроле за деятельностью органов власти

В законодательстве может появиться новый термин — «политическая коррупция»

Новости из Евросуда

Отрасли практики

Отсутствие реального исполнения судебного решения о визитах к ребенку нарушает статью 8 Конвенции

Вызов в суд посредством общественного уведомления может быть недостаточным для обеспечения права на справедливый суд

Новости из зала суда

Судебная практика

Верховный Суд встал на сторону ВККС в споре с судьей, который не прошел квалификационное оценивание

Верховный Суд высказался по поводу назначения дополнительного срока для принятия наследства

Новости юридических фирм

Частная практика

Адвокат Елизавета Герасименко назначена на должность в Администрацию Президента Украины

CMS предоставила юридические консультации в связи с инвестированием в солнечные электростанции

Юрфирмы Asters и «ЕПАП Украина» анонсировали объединение

Interlegal сопроводил взыскание долга

ЮФ Aequo защитила интересы телевизионных производственных компаний группы «Пилот»

МЮФ DLA Piper консультирует Pegasus Aviation VI по вопросу лизинга самолета Boeing компании Azur Air Ukraine

Отрасли практики

Пересеченная уместность

Выходное пособие

Реформенный беспорядок

Переходные положения

Явный вред

Данные свыше

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

В высшей степени

Аргументы по факту

Судебные требования

Судебная практика

По секрету всему Совету

Портовые споры

Тема номера

Злоключения эксперта

Бесполезная модель

Исправить ОПИСку

Трибуна

Нивелирная работа

Частная практика

Творческое объединение

Інші новини

PRAVO.UA