Автотранспортные новеллы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (434) » Автотранспортные новеллы

Автотранспортные новеллы

До недавнего времени правовое регулирование сферы автомобильных перевозок осуществлялось на Украине на основании норм Закона «Об автомобильном транспорте» от 5 апреля 2001 года. Несмотря на то что данный документ был принят не так давно, многие его положения не соответствовали особенностям организации автомобильных перевозок на современном этапе, и к тому же Закон оставлял значительное количество пробелов в правовом регулировании вышеуказанной сферы. 7 апреля с.г. вступили в силу изменения в Закон Украины «Об автомобильном транспорте», которыми этот Закон был изложен в новой редакции.

Прежде чем перейти к непосредственному анализу основных изменений, которые претерпел Закон, хотелось бы напомнить историю принятия этих изменений. Сам законопроект был зарегистрирован в парламенте еще в 2004 году, в первом чтении он был принят 17 июня 2005 года, а 15 декабря 2005 года принят в целом как Закон, однако Президент Украины ветировал его. 23 февраля с.г. парламент, учтя предложения главы государства, снова принял документ в целом, а 24 марта Президент подписал его. Не лишним будет также сказать, что еще до принятия данного Закона в целом он вызвал широкий общественный резонанс, особенно в среде автомобильных перевозчиков, поскольку в наибольшей мере затрагивает именно их интересы.

Лицензирование — Глававтотрансинспекции

Изменения коснулись в первую очередь государственного регулирования и контроля деятельности автомобильного транспорта. Основным заданием государственного регулирования и контроля в сфере автомобильного транспорта является, согласно Закону, создание условий безопасной, качественной и эффективной перевозки пассажиров и грузов. При этом государственное регулирование и контроль в сфере автотранспорта должны быть направлены на обеспечение баланса интересов государства, органов местного самоуправления, пользователей транспортных услуг и предприятий, учреждений, организаций, иных юридических и физических лиц — субъектов хозяйствования на автомобильном транспорте независимо от форм собственности.

Согласно изменениям, государственный контроль автомобильных перевозчиков осуществляется не только путем проведения плановых и внеплановых проверок, но и посредством рейдовых проверок. Последние осуществляются не чаще одного раза в квартал с целью проверки соблюдения автомобильными перевозчиками требований законодательных и нормативно-правовых актов относительно обеспечения безопасности пассажирских перевозок и безопасности дорожного движения. При проведении рейдовых проверок (как и внеплановых) проверяемый автомобильный перевозчик относительно срока проведения проверки информироваться не будет.

Важно отметить, что теперь выдачу лицензий на право осуществления хозяйственной деятельности относительно предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и контроль лицензионных условий будет осуществлять правительственный орган государственного управления по вопросам контроля на автомобильном транспорте, созданный в составе центрального органа исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта. Таковым ныне является Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте, созданная постановлением Кабинета Министров Украины от 8 сентября 2004 года. Согласно постановлению, Глававтотрансинспекция является правительственным органом государственного управления и действует в составе Министерства транспорта и связи. Именно на этот орган возложена обязанность выдавать лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности относительно предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов транспортом общего пользования и хозяйственной деятельности относительно предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси и лицензионные карточки.

На органы исполнительной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность организовывать содержание в надлежащем состоянии проезжей части автомобильных дорог и подъездов (на городских автобусных маршрутах общего пользования). Позитивно, что в случае причинения материального ущерба автомобильному перевозчику, обслуживающему автобусный маршрут общего пользования, вследствие ненадлежащего содержания проезжей части автомобильной дороги или подъезда указанные органы обязаны компенсировать причиненный ущерб.

Контроль технического состояния транспортных средств включает в себя государственный технический осмотр транспортных средств и проверку технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками. Существенным изменением является то, что проверку технического состояния транспортных средств во время государственного техосмотра осуществляют субъекты хозяйствования, уполномоченные в порядке, который устанавливает Кабинет Министров Украины. Предполагается, что такое нововведение сможет обеспечить более объективное проведение техосмотров. В период между государственными техосмотрами соответствие технического состояния транспортных средств обеспечивает перевозчик.

Такси, такси.., стой на стоянке

Существенным образом изменилось правовое регулирование предоставления услуг по перевозке такси. К оборудованию такси также выдвигаются дополнительные требования. Оно должно быть оборудовано распознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше автомобиля; таксометром; сигнальным фонарем с красным и зеленым светом, расположенным в верхнем правом углу лобового стекла. Также на такси в обязательном порядке должна быть нанесена композиция из квадратов, расположенных в шахматном порядке на дверях автомобиля с левой и правой сторон.

Хотелось бы отметить, что Законом запрещена стоянка такси в жилых зонах. Теперь такси должно стоять только на специальной стоянке, под которой следует понимать специальное место, определенное соответствующими дорожными знаками. Законом определены требования к остановкам и стоянкам такси. В частности, их размещение должно обеспечивать удобный и безопасный проход к ним, пропускную способность дороги, отсутствие препятствий для иных участников дорожного движения, удобную пересадку и иные виды транспорта, безопасность дорожного движения. При этом на стоянке такси не разрешается стоянка и посадка пассажиров водителями легковых автомобилей, не оборудованных как такси и не имеющих лицензионной карточки. Формирование и ведение реестра стоянок такси возлагается на исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета соответствующего населенного пункта, который утверждает сеть и паспорта соответствующих стоянок.

Услуги по перевозке на такси предоставляются гражданам в порядке очереди на стоянках такси и на пути следования, а также на заказ — устный, письменный или по телефону.

Предусмотрена Законом и ответственность за ненадлежащее исполнение основных его положений. В частности, за эксплуатацию легкового автомобиля, оборудованного как такси без наличия лицензионной карточки, Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 30 нмдг. Такой же штраф предусмотрен и за стоянку легкового автомобиля, не оборудованного как такси и не имеющего лицензионной карточки, а также за посадку пассажиров на стоянке такси.

Международным перевозкам — европейские стандарты

Несомненно положительной является более детальная регламентация в Законе организации и осуществления международных автомобильных перевозок, как пассажирских, так и грузовых.

Установлено, что к международным перевозкам пассажиров и грузов допускаются только те транспортные средства, на которые есть документы, подтверждающие их соответствие требованиям относительно безопасности движения, экологической безопасности и энергосбережения стран, на территорию которых предусмотрен въезд, а также национальные регистрационные документы, документы относительно страхования, номерные и распознавательные знаки. Для транспортных средств перевозчиков-резидентов обязательным является наличие также лицензионной карточки. Конструкция и техническое состояние транспортных средств, которые используются при осуществлении международных перевозок, должны соответствовать требованиям законодательства Украины и иностранного государства, разрешение на проезд по территории которого получил собственник транспортного средства.

В Законе приведен исчерпывающий перечень документов, которые должны иметь перевозчики (резиденты и нерезиденты) при осуществлении международных автомобильных перевозок (как грузовых, так и пассажирских).

К тому же за нарушение законодательства в этой сфере предусмотрена соответствующая ответственность. Например, за отсутствие в случаях, предусмотренных законодательством, списка пассажиров при осуществлении международных перевозок предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 нмдг.

К международным перевозкам пассажиров и грузов допускаются резиденты Украины, имеющие опыт работы на внутренних перевозках на договорных условиях не менее 3-х лет. По мнению разработчиков законопроекта, вышеуказанные требования гармонизированы с нормативами стран Европейского Союза и должны содействовать упрощению доступа к европейской транспортной системе.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

На дорогах может стать безопаснее?

Деловая практика

Ошибки при вручении уведомлений

Законодательная практика

Автотранспортные новеллы

Историческая практика

Грань между обвинителем и обвиняемым

Нож — не более чем орудие ссоры…

Комментарии и аналитика

Установление права собственности

Неделя права

Юридическое эхо холокоста

Результаты выборов под вопросом

А где ваши аргументы?

Решения в режиме on-line?

«Тайные» гонорары адвокатов

Реестр событий

Хозсуды Украине необходимы!

Путь к креслу мэра через... суд

Прокуратура —орган судебной власти?

Тема номера

Применение практики Евросуда на Украине

«Протокольная» защита прав человека

Частная практика

PR-сопровождение юрфирм

Юридический форум

Математика слияния юрфирм

Юрисконсульт

Договор поручения в процессе

Вопросы легализации документов

Доверенность или договор поручения

Право несовершеннолетних на брак

Особенности получения статуса беженца

Конкуренция общих и специальных норм в налоговом праве

О действии КАС Украины во времени

Інші новини

PRAVO.UA