Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Авторские справки

Как бороться с неавторизированными продавцами

Перед выводом товара на рынок для размещения на известных онлайн-платформах — в магазинах электронной торговли — стоит провести «домашнюю работу» для успешной борьбы с неавторизованными продавцами
Если товар с нанесенной торговой маркой легально куплен в одной из стран ЕС и продан в другую, то для дальнейшего использования торговой марки на товаре разрешение правообладателя уже не требуется

Представим, что однажды известный украинский продуктовый бренд обнаруживает, что его товары очень хорошо продаются на популярном онлайн-сервисе. От европейского дистрибьютора получен панический e-mail о том, что десятки неизвестных реселлеров (торговых посредников) продают товары на маркетплейсе (online marketplace, online e-commerce marketplace — платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли) по очень заниженным ценам. Причем дистрибьютор не поленился и сделал тестовую закупку. Очевидно, что товар не поддельный, но предназначен для продажи в другой европейской стране. Как же очистить онлайн-сервис от неавторизованных продавцов?

Обходной путь

Прежде всего нужно найти правовое основание для подачи жалоб на аутентичные товары в ЕС. Это сложнее, чем жаловаться на контрафакт, ведь в данном вопросе не все однозначно.

В своей политике по интеллектуальной собственности такие сервисы, как, скажем, Amazon, четко дают понять, что без веских причин не будут удовлетворять жалобы по неавторизованным продажам оригинальных товаров: «Amazon уважает право производителя заключать эксклюзивные дистрибьюторские соглашения на свою продукцию. Однако нарушение таких соглашений не является нарушением прав интеллектуальной собственности. Поскольку соблюдение этих соглашений является личным делом производителя и розничных продавцов, было бы неуместно, чтобы Amazon оказывал помощь в правоприменительной деятельности». Следовательно, жаловаться можно только на нарушение прав интеллектуальной собственности и нарушение продавцами принципов политики продаж (неправильное название товара или его описание, поддельные рецензии, дублирование листинга и т.д.).

Нарушением прав интеллектуальной собственности считается использование продавцом торговой марки или логотипа бренда без разрешения правообладателя на странице товара (в названии, тексте описания или картинках), кроме исключений, предусмотренных законодательством.

Надо учитывать, что, согласно статье 15 Директивы ЕС 2015/2436 от 16 декабря 2015 года, в ЕС действует региональный принцип исчерпания прав. То есть, если товар с нанесенной торговой маркой легально куплен в одной из стран ЕС и продан в другую, для дальнейшего использования торговой марки на товаре разрешение правообладателя уже не требуется. Но во второй части этой статьи есть один нюанс — исчерпание прав на торговую марку не происходит, если для ее владельца существуют юридические основания препятствовать дальнейшей коммерциализации товара, особенно если состояние товара было изменено или ухудшено после его появления на рынке.

Европейский суд справедливости еще в середине 1990-х годов в делах C-427/93 (истец Bristol-Myers Squibb), C-429/93 (истец Boehringer Ingelheim KG) и C-337/95 (истец Parfums Christian Dior) определил подходы к расшифровке этих «юридических оснований»:

— изменение или ухудшение состояния товара, маркированного торговой маркой, указано в статье 15 (2) Директивы 2015 года только как пример того, что может пониматься под «юридическими основаниями»;

— вред, нанесенный репутации торговой марки в целом, является «юридическим основанием» препятствовать дальнейшей коммерциализации товара;

— репутации торговой марки может быть нанесен вред не только физическими изменениями маркированного товара (его переупаковкой), но и изменением «ментального состояния» товара, который производитель выбрал для его рекламирования и продвижения, а именно — действиями реселлера в продвижении товара, которые уменьшают или ухудшают его привлекательность и престижность, ауру роскоши, с которой ассоциируется товар.

Таким образом, как следует из европейской судебной практики, «юридическими основаниями» для препятствования дальнейшей коммерциализации товара на рынке ЕС могут быть и те последствия продажи неавторизованными реселлерами, которые причиняют вред репутации торговой марки, а также уменьшают престижность бренда и могут вызвать претензии потребителей, а именно: отсутствие технической поддержки, гарантийного обслуживания, надлежащего сертифицирования и иностранная маркировка.

Куда жаловаться?

Для брендов, которые хотят пожаловаться на нарушение прав интеллектуальной собственности, Amazon внедрил сервис Brand Registry (электронная система подачи жалоб для владельцев зарегистрированных брендов и авторских прав). Этот сервис помогает правообладателям проводить мониторинг товаров на маркетплейсе и подавать жалобы, которые Amazon рассматривает в течение двух дней и в случае удовлетворения удаляет спорную информацию из листингов продавцов. Важно, чтобы у владельца бренда была зарегистрирована торговая марка (в словесной части совпадающая с обозначением бренда) в той стране, где подается жалоба, и именно для тех товаров, на которые подается жалоба.

