Тенденции развития правовой системы Украины в последнее время затрагивают все чаще роль контролирующих органов, усиления фискальной функции государства, в частности путем повышения санкций юридической ответственности. В сфере трудовых отношений об этом свидетельствуют недавние изменения в трудовом законодательстве. Кроме того, предлагается принять ряд законодательных актов по повышению ответственности за нарушения законодательства о труде. В связи с этим возникает необходимость проверки соблюдения его требований субъектами хозяйствования, использующими наемный труд, а это, в свою очередь, порождает новые направления юридической практики.
Если говорить об уже принятых изменениях в трудовом законодательстве, прежде всего, следует упомянуть о создании нового контролирующего органа — Государственной инспекции Украины по вопросам труда (Инспекция), Положение о которой утверждено Указом Президента от 6 апреля 2011 года № 386/2011. В связи с принятием этого Положения в статусе контролирующего органа произошли такие изменения: предметно определен контроль, расширены формы его осуществления. Свою мощность показали завуалированные полномочия Инспекции по проведению информационно-разъяснительной работы, использованию баз данных государственных органов, относительно обязанности руководствоваться не только требованиями действующего законодательства, но и поручениями Президента и министра соцполитики. Кроме того, расширился спектр контролирующих органов. В их число, согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (с изменениями и дополнениями, внесенными Налоговым кодексом Украины) от 20 мая 2010 года №2275‑VI, вошли налоговые органы. Итог активизации контролирующих органов — в 2011 году инспекторы труда проверили 34 271 предприятие, выявили 141 545 нарушений трудового законодательства. Общая сумма штрафных санкций составила 14,2 млн грн.
Проект Трудового кодекса Украины (№ 1108) поддерживает тенденцию усиления контроля над соблюдением трудового законодательства. Документ предоставляет государственным инспекторам труда право задавать вопросы работодателю и работникам, получать от них объяснения, отчеты, другую информацию, а также доступ к любым помещениям, по которым имеются данные об их использовании, выполнении в них трудовых обязанностей или использовании принудительного труда и пр. (статья 400 проекта).
Нарушение любого законодательного акта в сфере трудового права сегодня предусматривает привлечение к административной ответственности согласно части 1 статьи 41 Кодекса об административных правонарушениях Украины. Вместе с тем сравнительно небольшие размеры штрафов по этой норме (от 510 до 1700 грн для должностных лиц) компенсируются штрафными санкциями за нарушение требований специального законодательства в сфере трудовых отношений. В частности, такие санкции указаны в Законе Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 8 июля 2010 года № 2464-VI (за нарушение порядка начисления, представления отчетности и др.). В этом контексте также следует обратить внимание на ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных, что имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, поскольку кадровая документация подпадает под признаки базы персональных данных. Применение соответствующих санкций отсрочено до 1 июля с.г., согласно Закону № 4343-VI от 13 января 2012 года.
Помимо этого, сегодня на общественном обсуждении находятся три правительственных законопроекта, которые содержат новые подходы к ответственности в сфере трудовых отношений. Согласно проекту Закона Украины «Об ответственности предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физических лиц — предпринимателей и граждан — субъектов предпринимательской деятельности и самозанятых лиц, использующих наемный труд», за неоформление трудовых отношений в случае фактического допуска работника к работе, а также за допуск работника-иностранца к работе без разрешения на трудоустройство взимается штраф в размере 35 минимальных заработных плат за каждого неоформленного работника. Ответственность за оформление трудовых отношений предусматривается установить и проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о труде)».
Планируется также обновить законодательство о занятости населения. Действующие сегодня санкции, согласно Закону «О занятости населения» (в частности, штраф в размере годовой заработной платы за каждого работника, уволенного в связи с изменениями в организации производства и труда с нарушением соответствующего порядка без представления отчета в центр занятости, нарушение срока представления такого отчета — согласно статье 20 Закона) будут расширены. В такой ситуации работодатель практически станет ограниченным в кадровом обеспечении предприятия.
Усиление ответственности за соблюдение трудового и связанного с ним законодательства привело к возникновению нового направления юридической практики, формой которого является кадровый аудит.
Основная задача кадрового аудита — проверка соблюдения трудового законодательства работодателями, выработка по ее итогам рекомендаций, предложений по устранению возможных нарушений, недостатков. Также кадровый аудит позволяет оценить уровень работы кадровой службы и общее состояние кадрового делопроизводства предприятия, выявить скрытые угрозы. К последним относятся потенциальные иски работников в случае нарушения их трудовых прав, злоупотребление с их стороны своими правами и положением и пр.
Практика проведения кадрового аудита свидетельствует о том, что большинство предприятий, даже с мощными кадровыми службами, допускают нарушения трудового законодательства. Наиболее типичные из них — нарушение порядка оплаты труда, порядка предоставления и оплаты отпусков и командировок, ведения трудовых книжек, неправильное применение института срочного трудового договора, трудового контракта, испытательного срока при приеме на работу.
Кроме этих нарушений, кадровый аудит позволяет выявить и недостатки кадрового делопроизводства (ошибки и неточности в кадровых документах, отсутствие отметки сотрудника об ознакомлении и пр.), которые являются весомыми в правоприменительной практике и учитываются судами.
Учитывая, что в ближайшей перспективе ответственность за нарушение трудового законодательства вырастет в разы, практика кадрового аудита может получить широкое распространение.
САМСИНА Татьяна — старший партнер, адвокат Международного правового центра EUCON, г. Киев
Сергей ДЗЮБЕНКО,
старший юрист АК «Правочин»
Говоря об изменении ответственности за нарушение трудового законодательства, стоит вспомнить еще о двух документах, которые вступили в силу в прошлом году. Это Закон Украины «О внесении изменений в статьи 19 и 43 Закона Украины «Об охране труда», который увеличивает обязательные расходы работодателей на охрану труда и, соответственно, устанавливает ответственность в виде штрафа за нарушение этого требования, а также Закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», расширяющий ответственность бизнеса. В части трудовых отношений он вводит ограничения на прием на работу близких работодателю лиц и предусматривает правовые последствия за несоблюдение этой нормы.
Если мы посмотрим на юридическую практику, то увидим, что позиции работников, выступающих истцами, также улучшены по сравнению с позициями работодателей (ответчиков). Сегодня стали частыми случаи, когда работники готовят обращение в суд еще задолго до своего увольнения. Нередко они выстраивают схемы взыскания с работодателей значительных сумм за реальные или мнимые нарушения трудового законодательства, используя элементы шантажа. Например, угрожают опубликовать конфиденциальную информацию, раскрыть «серые» схемы ведения бизнеса или практику выдачи зарплаты «в конвертах» и т.д.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…