Украинское законодательство в сфере регулирования аудиторской деятельности справедливо называют устаревшим и не отвечающим международным стандартам аудита. Речь идет, прежде всего, о Директиве Европейского парламента и Совета 2006/43/ЕС от 17 мая 2006 года «Об обязательном аудите годовой отчетности и консолидированной отчетности». С очередной инициативой реформирования украинского аудита выступил Кабинет Министров Украины, внесший на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления аудиторской деятельности» (рег. № 10285). В частности, предлагается реформировать Аудиторскую палату Украины (АПУ), внедрить систему контроля качества аудиторских услуг, а также прямо установить, что аудиторы в своей деятельности применяют международные стандарты аудита. Отметим, что этот законопроект, разработчиком которого выступило Министерство финансов Украины, претерпел существенные изменения в ходе общественного обсуждения — как представляется, в лучшую сторону.
Согласно положениям законопроекта № 10285, общественный надзор за аудиторской деятельностью будет осуществлять реформированная Аудиторская палата Украины. Она лишится полномочий органа сертификации аудиторов и проведения контроля за качеством их услуг, оставаясь при этом надзорной инстанцией, уполномоченной рассматривать жалобы на решения соответствующих комиссий.
Количественный состав АПУ предложено расширить до 22 членов: кроме представителей органов государственной власти и аудиторов (по десять представителей), по одной квоте предоставлено Совместному представительскому органу работодателей на нацуровне и Методологическому совету по бухучету. При этом уточнено, что заполнять квоту аудита будут «профессиональные организации аудиторов и бухгалтеров Украины, которые осуществляют неприбыльную деятельность, и в которые входит не менее 10 % общего количества аудиторов, имеющих действующий сертификат (членство аудитора может быть учтено лишь в одной организации), и съезд аудиторов Украины».
Предусмотрены и ограничения: «Членами Аудиторской палаты Украины — представителями от государственных органов, Общего представительского органа стороны работодателей на национальном уровне и Методологического совета из бухгалтерского учета могут быть лишь лица, которые не являются основателями (участниками, акционерами) или членами руководящего органа аудиторской фирмы и не осуществляют в течение последних трех лет аудиторскую деятельность». По замыслу авторов законопроекта таким образом можно предотвратить возникновение конфликта интересов в работе АПУ. Члены Палаты не смогут входить в состав комиссий по сертификации и контролю качества аудиторских услуг. Еще одна интересная новелла — предлагается не избирать председателя Палаты, а установить очередность председательствования на заседаниях АПУ ее членов.
Законопроектом № 10285 предлагается установить, что контроль качества услуг аудиторских фирм и аудиторов — физлиц-предпринимателей, которые проводят обязательный аудит, будет проводиться раз в три года, а относительно остальных аудиторских фирм и аудиторов — с периодичностью в шесть лет.
Организация и осуществление контроля качества аудиторской услуги возлагается на комиссию по вопросам качества, которая формируется из восьми управляющих: четырех государственных служащих — штатных сотрудников Минфина, НБУ, НКЦБФР, Нацкомфинуслуг — и четырех представителей Аудиторской палаты Украины по предоставлению профессиональной организации аудиторов и бухгалтеров Украины, представленных в АПУ. Требования к управляющим аналогичны требованиям к членам Аудиторской палаты Украины — не быть основателями (участниками, акционерами) или членами руководящего органа аудиторской фирмы и не осуществлять в течение последних трех лет аудиторскую деятельность.
Для осуществления контроля качества аудиторских услуг комиссия по вопросам качества на договорных принципах привлекает контролеров — сертифицированных аудиторов, сдавших экзамены по специальной программе и прекративших осуществление аудиторской деятельности.
Обращает на себя внимание еще одна инициатива в сфере аудита — фактическое освобождение компаний, прошедших аудит налоговой отчетности, от проведения обязательных налоговых проверок. Согласно предложению народного депутата Игоря Савченко, плановые проверки соблюдения налогового законодательства могут не проводиться, если налогоплательщики добровольно раскрыли информацию, которая содержится в налоговых отчетах независимой аудиторской фирме, и подали такие налоговые отчеты вместе с аудиторскими отчетами в налоговую инспекцию по месту регистрации. Отметим, что сами аудиторы далеко не в восторге от такой инициативы.
Лариса Врублевская,
управляющий партнер Международного аудиторского союза
Качество аудиторских услуг на Украине всегда было предметом многочисленных дискуссий. Работать над повышением качества услуг необходимо, поскольку только это может поднять уровень доверия к аудиторам, решить проблемы независимости аудита и демпинга на рынке. Предусмотренный законопроектом № 10285 обязательный внешний контроль качества аудиторских услуг осуществляется комиссией по вопросам качества. Но создание этой комиссии, на мой взгляд, не соответствует требованиям
европейского законодательства об общественном надзоре за аудиторской деятельностью, поскольку предусмотрено, что в состав комиссии входят представители государства и Аудиторской палаты Украины, регламент ее деятельности регулируется АПУ, да и материально-техническое обеспечение осуществляется тем же органом. Хотелось бы, чтобы контроль качества аудиторских услуг обеспечивал более независимый субъект надзора.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…