Минусом этого сервиса являются настройки его алгоритма. Пользователи на форумах жалуются, что около 20 % жалоб по непонятной причине не удовлетворяются. Кроме того, каждый день появляются новые товарные предложения и новые продавцы. Складывается впечатление, что полностью исключить все предложения от неавторизованных продавцов не так просто, как хотелось бы.

Для большинства брендов единственным выходом оставалось направление претензий напрямую реселлерам и инициирование судебных процессов. Те бренды, которые не могли себе позволить эти дорогостоящие юридические пути, пробовали «выбивать» неугодных продавцов и дропшипперов (продавцов, которые хранят товары на складах онлайн-сервисов) с маркетплейса с помощью различных схем использования сервисов того же Amazon, например A-to-Z Guarantee, когда производитель товара скупает свой же товар у дропшипперов, а затем возвращает его (либо жалуется, что товар не был отправлен вовремя) и требует компенсации затрат.

К счастью для правообладателей, в марте этого года Amazon запустил новый сервис Project Zero («Проект Зеро»), позволяющий правообладателям самостоятельно удалять страницы с контрафактными товарами, а также маркировать свои товары специальными серийными кодами для продажи на Amazon, которые подтвердят для покупателей аутентичность товаров.

Чтобы дух свободы не опьянил правообладателей и они использовали сервис только для удаления контрафактных товаров, Amazon установил ряд ограничений в политике использования сервиса. Тем не менее злоупотреблять этим сервисом может оказаться очень легко, и в будущем, вероятно, Amazon ждут множественные жалобы недовольных продавцов.

Другие маркетплейсы, такие как e-Bay, iOffer и Etsy, пока что предлагают брендам продолжать подавать жалобы на нарушение прав интеллектуальной собственности и ждать их удовлетворения, часто безрезультатно. Маркетплейсам очень сложно сохранить баланс между интересами правообладателей и мелких реселлеров, от которых они получают основной доход. В то же время покупатели продолжают жаловаться на контрафакт и непорядочных дропшипперов.

Украинским маркетплейсам, которые работают по примеру иностранных гигантов электронной коммерции, также стоит задуматься, как защитить себя от исков правообладателей и покупателей и, возможно, начать создавать собственный алгоритм с использованием технологий искусственного интеллекта, который будет «охотиться» на контрафактный контент.

Меняйте «реактивный» подход на особо активный

Для того чтобы защитить свой бренд и дистрибьюторскую сеть от неавторизованных реселлеров и продавцов контрафакта, недостаточно иметь зарегистрированную торговую марку на территории Украины.

Во-первых, необходимо зарегистрировать торговую марку в странах, которые покрывают торговые сети Amazon и других маркетплейсов, где могут быть нарушены интересы дистрибьюторов. Торговая марка должна относиться именно к товарам, продаваемым на маркетплейсе, и соответствовать названию бренда. Важно также запатентовать в этих странах дизайн товаров, если он является новым, и получить охрану авторских прав на логотип, фото товаров, контент официальных страниц бренда на маркетплейсе, то, что может быть скопировано недобросовестными реселлерами.

Во-вторых, нужно доказать, что неавторизованный реселлер использует эту торговую марку и нарушает права ее владельца.

В-третьих, следует показать, что такое использование может ввести в заблуждение потребителя. Есть ли разница между аутентичным товаром, продаваемым официальным дистрибьютором, и тем, который предлагает неавторизованный реселлер? Это должно быть нечто материальное, чего лишается потребитель в случае приобретения товара у неавторизованного продавца: гарантийное и сервисное обслуживание, специальные предложения, обновление программного обеспечения, контроль продукции и другие «плюшки».

Вместо того чтобы жаловаться на множащиеся в геометрической прогрессии страницы с неавторизованными предложениями, стоит провести «домашнюю работу» в этом направлении перед выводом товара на рынок. Подписать с дистрибьюторами и реселлерами соответствующие договоры, продумать, как поменять стратегию продаж, если произойдет «утечка» на маркетплейс, зарегистрировать права интеллектуальной собственности и выделить бюджет на борьбу с подделками и подражателями.

 

КРАВЧУК Анна — директор АО «Синергия», патентный поверенный Украины, адвокат, г. Киев,

РАДОМСКАЯ Анастасия — адвокат АО «Синергия», г. Киев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: