Генеральний партнер 2021 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (585) » «Автопродажные» аппетиты налоговой

«Автопродажные» аппетиты налоговой

Рубрика Тема номера
Об особенностях уплаты налога на доходы физлиц при продаже автомобилей

В связи с тем, что в настоящее время участились случаи настойчивых требований налоговых органов к продавцам автомобилей — физическим лицам по уплате налога на доходы физических лиц, предлагаю в данной статье рассмотреть особен­ности уплаты данного налога и ответственности за нарушения законодательства в этой сфере.

Итак, типичная ситуация, с которой сталкивается продавец автомобиля — физическое лицо, заключается в следующем. Налоговые органы получают информацию от органов ГАИ относительно всех физических лиц, продававших автомобили на протяжении 2006‑2007 годов. Лицо, ­попавшее в поле зрения налогового органа по месту жительства, получает письмо-вызов из налогового органа с просьбой явиться по вопросу «предоставления декларации о доходах, полученных от продажи транспортных средств в 2007 году». Явившемуся в налоговый орган лицу сообщают о том, что оно не уплатило 15% налога на доходы физических лиц, причем за базу налогообложения предлагают взять оценочную стоимость автомобиля. Как правило, автомобиль продается по справке-счету через посредника — юридическое лицо (являющееся налоговым агентом), в которой пишут договорную стоимость автомобиля (значительно меньше оценочной), и с договорной суммы посредник-юрлицо платит в бюджет 15% налога. Но это налоговую не устраивает и она предъявляет претензии непосредственно к продавцу — физическому лицу.

Что же сказано по этому поводу в дей­ствующем законодательстве? Согласно статье 8 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц», налог уплачивается двумя способами:

а) в случае начисления и выплаты дохода в пользу физлица налоговым агентом сумма налога декларируется и уплачивается таким налоговым агентом (к налоговым агентам относятся юридические лица, физлица — СПД, физлица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность);

б) по иным видам доходов физлицо самостоятельно должно включить сумму дохода в состав общего годового налогооблагаемого дохода и подать годовую декларацию в налоговый орган.

Рассмотрим ситуацию по пункту «а», когда автомобиль продается при посредничестве юридического лица, выписывающего справку-счет.

Согласно пункту 12.1 статьи 12 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц», доход плательщика налога от продажи объекта движимого имущества (например, автомобиля) на протяжении отчетного налогового года облагается налогом по ставке 15%.

В соответствии с пунктом 12.3 статьи 12 указанного Закона, если объект движимого имущества продается при посредничестве юридического лица (его филиала, отделения, другого обособленного подразделения) или представительства нерезидента, то такое лицо считается налоговым агентом плательщика налога относительно налого­обложения доходов, полученных налогоплательщиком от такой продажи.

Подпункт 8.1.1 пункта 8.1 статьи 8 За­кона указывает, что налоговый агент, начисляющий (выплачивающий) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, удерживает налог от суммы такого дохода за его счет.

Согласно пункту 17.2 статьи 17, под­пункту 20.3.1 пункта 20.3 статьи 20 Закона, ответственность за начисление, удержание и уплату в бюджет налогового обязательства возлагается на налогового агента, а сам продавец — физическое лицо от обязанностей декларирования и погашения суммы налога освобождается.

В рассматриваемой ситуации предъявление каких-либо претензий и доначисление налогового обязательства продавцу — физическому лицу является незаконным.

Претензии относительно указания в справке-счете заниженной договорной ­стоимости автомобиля и, как следствие, занижения суммы налогового обязательства также должны предъявляться именно к юридическому лицу — посреднику. Предъявление же требований к продавцу-физлицу является неправомерным.

В свою очередь, доводы относительно занижения суммы, указанной в справке-счете, могут быть следующими.

1. Государственная пошлина либо плата нотариусу, которая вносится при нотариальном удостоверении договора купли-продажи автомобиля, исчисляется от стоимости автомобиля не ниже действительной стоимости. При отчуждении автомобиля его действительная стоимость определяется на день оценки, производимой субъектами оценочной деятельности, имеющими квалификационные документы по оценке транспортных средств. Уплата государственной пошлины (плата нотариусу) осуществляется от стои­мости, указанной в акте экспертной оценки автомобиля. Ответственность за указанную в акте стоимость несет оценщик.

В отличие от государственной пошлины, исчисляемой только от оценочной стоимос­ти автомобиля, из смысла положений статьи 4 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц» вытекает, что налог на доходы исчисляется от договорной стоимос­ти. Соответственно законодательством не запрещено сторонам договора купли-продажи устанавливать договорную цену ниже оценочной, в результате чего налог на доходы оказывается меньше суммы государственной пошлины.

2. Как свидетельствует практика, налоговая пытается оспорить договорную стоимость автомобиля и требует акт оценки автомобиля, ссылаясь при этом на статью 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности на Украине», которой предусмотрено обязательное осуществление оценки в случае налогообложения имущества в соответствии с законом. Однако в качестве аргумента можно указать следующее: в случае продажи автомобиля облагается налогом не имущество, а доход от его продажи. Каких-либо официальных разъяснений по этому поводу ГНАУ не издавала, о существовании судебной практики нам неизвестно. При этом единственный возможный путь у налоговой в этой ситуации (кроме пустых угроз в адрес участников сделки) попытаться в судебном порядке признать договор купли-продажи автомобиля недействительным и заключенным с целью, противоречащей интересам государства и общества (статья 208 Хозяйственного кодекса Украины).

Теперь рассмотрим ситуацию по пунк­ту «б», когда продажа автомобиля осуществляется с участием двух физических лиц.

Физическое лицо согласно декларировать свои доходы

Законодатель для продажи движимого имущества, в том числе автомобилей, определил только два вида налоговых агентов: нотариусов (пункт 12.5 статьи 12 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц») и юридических лиц — посредников (пункт 12.3 статьи 12 указанного Закона). Выходит, что покупатели — физические лица и физические лица — субъекты предпринимательской деятельности не являются налоговыми агентами. Поскольку действующее законодательство не обязывает удостоверять продажу движимого имущества, в частнос­ти автомобилей, через нотариуса, физическое лицо — продавец самостоятельно на основании подпункта 8.1.3 пункта 8.1 статьи 8 Закона обязано включить сумму дохода от продажи автомобиля (исходя из договорной стоимости автомобиля) в состав общего годового налогообла­гаемого дохода и подать годовую декларацию по этому налогу.

При этом согласно пункту 18.10 статьи 18 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц» граждане имеют право до 1 марта текущего года обратиться в налоговый орган с письменным запросом с просьбой заполнить годовую декларацию, а налоговый орган обязан предоставить бесплатные услуги по такому заполнению (причем по сведениям, предоставленным гражданином либо распола­гаемым налоговой). Отказ должностного лица налогового органа предоставить указанные услуги освобождает налогоплательщика от какой-либо ответственности за неполное или неправильное заполнение декларации.

После получения от граждан деклараций по налогу на доходы физических лиц в течение не установленного законодательством срока на основании пункта «г» подпунк­та 4.2.3 пункта 4.2 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», пунк­та «б» пункта 1 статьи 14 декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» налоговый орган обязан самостоя­тельно определить сумму налогового обязательства и направить физлицу налоговое уведомление с указанием срока оплаты. В случае несвоевременной оплаты налога применяются штрафные санкции по подпункту 17.1.7 пункта 17.1 статьи 17 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» в размере от 10 до 50% (в зависимости от количества просроченных дней), а также начисляется пеня.

Таким образом, до получения соответствующего налогового уведомления у физлица — продавца автомобиля нет обязан­ности вносить сумму налога в бюджет.

Физическое лицо не декларирует свои доходы

В случае если физлицо-налогоплательщик не предоставляет декларацию в налоговый орган в сроки, определенные законодательством, налоговый орган обязан отреагировать и во исполнение пункта «г» подпункта 4.2.3 пункта 4.2 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» каким-либо образом самостоятельно определить сумму налогового обязательства, составить акт проверки и направить такому плательщику налоговое уведомление. Кроме того, на основании подпунк­та 17.1.1 пункта 17.1 статьи 17 названного Закона налоговая обязана применить штраф в размере 170 грн за непредставление декларации, иные штрафы в этом случае на основании подпункта 17.1.5 пункта 17.1 статьи 17 Закона не применяются.

Однако вся сложность для налогового органа в рассматриваемом случае заключается в том, что как-то нужно провести проверку гражданина и получить сведения для составления акта проверки. Самостоятельно определить сумму налогового обязательства гражданину, который не предоставил налоговую декларацию контролирующему органу, практически невозможно, кроме как на основании пункта 2 статьи 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе Украины» выйти на внеплановую проверку по месту жительства гражданина и при наличии там каких-либо финансовых документов доначислить сумму налога.

Если все-таки налоговый орган само­стоятельно определит сумму налогового обязательства, составит акт проверки и примет налоговое уведомление, то сумму налогового долга можно будет взыскать с гражданина только по решению суда через исполнительную службу при наличии у него средств (имущества), достаточных для погашения налогового долга.

В случае вызова гражданина в рассмат­риваемой ситуации в налоговый орган по поводу непредоставления налоговой декларации и неуплаты налога можно сослаться на незнание сроков подачи декларации и предложить применить штраф в размере 170 грн за непредоставление декларации. Что касается уплаты налога, можно сослаться на пункт «г» подпункта 4.2.3 пункта 4.2 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», пункт «б» пункта 1 статьи 14 декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном ­налоге с граждан» об обязанности налогового ­органа ­самостоятельно определять сумму ­налогового обязательства (граждане в свою очередь ­платят НДФЛ на основании присланных им налоговых уведомлений).

К вашему сведению, для привлечения к уголовной ответственности по статье 212 Уголовного кодекса Украины за уклонение от уплаты налогов предельная сумма не­уплаченного налогового обязательства дол­жна составлять не менее 257 500 грн в 2008 году и не менее 200 000 грн в 2007 году.

ПУЩЕНСКАЯ Елена — адвокат, юридическая фирма «АНК», г. Одесса

Поділитися

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі
Slider

Зміст

Государственная практика

Вернитесь к истокам!

Извинения — дело сугубо добровольное

Законодательная практика

Дорожное «балловство»

Неделя права

За диалог в любое время

Полномочия установлены

Судья на час или на срок?

Законно(?)творчество

Арбитров ЕАП — на Украину

Новости законотворчества

В парламенте предлагают создать спецкомиссию для судебной реформы

Бюро кредитных историй будет регистрировать Госфинуслуг

Особенности конституционного производства

Новости из зала суда

Суд восстановил В. Коновалюка в воинском звании

АМКУ обжалует решение суда о неправомерности наложения штрафа на ЗАО «ЛИНИК»

Компания «Астелит» подала иск к «Укртелекому»

Дача «Межигорье» осталась в частной собственности

Новости из-за рубежа

Глава следственного комитета подчиняется генпрокурору!

В Италии отменена смертная казнь

Вынесен приговор президенту ФК «Лацио»

Новости профессии

Полк заслуженных юристов пополнился

Уволен заместитель министра юстиции Украины

Утвержден новый состав Государственной аккредитационной комиссии Украины

Назначен председатель Службы безопасности Украины

Присвоены ранги государственного служащего

Новости юридических фирм

Партнер Salans принял участие в форуме Института Адама Смита

АФ «Паритет» выступила юридическим партнером автоаукциона

АО «Волков Козьяков и Партнеры» успешно завершило представительство интересов Cargill International SA

«Саенко Харенко» — советник в отношении покупки 100 % акций канала «КИНО»

ЮФ «Лавринович и Партнеры» приняла делегацию Фонда европейского права и Британского бизнес-клуба на Украине

От первого лица

Юстиционная реформация

Реестр событий

Ими заИНТЕРесовались

14 лет все лучшее — читателю

Культ неприкосновенности

Служебная лестница

Избрания

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Жадность — не порок?

Судебные дела недели

ВСУ удовлетворил кассационное представление Генерального прокурора Украины

Дело по иску Корпорации КМ Secure Corp. направлено на новое рассмотрение

Судебные решения

Об отдельных аспектах налогообложения доходов нотариусов

О взыскании суммы процентов, начисленных за просрочку бюджетного возмещения НДС

Тема номера

Госпретензии на наследство

«Автопродажные» аппетиты налоговой

Частная практика

А замещать-то как будем?

О международных юрфирмах

Юридический форум

Не ходи из правового поля

Грамотное отстаивание интересов

Інші новини

PRAVO.UA

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: