Аудиторская плата — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №29-30 » Аудиторская плата

Аудиторская плата

Контроль качества аудиторских услуг: если субъект аудиторской деятельности не исполнил в установленный срок рекомендации контролирующего органа, к нему будет применено взыскание

Светлана ТАРАСОВА «Юридическая практика»

До недавнего времени аудиторский рынок Украины совершенно не соответствовал европейским стандартам. Сегодня же законодательное урегулирование множества вопросов постепенно адаптируется к мировой практике. Первым шагом на этом пути стало принятие Закона Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» (Закон) в декабре 2017 года, который вступил в силу в феврале 2018 года, а фактическое его введение в действие датировано 1 октября того же года.

Данный Закон стал первым шагом, который адаптирует нормы национального законодательства к законодательству Европейского Союза. В последующем был принят ряд подзаконных актов, направленных на полноценное применение нового механизма реализации аудиторской деятельности.

Тем не менее в соответствии со статьей 40 Закона контроль качества аудиторских услуг субъектов аудиторской деятельности осуществляется путем проведения проверки их качества относительно соблюдения ими международных стандартов аудита, принципа независимости, эффективности внутренней системы контроля качества аудиторских услуг и, конечно, соблюдения требований Закона.

При этом обязательный контроль качества аудиторских услуг осуществляется в двух случаях. Относительно субъектов аудиторской деятельности, предоставляющих услуги по обязательному аудиту финансовой отчетности крупных предприятий, банков, профессиональных участников фондового рынка и эмитентов, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или по ценным бумагам которых сделано публичное предложение. Для данной категории субъектов такой аудит проводится один раз в три года. Вторая категория — остальные субъекты аудиторской деятельности, предоставляющие услуги по обязательному аудиту финансовой отчетности. Для них установлены другие сроки контроля качества услуг — один раз в шесть лет.

При этом следует напомнить и о статье 23 Закона, устанавливающей обязательное обеспечение внутренней системы контроля качества аудиторских услуг. Ответственность за организацию и эффективное функционирование внутренней системы контроля качества несет руководитель субъекта аудиторской деятельности, а также ответственное за эту сферу деятельности лицо, которое фактически является работником субъекта аудиторской деятельности по основному месту работы.

Во исполнение этой нормы Закона Министерство финансов Украины разработало проект Порядка проведения проверок по контролю качества аудиторских услуг (проект Порядка). Документ определяет порядок организации, проведения и оформления результатов проверок по контролю качества аудиторских услуг.

Напомним, что основная функция контроля возлагается Законом на Аудиторскую палату Украины, а точнее — на Комитет по контролю качества аудиторских услуг палаты (Комитет), а вот проверку субъектов, представляющих общественный интерес, будет проводить Инспекция по обеспечению качества в составе Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью (Инспекция).

В соответствии со статистическими данными, представленными в анализе регуляторного влияния к проекту Порядка, количество тех, кто имеет право проводить обязательный аудит финансовой отчетности, составляет около 300 субъектов, в это число входят и субъекты, которые имеют право проводить обязательный аудит финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес, — 92 единицы.

Проектом Порядка предлагается установить, что методы и способы планирования и организации проверок, проведения процедур проверки, критерии оценки, порядок оформления материалов и отчетности по результатам проверки, контроль выполнения обязательных рекомендаций, механизм и подходы к организации, осуществлению сбора информации определяются рекомендациями по проведению проверок по контролю качества, которые утверждаются Советом по надзору за аудиторской деятельностью Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью (Совет по надзору).

Риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности становится все больше оправданным. Профильное министерство, как и в других своих регуляторных актах, учло его и в проекте Порядка. В частности, предусматривается, что планирование проверок по контролю качества аудиторских услуг на следующий год проводится в текущем году на основании данных Реестра аудиторов и субъектов аудиторской деятельности с учетом рекомендаций по проведению проверок по контролю качества, в том числе с применением риск-ориентированного подхода.

Планы-графики проверок должны размещаться на официальных сайтах Аудиторской палаты Украины и Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью.

Отметим, что проект Порядка дублирует некоторые части статьи 40 Закона и закрепляет требования для инспекторов. Напомним, что проверки по контролю качества осуществляются инспекторами, которые являются должностными лицами Инспекции и работниками Комитета по контролю качества аудиторских услуг Аудиторской палаты Украины. Инспектором может быть назначено лицо, соответствующее ряду критериев. В числе таких требований — опыт работы аудитором не менее пяти лет, прекращение деятельности по предоставлению аудиторских услуг и повышенная квалификация по соответствующей программе, утвержденной комиссией по аттестации.

«Перед началом проведения проверки по контролю качества инспектор или инспекторы, которые входят в группу инспекторов, должны задекларировать отсутствие конфликта интересов между ними и субъектом аудиторской деятельности, проверка которого будет осуществляться», — отмечается в одном из положений проекта Порядка. При этом уточняется, что инспектор не имеет права осуществлять проверку субъектов, с которыми ранее его связывали трудовые отношения или отношения собственности. Право на проверку в дальнейшем будет предоставляться не ранее чем через три года после прекращения таких отношений.

Предусматривает проект документа и порядок оповещения субъектов аудиторской деятельности о дате и начале проведения проверки. Оповещается субъект по его местонахождению за 30 календарных дней до дня проведения проверки под подпись руководителя субъекта или его заместителя. Уведомить можно и через структурное подразделение делопроизводства субъекта аудиторской деятельности с отметкой на втором экземпляре акта о дате регистрации входящей корреспонденции и подписью работника структурного подразделения делопроизводства, который осуществил регистрацию, либо же заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, с указанием реквизитов почтового отправления на втором экземпляре. Предусмотрено и оповещение в электронной форме в установленном профильным законодательством порядке.

В случае наличия у субъекта аудиторской деятельности уважительных причин по решению Инспекции либо Комитета дата начала проверки по контролю качества аудиторских услуг по местонахождению субъекта может быть перенесена, но не более чем на один месяц и только один раз в течение года.

Перед началом проверки инспектор обязан предоставить руководителю субъекта аудиторской деятельности экземпляр направления на проверку. Сроки проведения проверки не должны превышать 15 дней с возможным продлением не более чем на этот же срок по решению Инспекции или Комитета.

По результатам проверки Инспекция или Совет по надзору может принять одно из трех решений: субъект прошел проверку, либо прошел проверку с обязательными к исполнению рекомендациями, либо проверку качества аудиторских услуг субъект аудиторской деятельности не прошел.

С решением можно будет ознакомиться на официальном сайте Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью.

Отмечается, что в случае если субъект не исполнил в установленный срок рекомендации, к нему будут применяться взыскания, но сам проект документа не содержит положения о порядке, форме и размере такого взыскания. Если же обратиться к нормам Закона, то раздел VIII регулирует вопросы профессиональной ответственности аудиторов и субъектов аудиторской деятельности. Напомним, что основания и порядок привлечения к ответственности урегулированы статьей 42 Закона. «Профессиональными проступками аудитора и субъекта аудиторской деятельности являются: неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей; несоблюдение требований независимости субъекта аудиторской деятельности; нарушение международных стандартов аудита; уклонение субъектов аудиторской деятельности от проведения проверки по контролю качества и/или невыполнение рекомендаций, предоставленных по результатам проведения проверок по контролю качества; нарушение требований этого Закона относительно полноты, достоверности и своевременности предоставления сведений об аудиторе и субъекте аудиторской деятельности для опубликования в реестре; неисполнение других обязанностей, определенных настоящим Законом», — устанавливает часть 5 статьи 42 Закона. Детально прописаны и формы взысканий. При этом следует обратить внимание, что аудитор или субъект аудиторской деятельности может привлекаться к профессиональной ответственности на протяжении семи лет со дня совершения профессионального проступка. Таким образом, у контролирующего органа будет существенный временной люфт для контроля качества аудиторских услуг, а аудиторам и субъектам аудиторской деятельности следует соблюдать нормы профильного Закона и заботиться о качестве предоставляемых ими услуг.

По мнению авторов проекта Порядка, его принятие позволит не только реализовать нормы Закона, что в свою очередь обеспечит проведение проверок по контролю качества аудиторских услуг, но и укрепить принципы независимости, эффективности внутренней системы контроля качества аудиторских услуг.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA