Ситуация на украинском авиарынке — одна из самых обсуждаемых тем нынешнего года. Столкнувшись с отменой рейсов, поиском новых транзитных маршрутов или же приняв как должное дополнительные дни новогодних каникул из-за невозможности вылететь домой, украинским авиарынком заинтересовались даже те, кого ранее этот вопрос мало волновал, да и не должен был.
Действительно, подобно метеоритному дождю в Челябинске, новость о банкротстве одной из крупнейших украинских авиакомпаний заставила задуматься и обратить свой взор в небо. Специалисты размышляют о том, почему так произошло, как избежать подобных ситуаций в будущем, а обычные пассажиры озадачились вопросом, «кем» они впредь будут летать. Впрочем, и те и другие понимают, что отечественный рынок авиаперевозок сейчас переживает структурные изменения, но что же будет дальше?
Собственно, попробуем взглянуть на тенденции рынка, которые уже сейчас отчетливо прослеживаются, и сделать определенные прогнозы.
Практически каждая неделя дарит порцию новостей о тех или иных проблемах внутри различных авиакомпаний. Тем не менее существует уверенность, что «запас прочности» у крупнейшего до недавнего времени украинского авиаперевозчика достаточно большой, дабы продержаться до весны. Именно весну следует расценивать как некий сheckpoint, где мы увидим уже частично обновленную структуру рынка.
Авиаперевозчик, который сейчас обладает наилучшими стартовыми позициями и способен стать доминантным на рынке Украины, имеет достаточный флот для совершения среднемагистральных рейсов и неплохую репутацию «украинского» перевозчика, что может сыграть ему на руку в борьбе с молодыми компаниями, также претендующими на маршруты компании-банкрота.
Кроме того, следует вспомнить тот факт, что, помимо собственно перевозок, лучшая на сегодня отечественная авиакомпания вместе с иностранной фирмой является участником совместного предприятия (доля капитала 29,4 % и 70,6 % соответственно). Последняя вышла на рынок хендлинговых услуг (комплексное наземное обслуживание авиарейсов, включающее в себя предоставление услуг от регистрации до посадки пассажиров на борт самолета, наземное обслуживание самолетов и т.п.) на территории аэропорта «Борисполь» и впоследствии заняла доминирующее положение на рынке, обслуживая аэропорты «Борисполь», «Киев» и «Харьков». При этом украинская компания изъявила заинтересованность в поглощении доли совместного предприятия (общества с ограниченной ответственностью), что вызвало корпоративный спор между ними, а «венцом» его стало решение Хозяйственного суда г. Киева, которым было признано право отечественного перевозчика на 100-процентную долю в обществе. О перспективах рассмотрения этого дела в судах высших инстанций говорить пока рано.
Но, похоже, этим решением не все остались довольны — в январе этого года Хозяйственный суд г. Киева открыл дело по иску вышеупомянутого общества к Антимонопольному комитету Украины о признании недействительным его решения о предоставлении разрешения на концентрацию путем приобретения доли компании. Вопрос концентрации регулируется разделом 5 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 года № 2210-III (Закона).
Следовательно, ближе к лету будет понятно, какую позицию в данном споре занимают суды, что определит роль украинского авиаперевозчика на рынке хендлинговых услуг. Пока же можем констатировать, что, помимо перевозок, компания получила еще один рычаг давления на конкурентов, ведь для молодых компаний базовым является аэропорт «Киев» (Жуляны), а любая смена политики в отношении хендлинга может прямо отразиться на стоимости билетов этих перевозчиков, что, безусловно, играет ей на руку.
Безусловно, картина была бы неполной без определения роли государства в такой ситуации. Отметим, что для увеличения конкуренции на рынке авиаперевозок есть только два пути: либо помогать местным перевозчикам, либо же делать более привлекательным вхождение на Украину иностранных авиакомпаний.
Начнем с перевозчиков извне. Сегодня ситуация такова, что иностранные перевозчики изъявляют интерес к полетам на Украину. Большие планы имеет на этот счет турецкая авиакомпания, которая может серьезно «спутать карты» всем желающим летать в Турцию украинским перевозчикам. Также известно, что лоу-кост перевозчик из Испании открыл бронирование билетов на рейсы из Барселоны в Киев (Жуляны) — испанцы уже согласовали свое обслуживание в аэропорту «Киев» и планируют запуск рейсов в мае этого года. То есть интерес к отечественному рынку со стороны иностранных перевозчиков есть и дополнительные стимулы ему не нужны, поэтому наше государство вряд ли будет принимать какие-либо меры по привлечению перевозчиков. В этом контексте конкуренция на рынке ужесточится сама по себе, причем в первую очередь будут задействованы экономические методы борьбы между «своими» и «чужими» перевозчиками. Роль государства здесь может сводиться к усложнению получения соответствующих квот на полеты (если они еще не получены), что будет препятствовать вхождению новых перевозчиков на рынок, «защитит» местные авиалинии и искусственно ограничит конкуренцию на рынке.
Более ожидаемым является вариант, когда правительство будет стимулировать внутренних перевозчиков. С этой целью в Министерстве инфраструктуры Украины (Мининфраструктуры) был разработан проект приказа «Об утверждении Изменений к нормативно-правовым актам Государственной авиационной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации», согласно которому вносятся изменения в процедуру получения авиакомпаниями назначений на международные направления. Так, по существующей процедуре решение о назначении принимает Государственная авиационная служба Украины (Госавиаслужба) по результатам рассмотрения в 30-дневный срок соответствующей заявки авиаперевозчика. Согласно предложенным изменениям, решения о праве совершения полетов за рубеж будет принимать Комиссия при Министерстве инфраструктуры Украины по формированию и реализации государственной политики в сфере эксплуатации международных воздушных линий (Комиссия). То есть теперь Комиссия должна быть ответственной за проведение конкурса, в то время как Госавиаслужба принимает, основываясь на результатах такого конкурса, решение о предоставлении права совершения полетов. Кроме того, решение, согласно обновленному Порядку, должно приниматься в течение десяти дней. Таким образом, при правильном использовании эти изменения должны пойти на пользу авиаперевозчикам и значительно упростить процедуру получения соответствующих разрешений, что, безусловно, положительно повлияет на конкурентные отношения. По состоянию на день подготовки материала информации о подписании вышеупомянутого документа нет, но можно ожидать, что такая инициатива Мининфраструктуры все же будет реализована.
Тем не менее не стоит забывать о том, что спецификой законодательства Украины о защите конкуренции является то, что оно охватывает также антиконкурентные действия органов власти, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 50 Закона являются нарушением. Следовательно, оценивать решения Госавиаслужбы и любой другой государственной структуры в этом направлении нужно и в таком ракурсе, ведь какие-либо перегибы вполне возможны. Особый интерес вызывает деятельность одной авиационной компании, которая по некоторым сведениям может быть связана с высшими лицами правительства и теоретически могла бы пользоваться некой лояльностью со стороны ведомств.
В целом же следует сказать, что на рынке авиаперевозок мы подходим к довольно интересному этапу обострения конкуренции в силу достаточно объективных причин, главной из которых, естественно, является кризис одной из крупнейших авиакомпаний. По какому пути будет идти рынок, насколько правильными окажутся высказанные здесь домыслы, воплотятся ли законодательные инициативы — покажет весна, а она, несмотря на вновь пришедшие морозы, наступит скоро.
ИВАНИЦКАЯ Наталья — к.ю.н., старший юрист, адвокат ЮК Arzinger, г. Киев,
БЕРЕГОВОЙ Денис — младший юрист ЮК Arzinger, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…