В период технического и информационного прогресса, в связи с ускорением ритма жизни и стремлением все успеть, у нас на многое не остается времени. Поэтому все большие обороты набирает торговля через сеть Интернет, телевидение и т.д. Все большую популярность приобретают пункты продажи, в которых торговля осуществляется посредством специального оборудования или приборов, называемых торговыми автоматами…
На данном этапе нашей жизни автоматизированная (вендинговая) продажа товаров практикуется во всем мире. Мировым лидером разнообразной розничной продажи является Япония, которая осуществляет 60 % всех продаж через торговые автоматы. На Украине такие автоматы появилась сравнительно недавно.
Предметом торговли через автоматы является определенный круг товаров повседневного спроса: напитки, кофе, сигареты и т.д. Однако, несмотря на бесспорное удобство торговых автоматов при розничной торговле, законодательное отношение к этим торговым точкам весьма пренебрежительное и в недостаточной мере регулирует рынок вендинговых услуг. Поэтому любое предприятие, решившее купить и установить торговые автоматы, сразу столкнется с серьезными препятствиями и вместо ожидаемых доходов получит неожиданные проблемы, которые кроются в законодательных нормах, точнее в их отсутствии.
В украинском законодательстве специальные правила торговли через торговые автоматы нормативной базой не предусмотрены, поэтому применяются общие правила торговли с учетом особенностей продажи через эти пункты.
В Законе Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 1 июня 2000 года с изменениями и дополнениями (Закон об РРО) торговые автоматы по продаже товаров классифицированы как электронные контрольно-кассовые аппараты — разновидность регистраторов расчетных операций (РРО).
Однако одно упоминание о торговых автоматах в данном Законе не делает их разрешенными к применению. Прежде чем применять торговый автомат в качестве РРО, его необходимо зарегистрировать в органе ГНС. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона об РРО для продажи товаров (услуг) разрешается использовать только автоматы, включенные в Государственный реестр РРО (реестр), с соблюдением установленного порядка их применения. На практике это требование выполняется частично. Так как на данный момент в реестр внесены лишь автоматы, применяемые при:
— оформлении проездных/перевозочных документов на поездах пригородного сообщения;
— предоставлении услуг автоматических камер хранения;
— контроле прохода пассажиров в метрополитене.
Только эти автоматы подлежат опломбированию в центре сервисного обслуживания и регистрации в налоговом органе, и на них распространяются требования Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденного приказом ГНАУ № 614 от 1 декабря 2000 года. Автоматы, которые не включены в реестр, не подлежат регистрации в налоговых органах. Для субъектов предпринимательства это замкнутый круг, и как быть с данной проблемой, пока неясно!
Статья 9 Закона об РРО содержит перечень тех субъектов предпринимательства, которые могут в своей деятельности при организации торговли за наличные денежные средства не применять РРО. Физические лица — плательщики единого налога и физические лица, налогообложение доходов которых осуществляется по фиксированному размеру налога путем приобретения соответствующего патента, могут не применять РРО при условии, что не будут осуществлять операции по продаже подакцизных товаров. В соответствии со статьей 13 Закона об РРО лица, освобожденные от применения РРО, могут их использовать без перевода в фискальный режим работы. А это означает, что такие РРО не нужно регистрировать в налоговой инспекции, а применяющие их лица не подлежат проверкам в части применения РРО и не сдают ежемесячную отчетность.
Таким образом, торговые автоматы по продаже дозированных и штучных товаров могут безбоязненно использовать только предприниматели — плательщики единого или фиксированного налога.
Несмотря на привлекательность вендингового бизнеса, субъекты хозяйствования — юридические лица не имеют права применять торговые аппараты. Для юридических лиц ситуация законодательно пока безнадежна. Торговые автоматы просто не зарегистрируют в органе ГНИ, поскольку они отсутствуют в реестре. На основании пункта 2 статьи 12 Закона об РРО за использование незарегистрированного автомата на субъекта предпринимательства может налагаться штраф в размере 20 нмдг, а применение незарегистрированного автомата будет приостановлено, поскольку согласно статье 160 КУоАП является незаконной торговой деятельностью.
Юридические лица не могут зарегистрировать на себя торговые автоматы, но если они заинтересованы в том, чтобы торговля осуществлялась через такие автоматы, но могут привлечь плательщиков единого или фиксированного налога, которые будут размещать собственные торговые автоматы на арендованных у этих юридических лиц площадях, или приобрести торговые автоматы самостоятельно, сдать их в аренду в качестве объектов основных фондов заинтересованным в таком сотрудничестве плательщикам единого или фиксированного налога.
Согласно пункту 3 Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденных приказом МВЭСторга Украины № 369 от 8 июля 1996 года с изменениями и дополнениями (Правила № 369), торговые автоматы относятся к пунктам некапитальной застройки, при которой помещения не имеют торгового зала для покупателей. Их размещение осуществляется хозяйствующим субъектом по письменному разрешению местного органа государственной исполнительной власти (органа местного самоуправления) и по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной охраны, государственной автоинспекции и архитектуры.
Строительство и размещение стационарных объектов допускается лишь в местах, определенных соответствующим разрешением, а точки передвижных сетей — в районах улиц, площадей и других ориентиров, которые указаны в разрешениях, при условии соблюдения правил безопасности транспортного движения и пешеходов (пункт 16 Правил № 369).
Субъекты хозяйственной деятельности могут осуществлять автоматизированную торговлю только при наличии документов, удостоверяющих качество и безопасность всех реализуемых через автоматы товаров. Перечень этих документов приведен в пункте 29 Правил № 369.
Поскольку торговый автомат — это пункт розничной торговли, то использующие его субъекты хозяйствования обязаны соблюдать требования Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12 мая 1991 года и Порядка занятия торговой деятельностью и правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением КМУ № 833 от 15 июня 2006 года.
ЦЫБАЛОВА Лидия — юрисконсульт ОАО «ММК им. Ильича», г. Мариуполь
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…