Баночная игра — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Баночная игра

Рубрика Тема номера
Этот год будет иметь решающее значение 
для трансформации европейских банков
и их адаптации к новым условиям игры

Регуляторные реформы держат банковский сектор ЕС в тонусе. Повышение требований к верификации клиентов в рамках комплекса мер по борьбе с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, или «отмыванием денег» (AML — Anti Money Laundering), актуализация подходов к управлению рисками и исчислению резервов в рамках внедрения системы новых банковских стандартов, разработанных Базельским комитетом по вопросам банковского надзора при Банке международных расчетов (Базель 4), новые Технические стандарты Европейской комиссии для использования облачных технологий и, наконец, новые Технические правила для повышения безопасности удаленных платежей.

Эти внутренние перемены проходят в интересном контексте. Brexit повлечет за собой серьезные инфраструктурные изменения, которые способны дать толчок к развитию европейских операторов. Соседство с инновационным азиатским рынком может подсказать новый формат конкуренции между банковским сектором и GAFA (название, используемое для описания четырех транснациональных технологических компаний Google, Amazon, Facebook и Apple).

Brexit и рынок ЕС

2019 год будет иметь решающее значение для трансформации европейских банков и их адаптации к новым условиям игры. Эти новые условия вызваны парадоксом. Глобальные регуляторные подходы и их универсальность призваны оптимизировать движение капитала в мировом масштабе. Финансовые инструменты и денежные средства могут обращаться с максимальной скоростью с одного конца планеты в другой. При этом, разумеется, речь идет о «чистых» средствах, идущих на «правильные» цели. Для этого необходимо, чтобы на обоих концах было приблизительное одинаковое понимание организации и, главное, контроля их приема и отправки. Однако даже эта глобальная цель подчиняется суверенным интересам отдельных финансовых рынков.

Соглашение о выходе Соединенного королевства из ЕС и Евроатома, подписанное в Брюсселе 25 ноября прошлого года, предполагало переходный период до июня 2020 года для принятия необходимых решений об эквивалентности регулирования рынка финансовых услуг. 15 января текущего года британский парламент проголосовал против ратификации указанного соглашения, что может означать несколько вариантов дальнейшего развития событий, один из которыхсценарий no deal. При этом сценарии финансовые учреждения Великобритании будут автоматически отнесены к учреждениям из третьих стран после 29 марта нынешнего года.

В любом случае упомянутые соглашения об эквивалентности режима не стали бы полноценной заменой так называемого европейского паспорта, обеспечивающего свободу предоставления банковских и значительной части финансовых услуг во всех странах ЕС на основании национальной лицензии. Более того, Лондону, согласно позиции национальных регуляторных соглашений об эквивалентности, не позволят сохранить инфраструктурные предприятия системного значения, где, как известно, расположены самые крупные клиринговые компании. В своих комментариях регуляторы объясняют это необходимостью обеспечить техническую независимость финансового рынка ЕС.

Готовясь к сценарию no deal, страны ЕС должны будут в срочном режиме урегулировать такие насущные вопросы, как выполнение сделок, заключенных до указанной даты на основании европейского паспорта, действие которого прекратится, как только она наступит. К примеру, французский вариант предполагает, что договоры последовательного выполнения (например, трейдинговые услуги на основании долгосрочного мандата) или договоры, предполагающие новацию обязательства (например, кредитные договоры с последующим изменением тела кредита), должны быть переданы для дальнейшего выполнения либо европейским учреждениям, либо филиалам британских учреждений в странах ЕС, получивших полноценную национальную лицензию.

Безусловно, для европейских банков (особенно инвестиционных) это означает перенос трейдинговых бэкофисов с Туманного Альбиона на континент. Позитивный аспект такого вынужденного шага следует усматривать в возможности стать ближе к клиенту и регулятору, лучше реагировать на континентальный инвестиционный рынок, который все же существенно отличается от британского. Несмотря на первостепенные организационные издержки, это отличный повод пересмотреть и оптимизировать многие производственные процессы и обновить технологическую поддержку бэкофиса, в том числе и за счет аутсорсинга ряда функций.

Выход Великобритании из Евросоюза означает также и прекращение автоматического исполнения судебных решений английских судов на основании Регламента Европейского Совета (ЕС) 2201/2003 (Брюссель ІІ bis). Таким образом, привязка к английской юрисдикции и, соответственно, применение английского права может утратить свою актуальность для значительной части сделок OTC deal (внебиржевая сделка (over the counter) — сделка с финансовым инструментом (акция, облигация, депозитарная расписка), заключенная сторонами напрямую, а не через биржу). Соответственно, можно ожидать и смены системы применимого права в пользу континентального, например французского.

Brexit и сектор FinTech

Brexit, естественно, означает выход не только для традиционных игроков, но и для британских FinTech-компаний, занимающих львиную долю на рынке финансовых инновационных продуктов ЕС. Британские FinTech-компании смогут естественно получить необходимые лицензии в одной из стран ЕС и пользоваться европейским паспортом либо продать решение европейским коллегам или банкам. Так континентальные банки смогут использовать момент для укрепления своей инфраструктуры, а континентальные FinTech-компании — для увеличения доли рынка.

В данном контексте значительный эффект на конфигурацию рынка платежных услуг может иметь вступление в силу Технических стандартов ко II Директиве ЕС 2015/2366 о платежных услугах на внутреннем рынке. Ожидается, что данный документ выведет на новый уровень взаимодействие между держателями счетов (традиционно, банками) и провайдерами смежных услуг (услуг по инициированию платежей и предоставлению консолидированной информации о счетах). В частности, провайдеры получат официальный статус в пределах ЕС (и соответственно, закрепление европейского паспорта), а банки обязуются обеспечить защищенный доступ к клиентским платежным данным посредством технологии API, призванной полностью заменить технологию web scraping, безопасность которой вызывает сомнения у рынка и регуляторов.

Китайские операторы
в Европе

Китай с его огромным растущим рынком финансовых услуг остается все еще достаточно закрытым для иностранных компаний, доля которых составляет всего лишь 1,3 % и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. При этом ответ эвропейского рынка более прагматичен и ориентирован на максимальный охват потребностей клиентов, усиление конкурентного давления и, возможно, в некоторой степени на тестирование новых решений, которые используются внутренними операторами в более скромном масштабе. К примеру, китайская платформа WeChat с ноября 2017 года поддерживается сервисами французской торговогой сети Galeries Lafayette благодаря партнерству с Vеrifone и BNP Paribas.

Так, китайские (и другие азиатские) операторы платежных и других финансовых услуг активно применяют модель платформ. Создав полноценную «экосистему» совместимых между собой мобильных приложений для заказа и оплаты услуг ежедневного потребления (например, услуг медицинского характера, общественного питания, транспортных услуг), операторы могут получили доступ к обширному кругу персональных данных клиентов.

Данная модель используется, например, компанией Ant Financial, входящей в группу Alibaba и управляющей платформой Alipay. Очевидно, что данный подход соответствует ожиданиям клиентов относительно минимальной сегментации финансовых и максимальной — платежных услуг. Оптимизация времени и единый центр управления затратами дают видимость остатка, то есть в конечном счете стимулируют накопление сбережений и инвестиций.

Другой интересный пример этой модели — «экосистема» по типу платформы WeChat (компания Tencent), которая позволяет с помощью электронного кошелька совершать простые, но необходимые ежедневные операции: разделить счет за ресторан между друзьями, оплатить аренду и т.п.

Банковские платформы vs GAFA

Популярность этих моделей объясняется, прежде всего, ограниченным доступом населения Китая к традиционным банковским услугам. Европейский рынок другой: банки исторически покрывают платежный сектор и поспешили в свое время адаптировать свои продукты к электронной коммерции.

Однако на волне закрытия банковских отделений и максимального переноса отношений между банком и клиентом в режим online масштабные мультиплатформы, обслуживаемые именно банковскими платежными системами, могут быть эффективным решением. Вероятность такого сценария повышается также и тем, что банкам намного проще ориентироваться и адаптировать свои модели к интенсивному регуляторному полю.

Конечно же, такой подход способен усилить концентрированность этого рынка и повысить долю банков. С большой вероятностью, конкурентные ведомства встретят такую перемену весьма благосклонно. Объяснением их толерантности может послужить то, что такая конфигурация рынка платежных услуг способна стать конкурентной альтернативой «экосистеме» GAFA.

Вместо заключения

Пожелание жить в эпоху перемен в китайской культуре имеет негативное значение. Однако для юристов перемены — это нечто другое. Пройти перемены вместе с клиентом и отыскать в них скрытые возможности, став частью совместной истории успеха, — это мое пожелание украинским коллегам в новом 2019 году.

ИВАНИЦКАЯ Наталия адвокат De Gaulle Fleurance et Associеs, г. Париж (Франция)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA